Христианская наука

Гарольд Дж. Берри

Для кого-нибудь другого это было бы просто неудачным падением на льду, но для самой Мери Бекер-Паттерсон этот несчастный случай стал поворотным пунктом всей ее жизни.

По данным последователей "Христианской науки", миссис Паттерсон, получившая известность как Мери Бекер-Эдди, получила эту травму 1 февраля 1866 года. Повреждения были столь серьезны, что врачи оставили всякую надежду на выздоровление — так, во всяком случае, она говорила. Однако, тремя днями позже она прочитала в Библии то место, где рассказывается об исцелении Христом расслабленного (Мат. 9), и тут же выздоровела.

Этот случай заставил ее углубиться в изучение всех упоминаний об исцелениях, находящихся в Писании. Результатом этого исследования стали сформированные ею принципы, которые она назвала "Божественной или Христовой наукой". Так было положено начало движению, известному сегодня как "Христианская наука".

Точных данных о количестве членов этого движения нет, поскольку руководство для церкви запрещает публиковать такую статистику. Последователи "Христианской науки" не должны обнародовать сведения о количестве членов Материнской церкви или ее отделений. Однако по некоторым данным, можно предположить, что количество членов группы во всем мире составляет более трех миллионов человек.

Вероучение

Авторитетный источник

Последователи "Христианской науки" многие годы заверяли, что в основе их учения лежит Библия. Однако анализ взглядов последователей "Христианской науки" на Библию показывает, что они отнюдь не считают ее столь же авторитетным источником, как и труды Мери Бекер-Эдди. С другой стороны, учение Мери Бекер-Эдди само претендует на богодухновенность, на признание его "окончательным откровением" человечеству.

Имеющиеся свидетельства не оставляют сомнения в том, что последователи Мери Бекер-Эдди считают ее труды более авторитетными, чем Библия. В своих работах она позволяет себе толковать Библию по своему усмотрению. Подвергать же сомнению какие-либо утверждения миссис Эдди, как бы они ни противоречили Слову Божьему, считается недозволенным.

Проблема языка

Вероятно, самым большим препятствием для понимания учения "Христианской науки" является его язык. В основе интерпретации какого-либо языка или терминологии лежит основополагающий принцип, гласящий, что слова используются в своем привычном общеупотребительном смысле. Разумеется, допустимы метафоры и всевозможные стилистические приемы, но они не должны искажать смысл слов, традиционно используемых при общении.

Что же касается последователей "Христианской науки", то они игнорируют все правила грамматики. Смысл, который они вкладывают в разные слова, не имеет ничего общего с общепринятым. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть глоссарий в "Науке и здоровье". Говоря об этом глоссарии, Мери Бекер-Эдди писала: "В нем содержится метафизическая интерпретация библейских терминов, объясняющая их духовный смысл, который, собственно, и является истинным". Но как же в таком случае определить "истинный смысл" используемых в Библии терминов? Ведь каждый человек может придавать одному и тому же смыслу различное метафизическое значение! Таким образом, вольная интерпретация Мери Бекер-Эдди была признана более соответствующей истине, чем традиционное толкование библейских текстов.

Вот несколько примеров из глоссария "Науки и здоровья": "Гихон (река). Права женщины, признаваемые моралью, правилами, социальным устройством. Хиддекел (река). Божественная наука, понятая и признанная". Как можно давать столь странные толкования обычным названиям двух рек?

При таком аллегорическом, метафизическом подходе библейские термины полностью теряют свое историческое значение. Все спиритуализируется до такой степени, что для чего-либо физического просто не остается места. Так, Адам, оказывается, не был, в действительности, человеком, созданным Богом и впавшим в грех. По мнению "Христианской науки", "Адам" означает "ошибка, ошибочность; вера в "первородный грех", болезнь и смерть, зло; противоположное добру". Отрицая Адама как личность, "Христианская наука" тем самым сводит на нет необходимость искупительной жертвы Христа, открывающей человеку путь назад к Богу. Аналогичным образом "Христианская наука" придает совершенно иной смысл многим другим традиционно установившимся теологическим терминам. В этом можно легко убедиться, познакомившись с основными догматами "Христианской науки".

Троица

Как и многие другие религиозные группы, "Христианская наука" отрицает библейский взгляд на Троицу. Мери Бекер-Эдди писала: "Догмат о трех лицах в одном Боге (то есть личностная Троица или Триединство) низводит нас до веры в языческих божков, а не в Того Единого Предвечного, говорящего "Я Есмь".

"Христианская наука" пошла в этом вопросе даже дальше — она вообще отрицает, что Бог — Личность. Взгляните на то, как миссис Эдди метафизически интерпретирует Троицу. "Жизнь, Истина и Любовь сливаются в триединую личность, называемую Богом, то есть в трижды божественный Принцип Любовь". Таким образом, последователи "Христианской науки" рассматривают Бога как некую обезличенную идею. Он для них просто "божественный Принцип". Отрицаются также личностность Иисуса Христа и Святого Духа: "Бог Отец-Мать, Христос — духовная идея сыновства, божественная наука или Святой Утешитель".

Библейское христианство, напротив, верит, что Бог есть Троица. Он единосущен в трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Повсюду в Библии мы находим относящиеся к Богу местоимения, употребляемые во множественном числе. В Бытие 1:26 Бог говорит: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему"; см. также Быт. 11:7. Это свидетельство того, что Иисус Христос и Святой Дух были с Богом изначально, слитые воедино- А в Новом Завете ясно говорится о том, что Иисус Христос — Бог (см. Иоан. Ш. 8:58, 10:30; Фил. 2:5-11; Кол. 2:9).

Кроме того, в Библии имеется множество неоспоримых свидетельств того, что Бог, Иисус и Святой Дух — Личности. Сами атрибуты Бога доказывают, что Он — Личность, а не просто божественный принцип любви. Он видит (Быт. 6:5), слышит (Исх. 2:24) и говорит (Исх. 3:4-6; Мат. 3:17). Он имеет разум и волю, Он думает, помнит и знает все (Иер. 29:11; 2 Тим. 2:19; 1Иоан. 3:20).

Таким же образом, Святой Дух — это не просто какая-то идея "божественной науки". Он обладает разумом, эмоциями и волей. Он делает то, что в состоянии делать только личность. Он осуждает мир (Иоан. 16:8), Он учит (Иоан. 14:26), Он порождает (Иоан. 3:6), Он крестит (1 Кор. 12:13) и может быть оскорблен (Еф. 4:30).

Иисус Христос

Последователи "Христианской науки" не только отрицают, что Иисус Христос единосущен Богу, но и утверждают, что слова "Иисус" и "Христос" не относятся к одной личности. "Иисус, — писала миссис Эдди, — это имя человека, который в наивысшей степени представил Христа — истинную идею Бога. Иисус — человек, подобный людям, а Христос есть божественная Идея; отсюда дуализм Иисуса Христа".

В учениях "Новой мысли", "Школы христианского единства" и "Христианской науки" дуализм является ключевой концепцией. Эти учения утверждают, что ценность имеет только нематериальное, духовное; материя же подлежит отрицанию или преодолению. Поскольку они считают, что вся материя есть зло или нечто не су шествующее, то делают вывод, что духовное не может жить в материальном. Следовательно, — Христос, как "истинная идея Бога", не мог жить в человеческом теле. Следуя той же логике, они утверждают, что и Бог не может быть в человеке.

"Христианская наука" отвергает не только Личность и единство Иисуса Христа, но и некоторые важнейшие аспекты Его служения ради нас. Мери Бекер-Эдди, отрицая реальность греха, не придавала большого значения библейскому повествованию о смерти Иисуса Христа за грехи. "Одна жертва, как бы велика она не была, не может искупить греха. Для искупления требуется постоянное самопожертвование грешника. Было бы противоестественно, если бы Бог обрушил Свой гнев на Своего возлюбленного Сына. Все это выдумки человека. Искупление — труднейшая проблема теологии. Его научное объяснение состоит в том, что страдание есть заблуждение греховного чувства, которое Истина разрушает. В конечном счете оба — и грех, и страдание — падут к ногам вечной Любви".

"Христианская наука" также учит, что Иисус Христос не умер на кресте и был жив во гробе. Миссис Эдди говорила: "Его ученики думали, что Иисус мертв, когда спрятали Его в гробнице, но Он был жив, и продемонстрировал в узком склепе силу Духа, преодолевшую смертный, материальный разум".

Однако в Библии есть много свидетельств того, что Христос действительно умер на кресте (см. Иоан. 19:33; Рим. 5:6,8,10). Иисус Христос не просто умер и воскрес, но Его смерть сняла с нас вину за наши грехи: "Христос умер за грехи наши, по Писанию" (1 Кор. 15:3).

Грех

Взгляды последователей "Христианской науки" на Иисуса Христа и искупление вытекают из их взглядов на человека и грех. Отрицая материальную сущность человека, они отрицают и реальность греха: "Человек не есть материя. Он не состоит из мозга, крови, костей и других материальных элементов-. Человек духовен и совершенен. Человек не поддается греху, болезни и смерти". Действительный человек не может отлучиться от святости, и Бог, Который развивает человека, не может порождать в нем способность или свободу грешить".

Однако будучи вынужденными как-то реагировать на существующий в мире грех, "Христианская наука" пробует отговориться, заявляя, что проблема состоит не в самом грехе, а в вере в грех. Мери Бекер-Эдди пишет: "Единственная реальность греха, болезни или смерти состоит в том ужасном факте, что нереальное ошибочно воспринимается человеком как реальное, пока Бог не сбросит с него его обманчивых покровов. Они не реальны, поскольку они не от Бога". И добавляет: Трех, болезнь и смерть должны быть классифицированы как результат заблуждения. Христос пришел, чтобы уничтожить веру в грех".

Отрицая существование греха, они обманывают себя и в то же время обвиняют в обмане Бога: "Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас" (1 Иоан. 1:8,10). Таким образом, "Христианскую науку" никак нельзя относить к числу движений, основывающихся на Слове Божьем.

И тот факт, что последователи "Христианской науки" так же умирают, как и все другие люди, казалось бы, является для них достаточным доказательством реальности греха. "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5:12).

Спасение

Не считая Адама реальной личностью, впавшей в грех, и относя сам грех к плоду человеческого воображения, последователи "Христианской науки" не видят никакой необходимости в спасении через Иисуса Христа. Как храбро заявила Мери Бекер-Эдди: "К окончательному избавлению от ошибки, из-за которой мы не можем наслаждаться бессмертием, к безграничной свободе и безграничному разуму ведет дорога, отнюдь не усыпанная цветами; и навряд ли мы придем к ним, пытаясь возлагать свою веру без дел на замещающие старания кого-то другого".

Отвергая существование греха, болезней и смерти, "Христианская наука" утверждает, что люди зарабатывают спасение победой над страданиями и соблазном: "По воле Христа, смертные испытывают страдания. Это заставляет их, как это бывает с утопающим, делать отчаянные усилия, чтобы спастись; и благодаря безмерной любви Христа эти усилия увенчиваются успехом. "Вырабатывайте свое спасение" — вот требование Жизни и Любви. Бог поможет вам в достижении этой цели… Когда дым сражения рассеется, вы увидите то добро, которое вам удалось совершить, и получите то, что заслужили. Любовь не спешит избавить нас от искушений, так как Любовь знает, что мы будем испытаны и очищены".

Итак, последователи "Христианской науки" веруют в спасение через добрые дела. Однако это не только противоречит их собственному учению, но и прямо противоположно тому, что говорится в Священном Писании. Слово Божье четко определяет единственный путь спасения: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8,9) • И хотя испытания и искушения неизбежно сопровождают жизнь христианина, никакие страдания не могут заслужить Божьего спасения. Только страдания и смерть Христа достаточны, чтобы спасти нас.

Ад

"Христианская наука" и здесь извратила ясное учение Христа. Она отрицает реальное существование ада и вечных мук, заменяя их неким метафизическим толкованием. В глоссарии "Науки и здоровья" дается следующее определение ада: "Смертная вера, заблуждение, вожделение, угрызения совести, ненависть, мщение, грех, болезнь, смерть, страдание и самоубийство, добровольная агония, последствия греха, мерзость и ложь".

По представлению "Христианской науки", ад — это лишь такое умонастроение, при котором мы сами мучаем себя чувством вины за наш воображаемый грех.

Болезнь и смерть

По утверждению Мери Бекер-Эдди, органических болезней вообще не существует: "Причины всех так называемых болезней надо искать в психике человека". Действительно, по данным медицинской науки, психическое состояние человека отражается и на его физическом здоровье. Существуют так называемые психосоматические заболевания, имеющие прямую причинную связь с психическим состоянием человека. За тысячу лет до Рождества Христова Соломон написал: "Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" (Пр. 17:22).

Но Мери Бекер-Эдди имела в виду вовсе не это. Она вообще отрицала существование материи и всего, относящегося к физическому телу. А если наши тела не существуют, то болезнь — это всего лишь "иллюзия". То же самое она говорила о смерти, определяя ее как "иллюзию, ложь материальной жизни, нереальную и ненастоящую, противоположную Жизни".

"Христианская наука" утверждает, что причина всех болезней и смерти кроется в вере в них. А значит, все лечение состоит в том, чтобы помочь человеку отвергнуть реальность его болезни. Если же и после этого человек не выздоравливает, то виновата лишь его неспособность преодолеть свое заблуждение. Но разве так исцелял Иисус? Нигде в Евангелиях Он не отрицал реальность болезни. Наоборот, Он на глазах у множества свидетелей исцелял именно физические недуги.

Что же касается Мери Бекер-Эдди, то хотя она и заявляла, будто с помощью Божественмой науки вылечила сотни людей, эти слова никогда не были подкреплены документальными свидетельствами. Когда же врачи предложили ей продемонстрировать свои способности целительницы в их присутствии, она наотрез отказалась.

Заключение

Итак, мы убедились, что учения "Христианской науки" явно расходятся с доктринами Писаний. Последователи Мери Бекер-Эдди много говорят о значении Истины, но сами не имеют о ней ни малейшего представления. Дж. К. Ван Баален, специалист по проблеме псевдорелигий, правильно обобщает сущность "Христианской науки": "Без сомнения, апостолы бы не одобрили и ранняя Церковь не потерпела бы такую "религию", которая в завуалированной форме, зачастую лживым языком учит, что после кажущейся смерти Иисуса Его положили в фиктивную могилу, что Его нереальное тело было безо всякой необходимости принесено в жертву для искупления никогда не существовавших грехов и спасения от несуществующего зла тех, кто направлен в воображаемый ад, являющийся всего лишь заблуждением ложного смертного разума".

 

Христианская страничка

Добавить комментарий