О школе и учителях




Вместо того, чтобы держаться двумя руками за красивый диплом, возьмите снова блокнот и ручку. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно…»

Михаил Черенков,  Ассоциация «Духовное возрождение»

 

Сентябрь напоминает о школе и учебе даже тем, кто давно уже вышел из ученического возраста. Школа – это скорее символ, чем реальное место или ранний период жизни в десять лет длиной. Вся жизнь может пониматься как школа. А если она будет пониматься именно так, то не будет места обидам и разочарованиям. Все трудности будут лишь уроками, а сложные этапы подготовкой.

Последнее время я все чаще думаю о людях, которые оказали влияние на мое формирование, о моих друзьях и учителях. Некоторых из них уже нет на этой земле, да и оставшиеся, включая автора этих строк, не вечны. Поэтому хочется вспомнить их и сказать спасибо. Рано или поздно надо провести работу над ошибками и оправдать доверие, показать результат, достойный их хорошей оценки и улыбки.

За жизнь с ее успехами и неудачами, уроками и экзаменами, благодарю Бога. Его мнение для меня главнее всего. Его доверие принимаю с ответственностью и благодарностью. Знаю, что в Его школе я только лишь в начале пути и мне предстоит еще многому научиться. Но знаю также и то, что у Него есть для меня специальное творческое задание и эта перспектива захватывает и вдохновляет.

Сердечное спасибо должен сказать моим родителям. Только сейчас начинаю понимать, что именно им обязан за все доброе, что есть в моем характере. Их принципиальность в жизни и служении, преданность делу, довольство и непритязательность достойны подражания. Пережив репрессии безбожного режима и бедность многодетной семьи, они никогда не считали себя особенными, всегда молчали и награды не цепляли даже по праздникам. Но именно от них я усвоил, что за свою веру и личные принципы нужно бороться и быть готовым к испытаниям. Отсюда у меня выработался стойкий иммунитет к власти и богатству, сопротивляемость насилию государства и официальных лиц.

В подпольных христианских детских лагерях моим учителем был известный проповедник и узник за веру Степан Герасимович Дубовой. Его посвященность служению, вера в чудеса, самодисциплина и аскетизм восхищали меня. С восходом солнца он уходил в поле, чтобы перед началом дня побыть наедине с Богом. Он убедил меня, что юный возраст – не помеха, и начинать свой путь служения нужно прямо сейчас. Именно в летнем христианском лагере я произнес свою первую проповедь.

Я должен выразить признание также моим школьным учителям. Моя первая учительница Екатерина Филипповна Коротеева была безбожницей и крепко журила меня за нежелание вступать в октябрята и пионеры. Но именно она научила печальным народным песням, рассказала о детях-героях, создала в классе атмосферу семьи. Позже, уже после распада СССР, я много говорил с ней о вере. Ее сердце искало Бога. Одинокая пенсионерка в разваливающемся домике скрывалась от стремительных перемен в окружающем мире, унося с собой свою эпоху, школу, любовь к детям.

В старшем школьном возрасте мне посчастливилось учиться у нескольких ярких педагогов, сердце которых принадлежало детям и своему призванию. Лидия Анатольевна Салагаева и Таисия Васильевна Степурко научили понимать литературу, видеть в ней не только развлечение, но жизнь и поиски автора, его время. С тех пор художественное творчество стало моей стихией. Нина Григорьевна Вавилова бескомпромиссно учила высшей математике, ее требовательность и дисциплина воспитывали во мне, склонном к гуманитарным дисциплинам, новые качества – усидчивость, оперативность, порядок во всех отношениях. Благодаря наставлениям Александра Николаевича Анищенко, воспитавшего целую когорту победителей школьных олимпиад, я в кратчайшие сроки подготовился к всеукраинской олимпиаде по истории и занял на ней первое место. Человек энциклопедических знаний, он предпочитал скромное место учителя и бедное достоинство, чем депутатское кресло и грязную политику. Он научил меня работать не только с учебниками и пособиями, но также запоем читать энциклопедии, выискивать нужное в периодике, собирать по крупицам дефицитную информацию.

В музыкальной школе я попал к строгой Тамаре Александровне Вовченко, которая заставила меня работать над собой, избавиться от комплексов, расслабить зажатые руки и почувствовать аккордеон частью себя. При ней академконцерты я проходил без страха. Но еще больше я ценил беседы с ней после вечерних занятий – о жизни, смысле, вере.

Университет стал для меня разочарованием – я не встретил там гениев и желанного интеллектуального накала. Мой научный руководитель Лариса Георгиевна Шепко ставила мне отлично за курсовую работу и при этом печально вздыхала: «Черенков, ты же понимаешь, что это не то, что нужно. Ты должен работать не на оценку, а на новое качество». Мой научный консультант и учитель Василий Иванович Масальский возвращал мне мои исследования раскрашенными и испещренными замечаниями. Я делал робкие попытки, но пробы пера успеха не приносили. Зато рано начал ездить на конференции в Москву, Киев, Петербург, познакомился с выдающимися учеными. Этот круг общения открыл для меня другие стандарты мысли и слова. Я понял, что над текстами нужно работать кропотливо и системно, скромно думая о своих возможностях и четко ориентируясь на поставленные задачи. Уже в аспирантуре мой руководитель Татьяна Александровна Андреева окончательно вылечила меня от «звездной болезни» и ввела в цех профессионалов. Стало ясно, что настоящая учеба только начинается.

Между тем учеба не только подготовка к жизни, но и сама жизнь. Я всегда знал, что цель моей жизни состоит в служении Богу, в исполнении Его призвания. Поэтому все, что я приобретаю – знания, навыки, статус, — я должен употребить для Его дела. Это не принадлежит мне, я не имею право расточать накопленное для себя. Путь моих исканий привел меня в Донецкий христианский университет, где моим коллегой, старшим другом и наставником стал его ректор Алексей Иванович Мельничук. Именно он помог мне постепенно соединить мои знания и служение, направить потенциал личности на общее дело церкви и христианского образования.

Я хочу сказать искреннее спасибо всем моим друзьям, братьям, коллегам, которые были для меня примером и поддержкой. Всем хорошим в себе я обязан им. Благодарю также моих критиков, недругов, оппонентов. Именно они видят все мои недостатки и помогают работать над собой. Настоящей школой стала для меня семья – моя жена Нина, дочери Каролина и Василиса, очень терпеливы ко мне и помогают учиться необходимым для счастливой семейной жизни качествам и навыкам.

Я благодарен Богу и моим коллегам за возможность быть частью служения «Школы без стен», в которой мы все можем почувствовать себя учениками и воспитать в себе учителя. Это подход не только к образованию, но и к жизни, в которой никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Вместо того, чтобы держаться двумя руками за красивый диплом, возьмите снова блокнот и ручку. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно…».

Школа без стен

Добавить комментарий