Деяния: 2000 лет спустя




Павел Гончар

 

 

Очевидно, что описанные в Деяниях Апостолов чудес­ные проявления силы Божьей, как говорение на иных язы­ках, чудотворения, обращение нескольких тысяч одновре­менно в результате только од­ной проповеди, не являются единственными определяю­щими успеха. Огненные язы­ки пятидесятницы скорее бы­ли только первыми искрами, из которых возгорелось мис­сионерское пламя, за считан­ные десятилетия дошедшее до дома самого кесаря.

Давайте еще раз вернемся к деяниям двухтысячелетней давности и попытаемся опре­делить основные принципы успеха апостольской церкви.

 

Священство всех верующих.

Для хорошо орга­низованной церкви, в кото­рой есть большая армия про­фессиональных служителей, естественно полагаться на па­сторов и евангелистов как на основную силу в деле продви­жения своей миссии, в то время как рядовые члены просто жертвуют, посещают и наблюдают. Такое разделе­ние на «клир и мир» не было характерно для Апостольской церкви и, скорее, перешло по наследству от церкви средних веков.

Согласно Новому Завету, служение — не привилегия избранных, но священная обязанность каждого христи­анина, такая же значимая и важная, как служение свя­щенника в храме.

«Но вы — род избранный, царственное священство, на­род святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совер­шенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9). И хотя в апос­тольских посланиях нет пря­мых призывов к миссионер­ской работе, факт примире­ния в Иисусе Христе подразу­мевает «служение примире­ния» для погибающего мира (2 Кор. 5:18) и факт «при­звания» подразумевает «воз­вещение Призвавшего».

Две тысячи лет назад для Апостольской церкви сущест­вовала опасность превратить­ся в «аквариум для святых», вместо того чтобы быть «лов­цами человеков». « Гонения на Иерусалимскую церковь дали новый, сильный толчок евангельской работе. Пропо­веди имели здесь большой ус­пех, и возникла опасность, что ученики надолго задер­жатся в этом городе и прене­брегут поручением Спасителя возвещать Евангелие миру. Забыв, что лучший способ противостоять злу — это на­ступательное служение, они стали думать, что самое глав­ное защищать церковь в Ие­русалиме от нападок врага, а не нести Евангелие тем, кто не слышал его. Они были склонны занять такую пози­цию, когда все довольствуют­ся уже достигнутым. Чтобы рассеять Своих представите­лей по земле, где они могли бы служить людям, Бог допу­стил гонения на Свою Цер­ковь. Изгнанные из Иеруса­лима верующие «ходили и благовествовали слово»3. Эта же опасность стать «аквариу­мом для святых» существует и сегодня.

Согласно Новому  Завету, служение — не привилегия избранных, но священ­ная обязанность каждого христианина, такая же значимая и важная, как служение  священника в храме. В Рим. 12:1 присутствует прямое пригла­шение к такому служению:

«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, пред­ставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего».

Другими словами, только выполнением своих миссио­нерских обязанностей цер­ковь оправдывает свое суще­ствование, а каждый верую­щий в отдельности — свое призвание быть «царствен­ным священством».

 

Пастор как наставник.

Какова роль пастора в новоза­ветной модели церкви? Кто он: энергичный «паровоз», ко­торый изо всех сил тащит за собой состав, или наставник, использующий свои опыт и знания, чтобы найти и на­учить тех, кто мог бы передать Евангелие другим людям (2 Тим. 2:2)? Именно такая схе­ма миссионерства, когда Бла­гая весть передается из рук в руки, по цепочке, во многом и определила успех Апостоль­ской церкви две тысячи лет назад. Роль пастора в этой це­почке — роль наставника или первого звена, от которого бе­рет начало вся цепь.

Серьезное и, возможно, неожиданное   препятствие для успешного распростране­ния истины обнаруживается в самих наших церквах. Ког­да осуществляется работа по ознакомлению неверующих с нашей верой, члены церкви слишком часто остаются бе­зучастными к ней, будто они не являются заинтересован­ной стороной, а все бремя этого труда возлагается на служителя. По этой причине труд самых способных из на­ших работников иногда при­носит совершенно незначи­тельные результаты. Можно произносить самые прекрас­ные проповеди, можно возве­щать именно ту весть, в кото­рой нуждаются люди, и при этом не приобретать новые души для Христа.

Если работа проводится там, где уже есть община ве­рующих, служитель должен основные усилия направить не столько на обращение не­верующих, сколько на подго­товку членов своей церкви к выполнению посильного для них служения. Он должен индивидуально работать с каждым из них, стремясь пробудить в них стремление к обретению более глубокого опыта и работе для других. Когда же члены общины го­товы поддержать служителя своими молитвами и труда­ми, усилия его увенчаются го­раздо большим успехом.

Наставническая   модель пасторского служения не яв­ляется чем-то новым. Но при всей её очевидности она часто очень далека от своего вопло­щения. Например, подсчи­тайте, сколько времени вы за­трачиваете на подготовку к проповеди, на посещения, на участие во всевозможных се­минарах и встречах, на обуче­ние в семинарии, и сравните с тем временем, когда вы учи­те членов церкви использовать свои дары для служения.

В наставническом служе­нии пастора необходимо вы­делить три аспекта: определе­ние и развитие духовных да­ров, простота и доступность изложения истины, и воспита­ние характера членов церкви.

 

Определение духовных даров.

Самым простым способом выявления духовных даров является тестирование. Но, как показывает жизнь, быст­рые методы не всегда являют­ся самыми эффективными. Выявление и развитие даров не может ограничиваться только тестом, это скорее кропотливый процесс, требу­ющий усилий как пастора, так и членов церкви. Давайте остановимся на пяти простых шагах выявления духовных даров.

Первым шагом является молитва. Если дары исходят от Святого Духа, то естественно будет просить Его дать дар для служения. Но при этом необходимо помнить, что в Божьем плане спасения этого мира для каждого при­готовлены особая роль и мес­то, и самым благословенным служением будет именно то, которое определил для нас Сам Господь. Наше видение и наши планы, даже если они нам кажутся единственно верными, могут отличаться от Божьих, или, говоря языком Деяний, Дух может не допус­тить к этому служению (Деян. 16:6). Поэтому важно не только молиться о каком-ли­бо даре, но и слушать, что от­вечает Бог.

Другим шагом будет изу­чение всех возможных даров. Лучше всего это исследование начать с даров, упомянутых в Посланиях к Римлянам (12 гл.), в 1 Коринфянам (12 гл.) и Ефесянам (4 гл.). При этом надо помнить, что дары Свя­того Духа не могут быть огра­ничены только теми, какие упомянуты в Писании. Эти дары были даны церкви в I веке и отвечали требованиям времени. Сегодня, две тысячи лет спустя, церковь может нуждаться в других или в до­полнительных дарах. Из пе­речня всех возможных даров (а только в указанных текс­тах назван 21 дар) попробуй­те выделить те несколько, ко­торыми вы, возможно, обла­даете.

Третье, что вы должны де­лать, — экспериментиро­вать с дарами. Другими сло­вами, старайтесь использовать их и смотрите на результат. Одним из признаков облада­ния даром будет способность делать что-то лучше или с меньшими усилиями по срав­нению с другими людьми. Многие члены церкви так ни­чего и не знают о своих дарах

просто потому, что они ни­когда не старались использо­вать их на практике. Поэтому церковь, основывающая свое служение на дарах, должна предоставить свободу и воз­можности для поиска своего дара каждому верующему и не ограничиваться общепри­нятыми шаблонами. Также необходимо помнить, что для полного раскрытия некото­рых даров может понадо­биться дополнительное обуче­ние. Например, дар евангели­ста подразумевает знание то­го, как правильно преподать библейский урок.

Четвертый шаг заключает­ся в том, чтобы исследовать свои чувства. Чувства не все­гда являются надежным кри­терием оценки, но они, несо­мненно, важны, когда чело­век пытается определить свое место в служении или свой дар. Что вы чувствуете, когда на практике пытаетесь осу­ществить то или иное дарова­ние? Если ваша деятельность не приносит вам никакого удовольствия, это, возможно, не ваш дар. Хотя надо иметь в виду, что, как правило, пер­вые шаги в служении дарами могут быть связаны с трудно­стями и настоящее чувство удовлетворения придет поз­же, когда появятся первые плоды. Когда же мы будем использовать дары, данные Богом, это будет приносить радость и удовольствие.

Пятый шаг заключается в оценке результатов. Духов­ные дары даются для опреде­ленной цели. И если эта цель не достигается, логично за­дать вопрос: а действительно ли это дар Святого Духа? Но при этом необходимо по­мнить, что всем нам свойст­венно недооценивать резуль­таты своей работы. Многие христиане из-за заниженной

самооценки никогда не чувст­вуют, делают ли они что-то значительное для своего Гос­пода, и нуждаются в под­держке.

Ориентируя церковь на служение дарами, очень важ­но помнить, что целью такого служения является не фор­мальная раздача поручений в общине по принципу «чем больше заняты члены церкви, тем меньше проблем». На­стоящей целью является ини­циатива самих членов церкви по определению своего дара и возможности служения этим даром погибающему миру.

 

Ясность и простота изложения истины.

Другой важной обязанностью пастора как наставника явля­ется ясное и доступное изло­жение истины. Апостол Па­вел просит Тимофея: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай вер­ным людям, которые были бы способны и других на­учить» (2 Тим. 2:2). Эти сло­ва подразумевают необходи­мость простого и доступного изложения истины, так, что­бы ее легко было понять, за­помнить и передать другим.

Если в средние века свя­щеннослужители были хра­нителями истины (что во многом объясняется негра­мотностью и отсутствием пе­чатного слова), то сегодня су­ществует опасность, что про­стая истина может потерять­ся среди огромного количест­ва часто противоречащих друг другу богословских трудов и стать достоянием узкого кру­га людей, получивших специ­альное образование. Напри­мер, особенностью выпускае­мых сегодня духовных книг является тщательная бого­словская аргументация, пере­сыпанная множеством науч­ных терминов. Это обстоятельство создает у неиску­шенного в богословии верую­щего впечатление, что истина слишком сложна, а ее пони­мание или проповедование, возможно, требует специаль­ного образования. Разочаро­вавшись в своей способности понять истину, рядовой веру­ющий может потерять к ней всякий интерес.

Такое положение вещей не может содействовать раз­витию дара благовестия. Как можно проповедовать исти­ну, не понимая ее сути? Или как убеждать других в том, в чем сам не уверен? Кажется, именно по этой причине многие члены наших общин не благовествуют. Они или просто не поняли сущности наших доктрин или не увере­ны в своей способности убе­дительно передать их другим.

С другой стороны, пытаясь сделать истину простой и до­ступной, надо опасаться пре­вратить ее в сухую догму. Со­временный человек относится с недоверием к слишком про­стым и однозначным утверж­дениям. Для него мало знать, что написано, он должен знать также и почему так на­писано. Истина должна быть преподана как живая и дейст­вующая, отвечающая на кон­кретные нужды, данная как путеводный свет среди тьмы губительных заблуждений. В свою очередь, когда истина по­нята и принята как руководст­во в жизни, она может быть успешно передана и другим.

 

Характер важнее способностей.

И, наконец, еще один важ­ный принцип жизни Апос­тольской церкви: характер важнее способностей. Так, при выборе первых семи дья­конов апостолы рекомендова­ли избрать не всезнающих или деловых людей, а обра­тить особое внимание на ха­рактер: дьяконы должны бы­ли быть исполнены веры и Духа Святого (Деян. 6:3). Читая рекомендации апосто­ла Павла о выборе кандида­тов для пресвитерского слу­жения, мы обнаруживаем все тот же принцип: характер важнее способностей (см. Тит. 1 гл. и 1 Тим. 3 гл.).

Этот новозаветный прин­цип является важным услови­ем успеха личного миссио­нерского служения. Если бы мы смирились перед Богом и были бы добры, учтивы, мяг­косердечны и сострадательны, тогда там, где сейчас только один, была бы тысяча обра­щенных в истину. Завещая своим ученикам любить друг друга, Иисус подчеркнул: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Церковь не может просто использовать рядовых членов для осуществления ка­ких-то планов или программ подобно тому, как использу­ются разные детали в отла­женном механизме. В Писа­нии церковь сравнивается с живым телом, а не с бездуш­ной машиной. Служение ве­рующих подразумевает пла­менеющий дух, духовное раз­витие, инициативу и ответст­венность, что и является важ­нейшей основой служения.

Можно проводить специ­альные семинары по обуче­нию руководителей отделов и рядовых членов, можно при­готовить самые лучшие посо­бия, но без возрождения ха­рактера все знания окажутся бесполезными. Церковь — это не только миссионерская организация, это собрание «призванных святых» (Рим. 1:7). Дух Святой наделяет церковь не только дарами для служения, но и плодами свя­той жизни, поэтому истинное служение дарами будет со­провождаться проявлением плодов любви, ибо сказано, что вера действует любовью (см. Гал. 5:6).

Заканчивая Послание к Колоссянам, апостол Павел упоминает о Епафрасе, кото­рый всегда молится о церкви, чтобы они «пребыли совер­шенны и исполнены всем, что угодно Богу» (Кол. 4:12). Мо­литва, проповедование, уве­щевание — все это является неотъемлемой частью настав­нического служения пастора по подготовке членов церкви к миссионерскому служению. Эта подготовка включает в се­бя больше, чем выявление да­ров или обучение, но приоб­ретение богоугодных черт ха­рактера, которые будут убеди­тельно свидетельствовать о преобразующей силе благода­ти. «Практический пример силы Евангелия, явленный в повседневной жизни, гораздо более ценен для мира, чем проповеди или исповедания веры, которые не подкрепле­ны добрыми делами. Пусть каждый, кто носит имя Хрис­та, помнит, что своим поведе­нием создает положительное или отрицательное впечатле­ние о библейской вере у всех, с кем он общается».

Добавить комментарий