Движение \»Новый Век \»




Гарольд Дж. Берри

 

Движение "Новый Век" является сегодня "самым опасным врагом христианства".

Таково авторитетное мнение бывшего профессора сравнительного богословия Далласской духовной семинарии (штат Техас) Нормана Л. Гейслера. Он считает, что движение "Новый Век" более опасно, чем "светский гуманизм".

Область интересов движения исключительно широка: образование, культура, история, религия, политика, философия, наука, здоровье. У движения нет центральной штаб-квартиры, списков руководства и членов, а, следовательно, и точных статистических данных, по которым можно было бы судить о количестве сторонников "Нового Века".

Предыстория

Слова "Новый Век" невольно наводят на мысль о том, что взгляды и верования этого движения отличаются новизной. Однако, на самом деле, нового в них мало. Название "Новый Век" на самом деле связано с представлениями членов движения о вступление человечества в эру Водолея. Астрология утверждает, что небесные тела оказывают влияние на земную жизнь человечества. А поскольку эта "наука" чрезвычайно популярна среди "нововековцев", термин "Век Водолея" они позаимствовали именно из астрологии.

"В связи с прецессией равноденствий, точка, в которой Солнце пересекает небесный экватор с юга на север (весеннее равноденствие), приблизительно в 2200 году передвинется в созвездие Водолея, что и дало повод говорить о "заре Века Водолея"".

Похоже, движение "Новый Век" появилось как реакция на засилье науки, разложившей мир на множество объективных составляющих, разобранных на мельчайшие детали. Все это возродило определенную тягу к субъективному и целостному, что, в частности, проявилось в возросшем внимании ко внутреннему миру человека, популяризации холистических методов лечения, а так же в предпочтении глобальных подходов узко национальным.

В последние десятилетия западная система образования, от детского сада до университета, основывалась на атеистическом мировоззрении. Это означает, что все в мире объяснялось без учета существования сверхъестественной Божественной силы. И хотя некоторым учителям-христианам и удавалось в какой-то степени сгладить этот "перекос" сознания, тем не менее, в системе в целом места для Бога не было.

Такая система готовила ученых, придерживающихся подобного же взгляда на мир. И хотя некоторые из них были истинно верующими христианами, от них все равно требовалось искать ответы на все вопросы в экспериментальной лаборатории, а не у Бога.

Можно изгнать Бога из классной комнаты и лаборатории, но никто не в силах вытеснить Его из людских сердец. "(Бог) … вложил мир в сердце их", — говорит Библия (Еккл. 3:11). Духовный вакуум в сердце человека может заполнить только Бог. Если же люди отвергают истинного Бога, они непременно начинают молиться другим богам. Светский гуманизм ставит на пьедестал человека, и в то же время видит в нем всего лишь высокоразвитое животное, не способное к духовной жизни.

Движение "Новый Век" является альтернативой этой атеистической позиции, однако, и оно столь же далеко от истины. "Новый Век" выдвигает на первое место разум (как видно из его мистицизма) и дух (о чем свидетельствуют его взгляды на Бога, материю и человечество).

Вероучение

Дуглас Р. Грутуис перечисляет следующие шесть позиций, определяющих мировоззрение сторонников "Нового Века":

Все есть Единое Целое

Все есть Бог

Человечество есть Бог

Все изменения коренятся в сознании

Все религии — части единой всемирной религии

Вера в космический эволюционный оптимизм.

Норман Л. Гейслер, в свою очередь, обращает внимание на следующие 14 доктрин религии "Нового Века":

1. безличный бог (сила)

2. вечная вселенная

3. иллюзорная природа материи

4. цикличная природа жизни

5. необходимость перевоплощений

6. эволюция человека в Божество

7. продолжающиеся откровения от внеземных существ

8. тождество человека с Богом

9. необходимость в медитации (или других способах изменения сознания)

10. оккультная практика (астрология, медиумизм и т.д.)

11. вегетарианство и холистические методы охраны здоровья

12. пацифизм (или антивоенные действия)

13. всемирный (глобальный) порядок

14. синкретизм (единство всех религий)

Авторитетный источник

Строго говоря, у "нововековцев" такого понятия нет. Если и можно говорить об авторитетном источнике, то это скорее не внешний авторитет. Критерием истины в движении "Новый Век" является конкретная личность, от которой зависит произойдет событие или нет – будет оно хорошим или плохим – человек сам решает, как он к этому отнесется и что с этим он сделает. У каждого своя истина, а истина как объективная реальность просто не существует.

Бог

Идеологи "Нового Века" показывают свое истинное лицо, когда речь заходит о вере в Бога. Они утверждают, что Бог не является высшим, отличным существом от сотворенных Им людей; Он Сам был сотворен.

Развивая известную во всем мире доктрину о материальном и нематериальном мирах, "нововековцы" приходят к ошибочному заключению, что в мире существует только одна сущность, и все является частью этой сущности. Это учение называется "монизм" (от греческого слова "monos" — -"один"). Монизм присущ всем восточным религиям, особенно индуизму. Все живые существа и неживые объекты считаются частью божественной сущности. Монизм движения "Новый Век" больше схож с пантеизмом, поскольку "нововековцы" утверждают, что все есть Бог. В соответствии с таким подходом, все, что существует, — будь то человек, пудель или огурец, — все это — часть Бога. Напрашивается вывод, что общепринятое мировоззрение в Соединенных Штатах качнулось от атеизма светского гуманизма (человек — мера всего) к пантеизму движения "Новый Век" (человек есть бог).

Говоря о необходимости помешать пантеизму стать доминирующей философией нашего общества, профессор теологии и философии Денверской семинарии (штат Колорадо) Гордон Р. Льюис пишет: "Я понял, что назрела необходимость принять все возможные меры, после того, как побывал в Индии, где в течение многих веков в сознание людей внедрялись монистические взгляды на мир и образ жизни. В сельских районах этой задавленной нищетой страны жизнь стоит дешево. Я видел, как трудно проповедовать Евангелие пантеистам, уверенным, что они уже божественны, обладают бесконечно большим потенциалом самосовершенствования, безгрешны от рождения и не нуждаются в великодушной искупительной жертве Иисуса Христа за все человечество".

Для движения "Новый Век" Бог — некая безликая сущность, а не Личность, обладающая разумом, эмоциями и волей, как свидетельствует о Нем Библия (Бог-Отец, а не безликая сила).

Однако, отвергая различие между Богом и творением, "нововековцы" верят в ложь сатаны. Ева сказала искусителю, что Бог предупредил ее и Адама, что они умрут, если отведают плодов с дерева, растущего посередине сада. Но соблазнитель ответил ей: "."нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3:4,5).

Обратите внимание — даже сатана говорит, что они станут не богами, но только "как боги", причем лишь в одном аспекте: в отношении "познания добра и зла". После грехопадения Адама и Евы Бог так охарактеризовал значение совершившегося: "…вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Быт. 3:22).

Ложь сатаны — как подтверждает история — состояла во фразе: "Нет, не умрете" (Быт, 3:4). Однако Адам и Ева тут же умерли духовно, так как акт непослушания отделил их от Бога. А позже, в результате того же грехопадения, они умерли и физически (см. Рим. 5:12).

Исходя из того, что, как они верят, все — это некая Единая Сущность, "нововековцы" считают, что они тоже являются частью этой Божественной Сущности. Они утверждают, что каждый человек "сливается" с Богом. В подтверждение этого ошибочного суждения они ссылаются на Библию, особенно на слова Спасителя: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17:21). Отталкиваясь от этих слов, "нововековцы" утверждают, что каждый из нас имеет в себе божественную искру, поскольку каждый есть часть Божественной Сущности.

Здесь, как в других случаях, когда они пользуются Библией, сторонники движения "Новый Век" искажают контекст и слова, вкладывая в них нужное для себя значение. Фарисеи выступили против Иисуса, поскольку Он подрывал те устои, которые они утверждали на основе Ветхого Завета. Они постоянно старались задавать разные каверзные вопросы, чтобы оспорить божественность Иисуса Христа. Когда же они потребовали, чтобы Он сообщил, когда именно наступит Царство Божье, Он ответил им: "Царствие Божие внутри вас есть" (Лук. 17:21).

Говоря это, Иисус вовсе не имел в виду, что у фарисеев внутри было Царство Божье. Напротив, они были врагами всего, что под ним подразумевается. Слово "внутрь" в данном стихе переведено с греческого "entos", которое может также означать и "среди вас". Причем этот второй вариант перевода вполне соответствует контексту, как и учению Библии в целом. Иисус Христос Сам был Царем — правителем Царства. Когда фарисеи спросили Его, когда придет Царство, Он ответил, что Царство — среди них, потому что Царь (Которого они отвергали) стоял прямо перед ними.

Иисус Христос

Отрицая божественность Иисуса Христа и пытаясь доказать это, многие религиозные группы прибегают к одной и той же тактике — делят имена "Иисус" и "Христос", противопоставляя их друг другу. Те, кто верят, что "все есть Единая Сущность", не могут согласиться с тем, что говорится в Библии о Христе. Библия учит, что Он есть Бог в человеческой плоти, Который пришел на землю, чтобы спасти людей от возмездия за грехи.

Те, кто верит, что все есть часть Единой Сущности, как правило, воспринимают Христа как некий космический принцип, или идеал. Как утверждает Барбара Маркс Хаббард, мы должны просто признать, что "Мессия внутри нас".

Движение сторонников теории человеческого потенциала среди "нововековцев" основывается на ложной посылке, что каждый человек — сам по себе бог, и ему только нужно просветить свое сознание, чтобы это понять. Средством такого просвещения является медитация. Ее цель удачно выражена в словах даосского теолога Чуанга Тцу в переводе Томаса Мертона: "Никакого стремления, никакого понуждения,/ Никаких потребностей, никаких интересов./ Тогда дела твои под контролем./ Ты — свободный человек./"

Движение "Новый Век" не может похвастаться тем, что оно — единственное, которое обращает внимание на человеческий потенциал. Христианство всегда облегчало людям реализацию их истинного потенциала, освобождая их от бремени греха и осуждения и вселяя дух оптимизма. Однако оно заботится не только о том, чтобы люди во время жизни на земле добились наивысшей реализации своего потенциала, но и о том, чтобы подготовить их к вечности.

Идея человеческого потенциала имеет широкое хождение в деловом мире, но когда кто-нибудь начинает действительно вглядываться в то, что у него внутри, то находит там вовсе не Бога, а злобу и уродство. "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иер. 17:9).

Мы не можем отделять Человека Иисуса от Божественного Христа, как это пытаются делать "нововековцы". Они утверждают, что один и тот же идеал Христа или Его дух был в "Геркулесе, Гермесе, Раме, Митре… Кришне, Будде и Христе".

Иисус Христос — единственный и неповторимый. Уникальными были Его рождение, жизнь, смерть и воскресение. Он был рожден через непорочное зачатие (Ис. 7:14; Мат. 1:23); прожил безгрешную жизнь (1 Иоан. 3:5); умер за других, чтобы освободить их от возмездия за их грехи (2 Кор. 5:21); воскрес на третий день после смерти и вознесся к Небесному Отцу (1 Кор. 15:3;4; Деян. 1:11).

Грех и спасение

Не стоит искать в публикациях "Нового Века" упоминаний о грехе. Ведь "нововековцы" считают, что каждый человек — бог, и следовательно не может быть грешен в библейском смысле этого слова. Все человеческие недостатки, говорят они, происходят от недостатка просвещения. Решить эту проблему можно, изменив сознание человека таким образом, чтобы он ощущал единение с мировой Силой или некоей безликой Божественной Сущностью.

Отмахиваясь от греха, они не видят необходимости в спасении в библейском смысле этого слова. В их понимании спасение есть просто более полное единение с Божеством.

Библия учит иначе. В третьей главе книги Бытия, о которой упоминалось выше, говорится, что после грехопадения Адама все человечество было отделено от Бога. Из-за первородного греха были прокляты и люди, и природа (стихи 1419). Новый Завет также подтверждает, что все люди грешны. "Поэтому, как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5:12). Обратите внимание — смерть перешла в нас потому, что мы все грешны от природы.

Добро и зло

Движение "Новый Век" подражает восточным религиям, которые стирают различие между добром и злом. Если исходить из монистического утверждения "Нового Века", что "все есть Одно", как вообще можно различать добро и зло? Является ли Единая Сущность или "Сила" (индуистский эквивалент Бога) одновременно и добром и злом?

Библейский Бог резко отличается от бога восточных религий. Во взгляде на Божественную Сущность, исходящем из утверждения, что Один-есть-все и все-есть-Один, по сути дела нет места ни для добра, ни для зла. "В философии "Единого" исчезают такие противоположности, как свет и тьма, добро и зло, люди и Бог. Все они сливаются и взаимно растворяются друг в друге".

В Библии проводится четкая граница между добром и злом. Эти понятия никогда не сливаются. И никогда, следуя учению Библии, не может человек безнаказанно переступить в своем сознании пределы моральных границ.

Будущая жизнь (реинкарнация)

Полностью отрицая различие между добром и злом, идеологи "Нового Века" все же проявляют интерес к будущей жизни, хотя видится она им совсем не такой, как об этом говорит Библия.

"Нововековцы" утверждают, что то, как человек живет в этой жизни, определяет то, как он перевоплотится в следующей. Концепция эта не нова — она так же стара, как и восточные религии, которым следуют "нововековцы". Это — наглядная иллюстрация своеобразного "извращения" сознания, когда человек, считая себя не связанным никакими моральными границами, все же понимает, что отвечать за свои прегрешения так или иначе придется.

ЕСЛИ, как утверждают, учение движения "Новый Век" столь полезно для человечества, почему же оно не способствовало улучшению жизни .в тех странах, религия и философия которых положены в его основу? Роберт Дж. Д. Барроуз совершенно прав, когда он пишет: "Та философия, которая должна избавить нас от всех бед, особенно популярна в странах, где вечно царит нищета, а коррупция считается нормальным явлением. Показательной в этом отношении является Индия. Христиане знают, что главная проблема — в греховности, а не в человеческом сознании, в святости, а не в холизме".32

Индуистское учение о перевоплощении включает доктрину "кармы" — закон соответствия урожая посеву. Согласно учению о "карме", то, что человек посеет при этой жизни, то он и пожнет после перевоплощения в жизни будущей.

Перенимая идеи восточных религий, "нововековцы" не всегда делают это до конца последовательно. Как отмечает Грутуис, "доктрина перевоплощения в том виде, как она представлена в индуизме и буддизме, называется также "переселением душ" и распространяется на все формы жизни. Однако западные мыслители, игнорируя эту деталь, расцвечивают саму идею надеждами на самосовершенствование. Исходная восточная доктрина предполагает, что в результате перевоплощения человек может оказаться в следующей жизни собакой, коровой или мошкой — что, естественно, менее привлекательно, чем то, что сулят рассуждения о каком-то более полно реализованном "человеческом потенциале"".

Идеологи "Нового Века", позаимствовавшие у восточных религий идею перевоплощения, не прошли мимо и так называемых "контактов". "Оставив традиционных медиумов ступенькой ниже себя на лестнице "оккультных наук", контактеры объявили, что их телами пользуются иные существа или духи, обитающие в другом измерении". В своей работе, критикующей увлечение контактерами, Брукс Александер, участвующий в проекте "Духовные лжеучения", утверждает: "Эти существа бесконечно повторяют одну и ту же примитивную ложь, состоящую из трех ошибочных посылок: смерти нет, человек — это Бог, познание себя — источник силы и путь к спасению". По мнению Александра, это явление есть ни что иное, как "современная форма спиритизма".

К сожалению, для сторонников «Нового Века» осуждение за грехи остается реальной угрозой. Когда они уходят из этой жизни, их ждет не реинкарнация, а возмездие. В этом нет вины Господа — Он сделал все, чтобы проложить дорогу спасения для всего грешного человечества. Он послал Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Он стал "умилостивлением за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Иоан. 22).

Заключение

Концепции движения "Новый Век" не новы — они зиждутся на ошибочных представлениях древних о Боге, человеке и мироздании. Вызывает уважение стремление к духовности, однако нельзя забывать, что сторонники движения отказались от истинного Бога и повернулись к богам ложным.

Конечно, верующих должны интересовать и вопросы мира во всем мире, и проблемы окружающей среды, и гуманное отношение к животным, и задача полного развития во Христе духовного потенциала каждой личности. Но Господь через Моисея предупреждал еще ветхозаветных израильтян: "Не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это" (Втор. 18:9-12).

"Нововековцы" виновны во многих из этих грехов. Но давайте отнесемся с любовью к тем, кто пошел за другими богами. Пусть увидят они перед собой понимающих и заботливых братьев-христиан, и через это убедятся, что христианство — больше чем просто вероучение; это — вечная жизнь. Давайте систематически, мягко, но настойчиво убеждать их повернуться к библейскому Христу, Который Своими страданиями искупил их грехи. Помолимся, чтобы они уверовали в Него как в Спасителя и вернули себе надежду, вырвавшись из пут эгоцентрической пантеистической религии.

 

 

Христианская страничка: http://www.blagovestnik.org/books/00200.htm#5

Добавить комментарий