Качество нашей жизни




Зайченко А.С.

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16)

 

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — понятие, относительно недавно вошедшее в наш обиход. Оно обозначает не количественные параметры потребления, а размеры, доступность разнообразие и потребительские свойства потребляемых человеком материальных и духовных благ. Важную роль в уровне качества жизни играет сила привлекательности или, как говорят, социологи, сила общественной нормы любого потребительского блага, то есть стремление человека следовать определенному стандарту потребления характерному для общества. Например, у людей, которые  не имеет доходов, достаточных для приобретения стандартным набором товаров и услуг, эта сила общественной нормы заставляет их  чувствовать себя неудачниками. Такие люди, даже при одинаковых количественных параметрах потребления, испытывают дополнительные тяготы ущербного качества жизни.

Оказалось, что сила общественной нормы потребительских благ нельзя свести к традиционным чувствам жадности, приобретательства или зависти – тем греховным качествам личности, с которыми церковь во многих странах мира боролась на протяжении столетий. К сожалению, это — социальное явление, которое еще называется «демонстративным потреблением», характерно для любого общества эпохи массового производства и массового потребления. Данный феномен начал развиваться в России (тогдашнем СССР) уже несколько десятилетий назад, несмотря на все попытки властей навязать всему народу идеологические стереотипы социалистического равенства и справедливости. Он считался чуждым и несвойственным не только типу «советского человека», но и русскому человеку вообще.

В наше время элементами общественной нормы благосостояния становятся престижные предметы комфорта и роскоши: дорогие автомобили, большие квартиры, ювелирные украшения, дорогостоящие заграничные круизы и т.д. При этом, часто эти покупки выглядят явно неуместно на фоне, например, недостаточного вложения средств в собственное здоровье, образование или недостаточное внимание, которое уделяется детям.

Эти демонстративные элементы «престижного» качества жизни очень часто противоречат насущным, здоровым и реальным потребностям людей. Более того, они просто недоступны  большинству населения, которое не может такие нормы поддерживать. Поэтому у многих людей складывается внутреннее мироощущение себя как хронических неудачников — состояние, которое, в свою очередь, вызывает в обществе регулярно повторяющиеся всплески  взаимной ненависти и озлобленности, бытовой преступности, казалось бы ничем не объяснимой жестокости, массового вандализма.

Высокие ожидания большинства людей о достойной жизни в нашем обществе растут гораздо быстрее экономических возможностей даже среднеобеспеченных семей. Этому в немалой степени способствуют разнузданная, агрессивная реклама, кино- и телепередачи о нормах «красивой жизни».  Если гонка завышенных ожиданий «высокого» качества жизни продолжится при одновременном уменьшении шансов у многих наших соотечественников достичь эти нормы, то можно гарантировать еще более широкое распространение настроений обделенности, никчемности своего существования и, соответственно, масштабов ответного радикализма, недоверия к новым и старым общественным институтам. Нагнетание социальной патологии, хронического угнетения достоинства личности неизбежно ведет к росту масштабов таких факторов риска как курение, наркотики, алкоголь, игромания и прочие виды зависимости, которые неизбежно сопровождаются массовыми случаями медицинской патологии. При сохранении этой тенденции к расколу общества на социально антагонистичные группы, ухудшения физического и нравственного здоровья все благодушные прогнозы вывести Россию к 2020 году на уровень высокоразвитых стран будут обречены на провал.

На качество жизни современного человека непосредственно влияет доступность его политических и социальных прав. Действительно, массовая преступность, хамство властей, тотальная война бюрократии с рядовыми подрывают право россиян на уважение своего личного достоинства, гражданскую самореализацию, личную безопасность и даже на жизнь.

В этой связи на память приходят истории о благодатных христианских поселениях и кварталах, широко известных в истории Европы, Америки да и России (правда это не православные поселки, а старообрядческие села, молоканские деревни, баптистские и евангельские коммуны конца XIX, начала XX веков). Сегодня спокойные стандарты общественной жизни, с их доброжелательством, высоким доверием между людьми и различными социальными группами,  можно встретить в тихих американских городках, практически во всех штатах современной Америки. Здесь  люди не отгораживаются друг от друга высокими заборами и не окружают себя злыми собаками, а хозяева, уходя, могут не закрывать двери своих домов на ключ. Именно христианские церковные общины создают эту атмосферу теплоты взаимоотношений, умеренности в потреблении, консервативного отношения к рекламе и СМИ. Здесь нет полной однородности в стандартах потребления, но совершенно незаметна зависть к достатку окружающих и гонка за «демонстративным потреблением». Для верующих-жителей таких городков основная ценность — прославлять Господа не только в церкви, но и через исполнение Его заветов в труде на скромных рабочих местах, в мелком бизнесе, в добросовестном исполнении своих гражданских и общественных обязательств.  

Российские богачи и карьерные счастливчики, подчеркивая свою исключительность перед окружающими (как это издавна повелось на Руси) имеют тенденцию группировать свои домовладения в престижных гетто («рублевках»), и не только в Москве. Сегодня среди субъектов Российской Федерации по уровню своего социально-экономического развития можно встретить аналоги всех основных категорий стран: от близких к Западной Европе наших двух столиц — до нищих и отсталых Алтая, Тывы,  Бурятии, Калмыкии, ушедших недалеко от слаборазвитых стран Азии и Африки. По-настоящему же высокое качество жизни возможно только в стране, где в любой населенной точке человек ощущает себя не обделенным маргиналом, а полноценной личностью, имеющей доступ ко всем благам цивилизации. Примеры такой территориальной социальной и культурной однородности можно увидеть в тех же протестантских странах Северной Америки и Северной Европы (особенно Скандинавии).

Самый главный удар по качеству жизни людей наносит само их бездуховное состояние. Отсутствие личной веры в Господа, «страха Господня» разрушает буквально все параметры качества жизни, его уровня, доступности, объективной и субъективной полезности, моральной оценки. Человек без жизненной цели, без нравственного идеала Евангелия, без внутренней духовной способности контролировать и обуздывать свои потребности никогда не может быть полностью свободен от удушающего влияния «демонстративного потребления».

Действительно, Господь через благодать и благословения дает возможность уверовавшему человеку достигать высот экономического, социального и, самое главное, морального и духовного совершенства. Каждый верующий христианин через личное общение с Господом, а также постоянное присутствие Бога в своей жизни, может достигать совершенной полноты и качества жизни при самых различных уровнях жизни. Находясь в постоянном общении со Своим Спасителем, такой верующий приобретает способность достигать полноты качества своего бытия, на всем протяжении его жизни, начиная с воспитания в семье, получения адекватного образования, нравственного усердия в учебе и труде. Библейско-евангельские ценности и принципы способствуют созданию климата сотрудничества и доверия во всех средах его обитания: семье, работе, общественной жизни. Даже в самых трудных обстоятельствах, в условиях материальных лишений, такой человек может рассчитывать на самую высокие нормы удовлетворения своей жизнью.

«Кто … и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения». (1Тим.6:3,4)

 

 

www.gazetaprotestant.ru    

Добавить комментарий