О новом мировом порядке
Зайченко А.С.
Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд.1:6).
После августовского кризиса на Кавказе мировой порядок начал изменяться. Система международной безопасности требует серьезных перемен, и Россия будет активно в них участвовать.
Недавно в своем выступлении Дмитрий Медведев сравнил августовские события на Кавказе с трагедией 11 сентября. По его словам, из теракта семилетней давности мир извлек «немало уроков». Определенные выводы должны последовать и от оценки событий 8 августа. В частности, международному сообществу стоит признать, что последние события развеяли иллюзии относительно существующей в мире системы безопасности. И необходимо ставить вопрос о формировании новой системы.
Президент считает, что Россия может взять на себя такую инициативу, поскольку существующая на сегодняшний день система безопасности ее категорически не устраивает. Дело не в амбициях России, считает он, а в том, что сегодняшняя архитектура безопасности дает сбой. Те, кто еще недавно считал, что мир устроен справедливо, что система безопасности оптимальна и поддерживбет равновесие, что основные игроки находятся в равновесном состоянии, уже поняли, что это не так.
В целом, на основе высказываний ряда политических лидеров и обозревателей, можно уже сегодня определить общие контуры нового мирового порядка, каким их видит российское руководство.
— Восстановление и укрепление принципов международного права. Нужна система безопасности, которая соответствовала бы не праву сильного, а международному праву.
— Признание де-факто нескольких центров мировых!политических сил: США, Европа, Россия, Китай, Индия (возможно другие). Полицентричный мир — единственный способ справиться с современными вызовами».
— По вопросам, затрагивающих интересы сразу нескольких мировых центров сил – необходимо договариваться на основе принципов международного права, а не действовать через голову партнеров, преследуя свои, узко групповые интересы.
— В случае игнорирования справедливых интересов одним из центров политических сил, другие центры вправе дать скоординированный отпор этим попыткам.
Этой модели противостоит другая, западная модель мироустройства, которая, несомненно, будет представлена для международной общественности. Вот ее основные элементы:
— Стремление сохранить западную солидарность, единый фронт для продолжения существующего мирового порядка, как по линии международных организаций (например, ООН), так и консолидации военно-политических блоков и союзов (НАТО и других).
— Некоторое расширение круга стран, принимающих важные решения по международным вопросам, например, за счет включения в клуб G-8 Китая, Индии и ряда других стран, увеличения числа членов Совета Безопасности ООН и пр.
— Продолжение процессов экономической и политической глобализации, призванных сохранить лидирующие позиции США, как представителя основных интересов Запада, его мировоззрения и образа жизни
— Стремление избегать прямых военно-политических конфликтов с мощными странами других политических культур и мировоззренческих ценностей.
— Продолжение попыток постепенно приучать, «воспитывать» политические элиты России, Китая и других авторитарных стран, чтобы, по мнению западных лидеров, обуздать их великодержавный национализм и приучить к демократическим идеалам.