Почему я не материалист?




Михаил Черенков
кандидат философских наук, вице-президент ассоциации "Духовное возрождение".


Мы живем в удивительно спокойное время для веры и верующих. В современной Украине сложились наиболее благоприятные условия для проповеди Евангелия и роста церквей. Многие верующие стали влиятельными политиками, бизнесменами, учеными. Но в это же время мы стали свидетелями ужасающего оскудения веры. Церкви перестали быть светом и солью миру и превратились в зоны отдыха для самих верующих. В них комфортно сидеть, но нечего слушать. Некогда активные служители исчерпали себя и не нашли поддержки у нового поколения. Молодежь, в свою очередь, совершенно безразлична к «вечным вопросам» и хочет «нормальной» жизни здесь и сейчас. Мы вступили в эпоху нового, отнюдь не «воинствующего», не «диалектического» и не «исторического», а комфортного, потребительского, ублажающего материализма.

Наши современники требуют, чтобы религия говорила не о вечном, а о земном, повседневном – как избавиться от угрызений совести и комплексов, как стать успешным, как развить в себе лидера, как радоваться жизни и прочие. Но без связи с духовным, вечным, Божественным, эти материальные, временные, человеческие проблемы не решаемы правильно, т.е. остаются полуправдой. Действительно, никто не может осуждать человека, живущего богато, красиво, успешно. Но это лишь часть правды. Вторая ее часть уводит нас в мир духовных вопросов – для чего я живу, чему служу я и мое богатство, что для меня является главной ценностью?

Евангелист Матфей рассказывает о вполне достойном молодом человеке, который пробился через толпу к Христу с подобным вопросом:: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» (Матф. 19:16-29).

Я вижу несколько удивительных истин, которые открываются при внимательном прочтении этого текста. Нам симпатичен молодой человек, который настолько правильный и высокодуховный. Но на самом деле юноша сказал полуправду, потому как невозможно любить ближнего как самого себя и при этом больше всего любить свое имение. Невозможно исполнить нравственный закон, не разобравшись с вещами сугубо материальными. Жизнь правдива тогда, когда материальное подчинено духовному. Жизнь неправдива, когда духовное поглощает собой и уничтожает материальное или когда материальное поглощает собой и уничтожает собой духовное.

Оказывается, можно исповедовать устами и умом высокие истины, но жить по принципам материализма. Считается, что материализм противоположен вере в Бога, но современные христиане доказывают своей жизнью, что можно принадлежать церкви и быть отпетым материалистом, можно верить в Бога два часа в неделю и служить материи все остальное время.

Зависимость от материальных богатств, вещей, владений свойственна не только богатым. Удивление учеников, их вопрос «кто же может спастись?» выдают в них материалистов – они вроде бы хотят следовать за Христом и узнать для себя что-то новое в духовных вопросах, но еще больше хотят знать, сколько же и когда воздастся им за их служение и лишения. Ученики не имели практически никакого богатства, но пример с юношей коснулся и их, ведь важно не то, сколько ты имеешь, а то, какое значение ты придаешь тому, что имеешь, насколько ты зависим от своего имения или даже от мечты когда-то это имение заполучить.

Вместе с тем Христос ни в этом, ни в каком другом месте не осуждает материальное богатство как таковое. Более того, он поощряет, чтобы таланты (деньги) пускались в ход и приумножались. Правда, служить они должны высокой, достойной цели, а не личным, эгоистическим интересам гордого собственника. То, что у нас есть – не наша собственность. Бог – источник и собственник всех ресурсов. Мы лишь управители, распорядители имуществом, доверенным на время и под нашу ответственность.

Библия уделяет, как нам может показаться, слишком много внимания материальным вопросам. Деньги и собственность — одна из главных тем в Евангелии. 15% всех слов Христа, записанных евангелистами, посвящены проблеме правильного отношения к материальному богатству. При этом речь идет не о конфликте материального и духовного, но о подчинении первого второму.

Материальное вне духовного лишено смысла и ценности. Лишь «с точки зрения вечности», в гармонии с духовными измерениями материальное богатство обретает значение. До тех пор пока мы владеем вещью, она имеет значение лишь для нас самих. Оно стареет, истлевает, теряется. Но если наше имение принадлежит Богу и служит Ему, Он начинает пользоваться этим материальным богатством для Своих, высоких целей.

В нашем нестабильном мире мы можем быть спокойны лишь тогда, когда доверяем все, что имеем, Богу, признаем себя и все свое Его собственностью и доверяем в Его распоряжение. Тогда мы начинаем видеть ближнего, а не только себя. Видеть более бедного рядом с нами, который вызывает сострадание, а не только более богатого, который вызывает зависть. Видеть более достойные места для инвестиций, чем магазины и салоны. Иными словами, мы начинаем не просто проживать то, что имеем, а вкладывать в «разумное, доброе, вечное».

Материальность – своего рода бескрылость. У вечной души подрезаны крылья и она привязана к земле, как четвероногие ищет в земном не только питание, но и удовольствие, смысл, ценность. Максим Горький вложил в уста своему персонажу знаковые слова: «Рожденный ползать летать не может». Но это не про нас. Мы рождены летать, а не ползать, обращать лицо к небу, к высшим ценностям жизни. Кстати, этимология слова «человек» указывает на «верх» как отличительное качество, выделяющее из животного мира.

Священник Александр Ельчанинов усматривал в материализме не только любовь к богатству, но и проявление всецелой зависимости от низших начал: «Сребролюбие, казалось бы, грех второстепенный: на самом деле это грех чрезвычайной важности – в нем одновременно фактическое отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим стихиям. Оно порождает злобу, окаменение, многозаботливость. Преодоление его есть частичное преодоление всех этих видов греха».

Интересно, что материализм часто не отрицает дух и духовное, но считает их вторичными – «бытие определяет сознание». Чтобы ответить на вопрос, материалист я или нет, стоит задать себе более простые вопросы. Чему я уделяю основное время? Чем заняты мои мысли? Что наиболее дорого для меня? Эти вопросы проясняют наши ценности. Пять веков назад циничный Макиавелли признал: «Люди легче переживут смерть отца, нежели потерю имущества». Это нравственные следствия материализма. Нельзя верить в то, что человек произошел от обезьяны, и при этом любить бескорыстно ближнего, делясь с ним последним куском хлеба.

Соглашаюсь ли я с мнением большинства, подстраиваю ли я свои принципы под временную выгоду, диктуют ли внешние материальные условия мой образ жизни и мировоззрение? Я не могу согласиться с этими материалистическими взглядами на жизнь, потому что дух, вера, нравственная дисциплина изменяют материальные условия и побеждают плоть.

«Не мы такие, жизнь такая» — говорят материалисты, потому что верят в то, что видят. Верующий же в Бога побеждает мир и утверждает Божественные принципы вопреки моде на грех, слабости собственной плоти, богатству и торжеству сильных мира сего. Верующий в Бога действует по-иному, вопреки тому, что видят его физические глаза, потому что зрит реальность духовную глазами сердца.

Вот некоторые симптомы современного материализма: искусственно раздутые и навязанные потребности; безвольная подвластность рекламе; безразличие к окружающим людям и их нуждам; готовность приобретать любой ценой; гордость тем, что имеешь; самоуверенность, при которой деньги якобы решают все проблемы; образ жизни, при котором зарабатывание денег занимает больше половины времени, а работа не оставляет времени даже для воскресного дня; ненасытная погоня за тем, что не насыщает; потакание все более изощренным желаниям; привычка говорить о том, что имеешь, а не о том, кто ты есть…

Я вижу в себе все это в той или иной форме, в той или иной степени. И все же я не материалист, потому что предпочитаю подчинять себя, свою жизнь в материальных вопросах более высоким, духовным ценностям и принципам.

Материалистов в мире большинство. Но знаете ли вы, что быть материалистом не модно? На самом деле модно быть непохожим. Поэтому не следуйте за большинством на зло. Выделяйтесь чем-то хорошим.

Оскар Шиндлер остается модным  — фильм «Список Шиндлера» неотрывно смотрят все поколения и возрасты — не тем, что он имел как олигарх при Гитлере, а тем, что он отдал для спасения евреев от смерти. «Я мог бы отдать еще это кольцо, этот автомобиль, чтобы спасти десять, сто людей…».

Вовсе не модно жить в роскоши, пока водятся деньги в кармане, а потом катиться вниз по жизни, когда они закончатся. Модно быть как апостол Павел, который научился жить в скудости и в изобилии. Его совет полезен всем: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14), т.е. живите полноценной жизнью, но не будьте заложниками материальных ценностей, умейте обходиться без них, сказать «нет» своим чрезмерным желаниям.

Откройте для себя мир высокой моды, в котором модно верить в то, что не видит большинство, но что является более реальным, чем «реальность» видимая. В мире высокой моды принято быть здоровым физически и духовно, а не разрушать себя самыми «модными» наркотиками. Здесь модно быть умеренным, верным, уметь владеть собой. Модно иметь аккуратную малолитражку, а не затратный внедорожник. Модно не сорить деньгами, а вкладывать их малыми частями в будущее. Модно заказывать мало, но иметь хороший вкус, а не демонстрировать напоказ роскошь.

Высокая мода развивает и делает жизнь человека естественной и гармоничной. Низкая мода убивает. Жадность материалистов отвращает даже друзей и родных, скупой «плюшкин» — всегда одиночка. Материалист-сладострастник испытывает постоянный стресс, когда обманывает, поэтому более и умирает рано. Азартный материалист может растранжирить любое богатство удивительно быстро, будучи рабом желаний и не управляя собой. Самоуверенный материалист не выдерживает трудностей и впадает в панику при первых проблемах.

Иллюзии материализма разоблачает смерть или болезнь — ее предвестница. Человек ничего не сможет взять с собой и ни на что не сможет опереться. «Мой дом – моя крепость», коллекция модной одежды, деньги и акции не окажут ни малейшей поддержки, когда в дверь постучит беда. Бог говорит самонадеянному материалисту: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лук. 12:20).

Человек всегда больше, чем то, что он имеет. Его ценность не измеряется его кредитной историей либо сбережениями. Его достоинство оценивается не по дороговизне автомобиля или дома. Душа человека настолько ценна, что Бог расплатился за нее не золотом и серебром, но жизнью своего Сына. Мы стали свободным от вещественных начал мира столь дорогой ценой. Не стоит снова возвращаться в рабство материализма. Вы достойны другой жизни – жизни с Богом, жизни в свободе, духе и истине.

 

ШКОЛА БЕЗ СТЕН

http://www.bez-sten.com

Добавить комментарий