Бедность и Бог




Константин Тетерятников


Сегодня бедность, является одной из самых обсуждаемых тем. И понятно почему, с одной стороны – финансовый кризис, который заставил затянуть ремень потуже, а с другой стороны общее состояние украинского общества. Кризис вернул многих людей на землю, развеяв воздушные замки устремлений к благосостоянию легким путем. А общее состояние большинства людей в украинском обществе является по прежнему бедным и на грани выживания… В общем, тема бедности, как нельзя к стати актуальна!

Что такое бедность? Статус, состояние или порок, от которого необходимо избавиться? Почему она существует? Ведь все люди, приходя в этот мир, рождаются в определенном смысле в равных условиях. Но далее ситуация меняется, от кого или от чего это зависит? Такие вопросы часто появляются в процессе размышления о бедности.

Размышляя о бедности, я прихожу к выводу, что она хотя и является пороком, негативом, тем не менее, она не относится к злу и греху (или точнее к наказанию за грех). Скорее всего, бедность – это та реальность, которая стала возможна после грехопадения и часто она становится возможной из-за личного или корпоративного греха.

Тема бедности также рассматривается и в Библии. В своем небольшом исследовании я желаю рассмотреть понимание бедности в Библии. Также будет рассмотрена ответственность праведника перед бедными и Божья позиция относительно бедных в израильском обществе.

1. Понимание бедности в Библии

Что такое бедность? Это прежде всего экономическое положение индивида или общества, при котором они сами не могут обеспечивать себя необходимыми благами. Во всяком случае, так говорит Википедия. Другими словами, бедность – это не способность обеспечивать себя и свои потребности. К большому сожалению, но сегодня индустрия потребностей человека растет с невероятной скоростью, поэтому понятие бедности становится все более и более актуальным. Это связано прежде всего с тем, что человек все больше и больше убеждается, что не способен удовлетворить многие свои потребности, и ему приходится ограничиваться только основными (первичными потребностями).

Что говорит Библия о бедности?

Библия открывает нам некую «золотую середину» между богатством и бедностью, указывая тем самым, что ни богатство ни бедность не являются идеалом человеческой жизни на земле. Об этом говорится  в кн. Притчей 30 гл. 8 ст. – «…нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе». Другими словами, идеальная картина человеческой жизни – это состояние жизненной средины – когда человек находится в среднем состоянии между богатством и бедностью. Это значит, что бедность в Библии это негативное явление, которое не желательно. В отношении богатства, позиция неоднозначна, с одной стороны богатство может увести от Бога, а с другой стороны оно является результатом Божьего благословения.

Библия говорит, что материальные блага являются несомненной наградой за верность Богу. Об этом говорят Псалмы.

Псалом 1:3 – «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет». Здесь говорится о праведнике, который, как результат своей праведности – приносит плод, не увядает и успевает во всех делах рук своих.

Псалом 111:1,3 – «…Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек». В общем, псалмопевец отмечает, что обилие и богатство – это неотъемлемая часть богоугодной жизни Божьего народа (нужно отметить, что эти благословения возможны, когда весь народ служит и почитает Бога).

В Новом Завете, хотя и не поощряется и даже осуждается стремление к обогащению – «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:9), тем не менее говорится о цели богатства – оно дается для «…для наслаждения» (1Тим.6:17)

С точки зрения Библии богатство – является следствием не только богобоязненной жизни, но и трудолюбия. В Притчах 11:16 говорится: «…трудолюбивые приобретают богатство». Другими словами, праведность и трудолюбие являются общими характеристиками Божьего человека.

Библия не исключает, что праведники также могут быть бедными (Притч 19:1,22; 28:6), но скорее всего это исключение и зависит не от самого человека, а от объективных факторов – развращенность общества, война, несправедливость, корпоративный грех и т.д.

2. Ответственность Божьего человека перед бедными

Бедность – это проявление слабости, неспособность самостоятельно решить свои финансовые и материальные вопросы, зависимость от других. Все это является тем «негативом», от которого необходимо избавляться. Что это значит? Прежде всего, индивиду, который оказался в состоянии бедности и нищеты, необходимо стать сильной и материально независимой личностью. Но возможно ли это? Да, если человеку будет оказана помощь. Так вот, эту помощь должен оказать праведник.

В чем заключается ответственность праведника перед бедными? Эта ответственность заключается в помощи бедным. При этом под помощью не подразумевается материальная дотация, а возможность обучения и подготовки становления зрелой и праведной личности. Т.е., если говорить языком аналогий, то можно голодному приносить рыбу которая словлена тобой, а можно его научить ловить рыбу!

Библейские постановления в отношении нищих подразумевали –

а) Всяческую помощь (займы, прощение, поощрение). Об это говорит Второзаконие 15:7-8: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается».

б) Защита прав неимущих. Об этом говорит пророк Исаия. Ис.11:4 – «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине…»

в) Милосердие и благотворительностью. Об этом говорит книга Притч. Прит.19:17 – «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его».

3. Божья позиция в отношении бедных

Бог постоянно говорит, что Он является Богом бедных, нищих и обездоленных. Библия даже предостерегает от ругательств в адрес бедняка – «Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным» (Прит.17:5).

Также Библия говорит, что социальное положение – богатство, средний уровень, бедность, все это дается из руки Божьей – «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1Цар.2:7).

Выводы

Итак, в этом исследовании был рассмотрен вопрос о том, что говорит Библия о проблеме нищеты и бедности. Было открыто, что бедность хотя и зависит от Бога (1Цар.2:7), все же не является естественным социальным и экономическим состоянием праведника (верующего, Божьего человека).

Праведник отличается своим трудолюбием и Божье благословение в его жизни выражается также и в материальных благах (Пс.111:1-3).

С другой стороны, праведник не должен измерять духовность и любовь Божью материальными благами. Напротив, ему необходимо проявлять по отношению к бедному – милосердие, чуткость и благотворительность.

Итак мы теперь можем лучше понять Библейскую позицию в отношении бедности, а также понимать, что Божья воля – благословлять праведника всяческими благами, как небесными, так и материальными.

Мне кажется, что лучшее понимание этой темы помогает во взаимоотношениях с другими людьми, как с христианами, так и с не христианами.

© 2006 — 2009 Школа без стен

Добавить комментарий