Лорд Редсток




Дэвид Фаунтин

 

Зачем нужно знать историю? Есть ли что интересное в книге о лорде Редстоке ? Гуманист изучает историю, чтобы восхищаться человеческими достижениями и исследовать его дух. Объяснение всего происходящего с человеческой точки зрения является для него достаточным. Но это в конечном счете означает, что цель историка эгоцентрична и своекорыстна. Если историк еще и ревизионист, то, возможно, он готов манипулировать фактами, чтобы выставить свой догмат в более выгодном свете. Таким образом истина извращается. Но у христианина есть высшие цели в изучении истории. Он пытается точно установить, что произошло и почему произошло, поскольку это — основа для понимания всего остального. Он не "муссирует" имеющиеся сведения, но исследует исторические корни событий.

Такой поиск является стоящим и прекрасным. Но это не все! В высшем смысле слова, его цель — раскрыть действие Господа в делах человека.

Следовательно, нет альтернативы изучению событий прошлого, настоящего и будущего. Только убежденность в том, что Иисус Христос — Единственный, Кто исполняет Божий декрет в разворачивающейся истории мира (Откровение 5 — 8), что Христос — глава Церкви, Он выше всего (Ефесянам 1,22). Он управляет историей, чтобы строить Свою Церковь. Эта Церковь строится не из кирпича и цемента, но из избранного Им народа. Христос искупил грехи этих людей Своей смертью две тысячи лет тому назад во время наивысшего поворотного пункта истории. Совершив это Он воскрес из мертвых во славу Бога — Отца.

"Но как же Иисус Христос строит Церковь сегодня?" Этот вопрос требует исторического ответа. Эта книга является небольшой, но важной частью этого ответа.

Обычно строительство Царства Божия происходит спокойно и медленно, но иногда быстро и стремительно, "с движением силы и Духа". Богослов восемнадцатого века Джонасен Эдварде так сравнивает эти два пути:

"Можно заметить, что со времени падения человека до наших дней искупление грехов человека совершается главным образом через действие Духа Божьего, который оказывает влияние на Его избранных. Однако самые великие события происходили с силой значительного излияния Духа Божьего в особые периоды".

Редстокизм является примером такого явления. Это евангельское движение было рождено через удивительное излияние Духа Божьего на богатое и благородное, но духовно изголодавшееся аристократическое общество России в Санкт — Петербурге в 70 годы девятнадцатого столетия. В девятнадцатом веке Редстокизм был одним из нескольких движений библейского христианства в России. Их необычное влияние быстро распространилось во все слои общества и способствовало приобщению тысяч к Царству Христа. Со временем Редстокизм перешел в Пашковизм (см. 4 глава). Нуждаясь в историческом признании, они объединились с другими евангельскими движениями того времени.

Огромная Российская империя осталась незатронутой благословениями Реформации, которая распространялась в Европе в XVI веке. Так же Россия пропустила Евангельское пробуждение в XVIII веке. Но во второй половине XIX века русский мир вступил в замечательную фазу духовного благословения. Выдающимися при этом были лорд Редсток и полковник Пашков.

Многие предшествующие идеи, личности, социальные и исторические факторы подготовили русское общество к пробуждению. (Некоторые из них документированы в книге Эдмунда Хейера "Религиозный раскол среди русской аристократии 1860-1900"). Однако необходимо дальнейшее исследование духовного пробуждения в России.

В начале девятнадцатого века произошло значительное событие. С 1812 по 1820 год Писание было распространено по всей Российской империи почти на 30 языках. Распространение Слова Божьего было организовано Русским Библейским обществом, основанным в декабре 1812 года.

Основатель общества был не кто иной как царь Александр I. Его помнят как защитника страны от французского захватчика Наполеона. Но намного значительнее то, что в 1812 году Александр I стал читать Библию и пришел к сознанию, что это — единственный надежный путеводитель к спасению.

Книга о лорде Редстоке высвечивает три элемента, присущие всем истинным духовным движениям в мире. Во — первых, эти движения и учение берут импульс от свидетельства Святого Духа об Иисусе Христе. Вопреки утверждениям многих искренних людей, первое свидетельство Духа раскрывается через Святое Писание Нового и Ветхого Заветов, а не через церковные традиции или высказывания проповедника.

Во — вторых, в центре подлинного провозглашения библейского Евангелия стоит фундаментальная идея: человек не может быть оправдан перед святым Богом посредством своих добрых дел или религиозности, но только через праведность Иисуса Христа. Оправдание только по вере, а Иисус Христос является единственным объектом этой веры.

В-третьих, величайшим противостоянием библейскому Евангелию были действия тех, кто провозглашал истины христианства, но все же не понял Истину Писания. Трагично, но это доказано историческими фактами. Так было и во дни лорда Редстока. Несмотря на это, Святой Дух в состоянии заставить замолчать противящихся, как и в день Пятидесятницы.

Документирование прогресса Редстокизма является коротким но славным свидетельством действий воскресшего и вознесшего Христа. История, изучаемая с такой уникальной перспективой, превращается в поклонение. Исследуя жизнь и служение лорда Редстока, мы с благоговением прославляем Триединого Бога.

"Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние… Боже, царь мой! Ты тот же; даруй спасение Иакову" — (Псалом 43, 1-5).

От автора

На протяжении нескольких лет я хотел написать книгу о жизни лорда Редстока (3 -го барона), имение которого видно из окна моего кабинета. Миссис Ева Мак — Грегор много рассказывала мне о нем. Она лично знала его и ухаживала за его внуками в Мэйфилдском доме. Ева Мак — Грегор была неоценимым источником информации. Я удостоился чести получить в дар личную Библию Редстока и одно из его кресел (оно теперь в моем кабинете). Я храню эти вещи наряду с другими ценностями. Еще одним важным источником информации была член нашей церкви миссис Джин Виллер. Ее муж был личным камердинером Редстока. Она помнила Редстока и поделилась со мной своими воспоминаниями.

Также мне помогла леди Херси Горинг, жена внука Редстока, Джона, который погиб во время второй Мировой Войны. Она дала мне некролог, фотографии и письма. Такая информация была для меня огромной помощью. Среди писем были некоторые от королев Швеции и Дании, я поместил их в эту книгу.

Я хотел написать о лорде Редстоке не только потому, что он жил рядом с моим домом, но и потому, что он был действительно замечательным человеком.

Немногие знают о нем, и те, кто знает, едва ли сознают объем его влияния в начале евангельского движения в России. На протяжении многих лет у меня был глубокий интерес к тому, что Бог совершает в бывшем Советском Союзе. Несколько лет назад я читал свидетельство А. Скрипниковой из Санкт-Петербурга. Также Алекс и Саломи Лютер посещали Спринг Роуд Евангельскую Баптистскую церковь, где я был пастором. В первый раз они посетили нас в начале 60 -х и рассказали нам об их связях с христианами в России. Благодаря их свидетельству мы ясно видели нужды братьев. Я особенно помню встречу с Георгием Вине, когда после своего освобождения из ареста в 80 — х годах он посетил Спердженский метрополитен табернакл в Лондоне. Для меня это была особенная встреча, которую я никогда не забуду. Я слышал его свидетельство и лично разговаривал с ним через переводчика. Свидетельство Божьих слуг в бывшем Советском Союзе является выдающимся примером проявления Божьей силы в двадцатом веке.

Мне очень приятно, что биография лорда Редстока переведена на русский язык. Я молюсь и верю, что эта книга ободрит христиан, когда они увидят жизнь духовных начинателей в России. Радостно сознавать, что дело благовествования продолжается и в дни начавшейся свободы.

Несколько лет назад я получил письмо, в котором упоминалась книга профессора Эдмунда Хейера "Религиозный раскол среди русской аристократии 1860-1900 — Редстокизм и Пашковизм". Я спрятал письмо в ящик стола, в котором накапливал всю информацию о лорде Редстоке, пока не появится время взяться за работу. Со временем я купил эту книгу и был совершенно изумлен. Профессор Хейер собрал удивительную информацию о деятельности Редстока и о духовном пробуждении в России. Документация настолько доскональна, что вряд ли кто может усомниться в достоверности и надежности его исследований. Я хочу выразить благодарность профессору Хейеру, который доброжелательно позволил мне использовать его работу. Его книга доступна в Англии в.

Печально, что уже нет дома в Мэйфилде, но фотографии его сохранились. В этой книге я поместил лучшие из них. Они кратко отражают жизнь семьи Редстока. Его жизнь является примером благочестия и преданности делу Христа. Как нужны в наши дни такие примеры!

В память

Многие влиятельные люди в Англии и за границей почтили память лорда Редстока после его смерти 8 декабря 1913 года. В тот день всем стало ясно, что мир потерял действительно выдающегося человека. Репортаж в английской газете "Тайме" сообщал: "Ушел из жизни барон Редсток 3-й. Это был воистину исключительный человек, чей жизненный путь был замечательным, хотя неизвестным современному поколению. Он отказался от обычных интересов и увлечений в обществе, но посвятил свою жизнь миссионерской работе. В современном мире такой английский дворянин казался необычным, если не уникальным феноменом". Эти слова хорошо обобщают его выдающийся жизненный путь. Из многочисленных писем признательности, полученных его семьей, выяснилось, что не только бедняки из восточной части Лондона, но и во многих странах люди получили благословение благодаря его деятельности.

Вечным памятником его миссионерской деятельности является его труд в России. У него нет наследника который бы принял семейный титул барона, но есть много духовных наследников в бывшем Советском Союзе. Все они посвятили себя делу Христа, как и он. Его труд почти неизвестен в нашей стране, но по милости Божьей его служение является одной из удивительных глав в истории Церкви. Благодаря его деятельности в Санкт-Петербурге духовное пробуждение распространилось во все стороны огромной страны. Сегодня есть тысячи церквей, которые частично обязаны своим духовным основанием самому Редстоку. Не случайно портрет Редстока находится в одной из баптистских церквей Санкт-Петербурга. Но в то время, как баптисты России берут свое начало с того времени, сам Редсток мог проследить свои корни с весьма ранних времен.

Происхождение

Его родословие можно проследить со времен правления Вильгельма Завоевателя. Дед Редстока, почетный адмирал барон Вильям Вэлдигрейв 1-й был вторым сыном Эрла Вэлдигрейва 3 -го. Адмирал был сильным и властным человеком, но в то же время богобоязненным и великодушным. Эти качества поразительно отражаются в его внуке. Отец Редстока, барон Редсток 2-й, был вице — адмиралом, он женился на Эстер Кэролайн, младшей дочери Джона Пюжет, управляющего английским банком. Ее мать происходила из гугенотской семьи, она рано овдовела и, получив богатое наследство, часто жертвовала нуждающимся. Она помогала миссиям в Сибири, Индии, Франции, Германии, а также бедным в Лондоне и Ирландии. Известно, что она могла проводить ночи в беседе с осужденными преступниками и, невзирая на большие неудобства, путешествовала, чтобы помочь страждущим. Мы видим такие же качества в ее внуке.

Ранние годы

Грэнвил Огэстес Вильям Вэлдигрейв, биографию которого мы исследуем, родился 2 апреля 1833 года. Его мать постаралась дать ему не только светское, но и духовное образование. С ранних лет она заложила в нем любовь к Писанию. Однажды, еще будучи мальчиком, он с воодушевлением сказал ей: "Я нашел такой прекрасный стих — "праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще" — (Откр.22,11).

Он был непоседлив и энергичен по природе. Бывало, растянувшись на полном бегу, он тут же вскакивал и бежал дальше. Он обычно думал не о себе, но о том, что может достичь. Он воображал себя великим и сильным принцем. Уже по его поведению в детстве можно было судить о его будущем характере. Когда он умер, газета "Тайме" сообщала: "Это был человек огромной энергии и целеустремленности, который верно следовал своим убеждениям и не сожалел о последствиях". Свою энергию он посвятил Божьему Царству.

Он учился в Хэрроу школе, но в то время у него не было серьезных мыслей о Боге. Казалось, он удовлетворялся жизнью номинального христианина и надеялся, что был спасен. Однако в своем сердце он чувствовал, что это не так, так как влияние матери оставили свой след. Однажды кто — то спросил его, что будет с ним, если он умрет. Раздумывая над этим он понял, что жизнь его была неверной. Он поступил в Оксфордский университет и изучал в Баллиол колледже современную историю и естествознание. Там же он участвовал в соревнованиях по гребле и занимался музыкой. Он вел активный образ жизни, типичный для молодого человека со всеми его преимуществами.

Обращение

Пытаясь забыть о потустороннем мире, он с большой энергией гонялся за удовольствиями этого мира, но вскоре был у порога смерти. Будучи армейским офицером, он был направлен в Крым, где стал свидетелем ужаса войны, о санитарном состоянии которой, впоследствии, узнали благодаря работе Флорине Найтингейл. Там его сразила лихорадка, и врачи нашли его состояние безнадежным. "Мой последний час пришел, — сказал он, — а я не готов". Но он знал путь спасения, ибо наставления и молитвы матери были не напрасны. Воззвав о спасении и исцелении, он был услышан. Все были удивлены его выздоровлению, но больше всего удивлялись, когда увидели, что он стал новым человеком!

Вэлдигрейв вернулся в Лондон, чтобы начать великую работу, которую поручил ему Бог. Теперь он был спасен Господом Иисусом Христом. Такое спасение можно получить только по благодати, оно не может быть унаследовано. Он смирил себя и был привлечен Тем, о Ком мать часто говорила ему. Он был весьма одаренным человеком и вскоре собирался унаследовать титул барона лорда Редстока 3 — го, который открывал ему доступ в самые высшие слои общества. Бог готовил Своего слугу для великого труда.

Начало христианского служения

Вэлдигрейв был стремителен и полон энергии, но прежде чем полностью отдать себя христианскому служению, он должен был пройти несколько духовных этапов. Только через несколько лет его деятельность приобрела тот размах и активность, которые он сохранял на протяжении всей оставшейся жизни.

 

Когда он вернулся из Крыма, в Лондоне наступал очередной светский сезон. В начале он следовал обычаю развлечений и в компании своих друзей посещал балы и обеды. Однажды известный адвокат спросил его, что он делает для своего нового господина Христа. Это заставило его задуматься. После такого вопроса он стал посещать госпитали и с явным нежеланием пошел в Мидлсекс госпиталь, чтобы читать Библию больным и умирающим.

Там произошел случай, который глубоко повлиял на Вэлдигрейва. Одним из больных был молодой человек из Филиппин. Рак съедал его лицо. Он был озлоблен и обижен на судьбу, и Вэлдигрейв, не зная испанского, хотел помочь этому несчастному человеку. Он решил читать испанский Новый Завет. Наблюдая за выражением лица своего слушателя, он видел, что тот его понимает. Он читал место из Ефесян 2,4 — 9 и Иоанна 3,16: "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас… оживотворил со Христом… Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился". "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную".

На протяжении нескольких недель он читал эти места, и основательное изменение произошло в том человеке. Медсестра рассказывала, как однажды больного посетил человек, который знал испанский. Беседуя с ним, он обнаружил, что тот испытывал мир в Господе Иисусе Христе. На следующий день он умер. Это был первый человек, который обратился к живому Богу через Вэлдигрейва. Подобное повторялось на протяжении всей его жизни, но он всегда помнил случай с первым обращенным. Ясно, что не через убедительные слова Вэлдигрейва больной получил возрождение души, но через Слово Божье — Вэлдигрейв всегда помнил об этом. Он научился полагать свою уверенность на истину Евангелия. Эта уверенность была надежной и постоянно укреплялась.

Унаследование титула

Ему было всего двадцать три года, когда он унаследовал титул — барон Редсток 3-й. Через два года он женился на Сузане, отец которой Джон Хейлс Колкрафт был членом парламента в Рампстоне, и ее мать Кэролайн была дочерью герцога Манчестерского 5 -го. Сузана была очень красивой и доброй. Доктор Давид Ливингстон очень высоко отзывался о ней: "Я видел леди Редсток. Она так же добра, как и красива".

Христианское служение

Редсток обладал огромными возможностями и практически не имел ограничений. Он был талантлив, с крепким здоровьем, и личное состояние позволяли ему не работать. У него был хороший дар дипломата, и он мог бы преуспеть в политической карьере. Влиятельные люди предложили ему быть представителем Ирландии. Внимательно выслушав предложение, он ответил: "Могу ли я быть представителем кого -либо, кроме себя?". Позже он сказал: "Я уверен, если даже у меня и будет успех, я не получу в этом мире и одной десятой доли того счастья, которое имею в служении Богу". Он пренебрег многим, но получил гораздо больше. О тех, кто ищет удовольствия только в этом мире, он говорил: "О, сколько они теряют!".

Они с женой поселились в Лондоне на Бринстон Сквере. Будучи популярными, они ежегодно получали сотни приглашений на обеды. Однако по мере личного духовного возрастания он стал более решителен в свидетельстве о своем новом Господине и, количество приглашений стало уменьшаться. Он видел пустоту и лицемерие в жизни высшего общества и не мог тратить свое время и энергию на подобное времяпровождение. Следовательно, везде, куда его ни приглашали на общественные сборы, он готовился так, как если бы собирался проповедовать на христианском собрании. Он говорил: "Плоды прошлого являются семенами будущего. Если птица занесет семя на новую землю, это способствует размножению совершенно нового растения на поле. Новое растение в свою очередь влияет на насекомых, а насекомые на животных. Подобное происходит и в жизни человека". Истинность такого убеждения была доказана благословенным пробуждением в России.

Жизнь в Лондоне

Леди Бакстон дает нам краткое описание жизни семьи Редстока: "Они были душою общества, где он, спокойно и уверенно, всегда старался совершать труд своего Господина. Я помню, как однажды вечером он сопровождал меня на званный обед в дом друзей. Он спросил меня сделала ли я что- либо для Господа со времени прошлого обеда? Я почувствовала, что он сделал мне выговор".

"В субботу вечером я часто ходила к ним на Бринстон Сквер, где после работы они с леди Редсток читали Библию. На таких вечерах присутствовали лорд Чарльз Руссель, лорд Конглетон, лорд Рей и другие. Мы сидели вокруг стола и долго обсуждали прочитанное. Часто я вспоминаю его оригинальные и действительно сердечные объяснения. Одно из них было особенным. Он обратил наше внимание на два "покоя" в Матфея 11,28 — 29. Покой прощения — "Приидите ко Мне и Я успокою вас", и покой подчинения своей воли — "Возьмите иго Мое на себя и найдете покой душам вашим". Он сказал, что некоторые христиане хотят иметь первый покой без второго, но второй покой должен быть целью наших молитв на протяжении всей жизни. Покой, о котором он говорил, является привилегией тех, кто подчиняет Господину свою волю. Такой покой был постоянным опытом его жизни. Он действительно жил так, как проповедовал. В то время я видела, как без сомнения они отдавали одну вещь за другой — ювелирные изделия, фарфор, кареты".

Жертва

Обратившись к Богу, он стал жертвовать многим, но значительный духовной поворот произошел в то время, когда он оставил работу с Вэст Мидлсекс Волонтирс. Он вербовал и обучал свой батальон. "Батальон Редстока" был знаменитым в Гайд парке, куда он выводил его на своем сером коне. Он был очень одаренным офицером, и главный командир, герцог Кембриджский, сказал, что вряд ли есть подобный офицер в армии, равный Редстоку, который способен провести 20 тысяч солдат через Гайд парк!

Армия забирала у него огромное количество энергии и времени, которые он больше не собирался тратить на эту работу. Перед ним открывались новые возможности, хотя он потерял многие прежние контакты. Слушая проповедь Хадсона Тейлора, великого миссионера в Китае, он понял, что его жизнь должна измениться. Почти никто не помогал Тейлору, и Редсток чувствовал угрызения совести.

Призван на служение

Именно тогда он почувствовал призыв посвятить свою жизнь проповеди Евангелия. Он оставил командование батальоном, и теперь у него было время участвовать на христианских собраниях. Вскоре он был довольно загружен и проповедовал на серии собраний в Вэстон — супер -Мэр. Такое начало было очень успешным, особенно когда обратился к Богу германец доктор Бедеккер. Его убедили прийти на одно из многолюдных собраний, и после личной беседы с Редстоком он обрел живую веру во Христа. "Я вошел в дом гордым германским атеистом, — сказал он, — а ухожу смиренным и верующим учеником Господа Иисуса Христа. Слава Богу!" Восемь лет спустя он поехал в Россию. Редсток познакомил его с людьми высшего общества, которые уже обратились через его проповедь. Бедеккер принимал участие в великом труде, посещая тюрьмы в Сибири.

Путешествия за границу

Редсток не ограничил свою деятельность только Англией, но посещал многие европейские страны и Индию. В 1867 его пригласили проповедовать в Голландии, где через его служение обратилось множество людей. Он совершил много добра, лично свидетельствуя о Христе. Один человек, который жил в Гааге, рассказывал: помню, как однажды молодежь организовывала увеселительное мероприятие на воскресенье. Во время обеда один из присутствующих повернулся к Редстоку и сказал: "Я думаю, вы считаете это неверным?" На это Редсток ответил: "Мы все в плавании, если каждый из нас имеет верного кормчего, мы не заблудимся". И там же за столом он представил нам прославленную истину Евангелия, вознося Христа во всей Его красоте и полноте. Среди высшего общества Голландии совершался важный труд, и обращенные были воодушевлены и готовы понести Евангелие по всей стране".

Леди Редсток

Возможно, некоторые спрашивают о том, как его жена относилась к деятельности Редстока? Иногда они путешествовали вдвоем, но были и долгие периоды времени, когда он был вдали от дома. Письмо к дочери Редстока, написанное ее подругой, дает нам некоторые представления о том, какое впечатление производила леди Редсток на знакомых: "Когда вы были маленькими детьми, я часто посещала ваш дом на Бринстон Сквере. Твоя мать дружила с моей, и я приходила с ней на вечерние чтения Библии. Я помню некоторые миссионерские собрания (Миссия Китай -Англия), а также одно или два пророческого характера. Смутно я понимала, что жизнь в вашем доме совершенно отличается от всех моих знакомых. Только через несколько лет я поняла, что это значит. Я была очень робка и стеснительна. Не помню, чтобы я разговаривала с твоим отцом. Честно говоря, я боялась его. Но от сердца могу сказать, что глубоко любила твою мать. Действительно, такую добрую и святую женщину я еще не встречала. Я проводила время с ней и с тех пор память о ее святой и прекрасной жизни живет во мне. Я убеждена, что замужняя женщина должна оставить большую часть занятий вне дома для незамужних, и я уверена, твоя мать понимала это. Она именно так и поступала. В общем, оглядываясь на прошлое, я думаю, что успех твоего отца и его влияние на жизнь людей были в большей мере обязаны его прекрасной и богобоязненной жене. Я знаю, она поддерживала его и молилась о нем всегда и везде, где бы он ни проповедовал.

Если описать всю деятельность Редстока, это займет много страниц. Этот путешествующий проповедник посетил многие страны и совершил замечательную работу. Однако мы должны уделить особое внимание его труду в России. В других странах его деятельность была частью мирового движения, которое оказало влияние на многих людей того времени, но последствия его личного участия затерялись среди множества других свидетельств. В России же, по милости Бога, мы можем проследить его влияние. Он был полностью посвящен делу Царства Божия, и Бог использовал его в такой мере, что в истории он среди немногих.

 

Редсток занимает уникальное положение в духовной истории России.

Санкт-Петербург

Он появился в Санкт — Петербурге в то время, когда официальная церковь была в ее худшем положении. В народе же была жажда к лучшему. Важно заметить, что почва подготавливалась на протяжении нескольких лет. Мы увидим далее, что Редсток также проходил подготовку. Бог широко использовал его в религиозном пробуждении, которое достигло потрясающих размеров. Его связь с Россией знакома многим, но успех начатого им духовного пробуждения мало известен.

По причине отсутствия точных сведений и тенденции преувеличить результаты, большинство таких движений трудно оценить. Однако работа Редстока достоверно документирована. В 1970 издательство Мэртинус Нижеф (Гаага) опубликовало книгу "Религиозный раскол среди русской аристократии 1860-1900. Редстокизм и Пашковизм", написанную Эдмундом Хейером. Профессор Хейер является профессионалом, и его библиография содержит массу исследований, вложенных в эту книгу. Огромное количество оригинальных документов дают читателю основание доверять автору. Профессор Хейер пишет: "Евангельское движение, начатое английским лордом Редстоком в 1870 -х годах достигло потрясающих размеров за несколько десятилетий". Немногие знают подобный размах духовного пробуждения.

Такое событие заслуживает особое внимание не только ради евангельского движения, но также потому, что в нем проявился уникальный характер лорда Редстока. В Санкт-Петербурге он был душою общества. Его последователи подражали ему и, казалось, он поставил печать на все пробуждение. Мы видим в Писании, что в истории Церкви Бог использовал примеры людей. В России, благодаря Божьей благодати, многие следовали примеру Редстока и подражали его жизни.

Профессор Хейер отметил: "Он усердно нес служение в Англии, Франции, Голландии, Швейцарии и Индии, но все же его величайший след яснее виден в России в 1870 -х годах. Именно там новое религиозное учение стало предметом горячих дискуссий, и имя Редстока стало известным во всех уголках страны. Даже те, кто не мог правильно произнести его имя, говорили о его учении". Не было ничего "нового" в "учении Редстока", но для его слушателей, которым не была знакома простая весть о благодати Божьей, оно было ново.

Подготовка

До прибытия в Санкт-Петербург весной 1874 года лорд Редсток был уже подготовлен для труда. Русское общество также было готово. Письмо, полученное от друга Редстока биографом миссис Троттер, дает нам ясную картину его подготовки: "Его святая жизнь и простое доверие Божьему водительству в больших и малых делах касались меня больше, чем его слова. В то время он планировал объединить тех, кто знал континентальные языки и был способен ехать за границу для свидетельства о Христе высшему кругу общества. Особенно он думал о России и ожидал, когда такая возможность откроется. Но дверь была закрыта, и он стал обучать свою старшую дочь, чтобы она поехала в Россию вместо него. Он сказал мне: "Никогда не толкай дверь, которая кажется приоткрытой. Когда Бог хочет, чтобы мы шли, Он откроет перед нами широкие двери! Иногда, чтобы испытать нас, Он позволяет нам видеть приоткрытые двери — будем ли мы ждать, когда Он откроет широкие двери". Через год или два мы встретились на острове Ваит Аил в Бончурче. Лорд Редсток сказал мне, что Бог забрал его дочь, но открыл дверь в Россию для него. Он получил великое благословение в том труде, и его пример я никогда не забуду".

Он пользовался принципом Божьего водительства и тщательно анализировал свои мотивы. Ясно, что у него было огромное желание проповедовать Евангелие в России, но прежде чем он поехал туда, это желание не оставляло его на протяжении нескольких лет. Россия была у него в сердце до конца жизни. Заметьте, что ему не нужно было проповедовать на русском, (хотя он и учил язык). Он мог проповедовать на французском, потому что этот язык был широко известен в высшем обществе Санкт-Петербурга.

Провидение

Для Редстока провидение Божье было очень важным. Он сознавал, что даже малые события могут привести к большим изменениям. Следуя такому убеждению, он говорил: "В Южной Африке муха цеце была одним из больших факторов в общественных, коммерческих и военных делах континента. Была ли первая муха цеце неважна?" С ним случилось много незапланированных встреч, когда его пригласили в Россию. В то время, когда он был в Париже, один из русских дипломатов, знавших его, безуспешно пытался устроить встречу Редстока с благородной русской императрицей. И неожиданно он все-таки встретился с ней. Случилось так, что, в отличие от своего обычая, он заказал экипаж и поехал в определенное место. Он был очень усталым, так как целый день ходил по жаре.

Вскоре и сама императрица, безуспешно искавшая встречи с ним, прибыла туда же и объявила, что вечер проведет там. Так они и встретились. С великой искренностью она разговаривала с Редстоком. Перед возвращением в Россию императрица проговорила с ним пять часов и пригласила его в свою страну. Также пригласила его дама Елизавета Черткова, жена царского генерал-адъютанта, сын которой был близким другом Льва Толстого. Дама Черткова встретила его в Швейцарии, где он утешил ее в связи со смертью двух сыновей. Весной 1874 года, во время святой недели, он прибыл в Санкт-Петербург. Как он, так и все его слушатели, были полностью подготовлены Богом, и, следовательно, сразу же были видны плоды. Новообращенные несли свидетельство другим, которые также были готовы слышать добрую весть, и во многих случаях результат был идентичным.

 

 

http://www.blagovestnik.org/books/00343.htm

 

Добавить комментарий