В МИРЕ РАВНОДУШИЯ




Лилия ПОГОРЕЛАЯ

 

 

 Начать эту статью хочу словами одной христианской песни:

Мы живем в мире равнодушья,
В нежеланье ближнего понять,
Ждем, что кто-то руку нам предложит,
А не то чтоб самому подать.

И разве это не так? Сколько горя можно встретить сейчас во многих семьях: неизлечимо заболел ребенок, родители узнали, что сын или дочь употребляют наркотики, у одной сотрудницы умер муж, у другой – ушел к той, что помоложе, и так далее. Бед на земле много – это знает каждый. Но вопрос не в этом, а в том, какова наша реакция на чужую боль? Предпринимаем ли мы какие-либо действия, чтобы помочь человеку, или остаемся равнодушными?

Вы слышали, что сегодня Украина занимает первое место в Европе по темпам заболеваемости СПИДом? Что же мы сделали, чтобы остановить этот ужас? Знаете ли вы, что ежегодно в Украине от наркотиков погибает 10 тысяч молодых людей? Проводим ли мы рейды среди подростков и молодежи о вреде наркотиков, рассказываем ли мы о последствиях, которые их ждут? Идем ли мы в подвалы к беспризорным детям? Помогаем ли сиротам и вдовам? Или переживаем горе других лишь несколько минут, когда видим какие-то негативные новости, и боимся, что когда-то это может коснуться нас?

Когда говоришь об этом с людьми, их ответы примерно такие: «Моих детей там нет», «Мой муж мне не изменяет». И даже если кто-то замечает, что происходит несчастье с его знакомым, он печально пожимает плечами: «А чем я могу помочь?» В воздухе просто чувствуется равнодушное «Ну, и что? Это меня не касается!»

К сожалению, когда несчастье обходит нас стороной, мы склонны больше ко вздохам про себя и безучастию. Что можем сделать мы? Мы не в силах остановить зло! И все же вот что сделал пастор одной из церквей в городе Кишинев: «Когда гомосексуалисты организовали свой второй ежегодный фестиваль в Молдове в 2004 году, я пошел туда вместе с группой молодежи и там начал проповедовать Слово Божье. Они хотели нас выгнать из помещения и вызвали милицию. Тем временем приехали журналисты, которые снимали все происходящее. И то, что Бог думает о гомосексуалистах, то, что записано об этом в Библии, услышали собравшиеся люди на улице, а посредством СМИ – и вся страна. На следующий год, когда намечался подобный фестиваль, мэрия города запретила им публичные выступления навсегда».

Они смогли что-то сделать? Смогли. И мы сможем, если только будем действовать, если хоть что-то будем делать, а не останемся равнодушными. Но сегодня много молодых людей совсем другого мнения. Когда я готовилась к этой статье, то зашла в Интернет, чтобы узнать суждения людей на этот счет. И вот каким было мнение многих: «Мне нравится равнодушие, и я ко многим вещам стараюсь быть равнодушным, и становится легче жить, может, не всегда это правильно, но всё же…».

В словаре Владимира Даля слово «равнодушие» означает косность души, сердца, чувств, страстей, холодность и безучастность. Другой словарь говорит, что равнодушие – это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Люди же часто называют равнодушие нейтральностью, чтобы звучало более прилично. Однако от этого смысл равнодушия не меняется. Равнодушие остаётся равнодушием. Его принцип – «Моя хата с краю – ничего не знаю», «После нас – хоть потоп», «Наше дело – сторона».

Но этому ли учит нас наш Господь Иисус Христос? Конечно же, нет. Его жизнь и действия были совершенно противоположны равнодушию – они были наполнены любовью ко всем и всегда. Но о росте равнодушия в людях Он предупреждал своих учеников. Об этом мы читаем в Евангелии от Матфея (24:4-13): «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Иисус дает им ответ на этот вопрос, а в 12 стихе Он предупреждает, что «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Охлаждение любви есть равнодушие. И это то, что происходит сегодня среди людей. Наша реакция на происходящее притупилась, мы стали безучастны и разучились сопереживать.

Как же Бог относится к равнодушию?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте почитаем Священное Писание. Первый отрывок – это известная притча про доброго самарянина (Лк.10:30-37).

«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Эта история про равнодушие, проявленное священником и левитом, служителями Бога, по отношению к ограбленному израненному человеку, и про сострадание самарянина, который проявил к нему любовь, позаботившись о нем. Второй отрывок – это обращение к Лаодикийской церкви (Отк. 3-16): «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

Равнодушие здесь описано как состояние теплоты: «ни холоден, ни горяч». Оба же отрывка показывают негативное отношение Господа к равнодушию. В притче о добром самарянине Иисус учит людей поступать так же милостиво, как поступил с пострадавшим добрый самарянин. Что же касается второго отрывка, то отношение Господа к равнодушию выражено в 16-м стихе: «Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Мы видим, что Бог знает о равнодушии по отношению к людям (их боль, страдания, потери), знает и о равнодушии Своих служителей. Он относится к этому отрицательно.

Разделить радость или боль с человеком – не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Наставляя верующих Рима, Апостол Павел говорит: «… радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Это наставление многим кажется несложным. Однако жизнь показывает, что сорадоваться и сострадать умеют далеко немногие. В жизни есть вещи, которые мы можем выполнить, заставив себя усилием своей воли. Возможно, это будет сложно, возможно, придётся в чем-то перешагнуть через себя, но, в конце концов, мы сумеем совершить некое доброе дело. Радость за другого человека или сострадание – это качества совершенно иного рода. Невозможно заставить себя сорадоваться или сострадать. Можно, конечно, изобразить на лице вымученную улыбку или наше сострадание, но едва ли это то, о чём писал Апостол Павел. Скорее, он имел в виду наше сердце, наполненное любовью. Из такого сердца может исходить и сострадание, и сорадость.

Любовь – это то, что противоположно равнодушию, только она может победить его. Бог хочет, чтобы мы, Его творение, стряхнули с плеч суету, осознали бы высокую цель, которую Он вложил в жизнь каждого. И эта цель – любовь к Нему и к нашему ближнему.

Один из законников, искушая Христа, спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:36-40). Иисус не разделяет здесь любовь к Богу и любовь к ближнему. Они взаимосвязаны.

Именно такой любовью служила людям, а значит и Богу, мать Тереза. Она воспринимала Евангелие как прямое руководство к действию, то есть буквально, поскольку считала каждое слово обращенным непосредственно к себе. Сказано “помогайте” — и она помогала, “напоите” — подавала воду. Что уж говорить о заповеди “любите”? Она сказала как-то, что в каждом человеке, стоящем перед ней в данный момент, она видит воплощение Христа. Потому и смогла она, победив страх, ухаживть за прокаженными, прикасаться к их язвам голыми руками. Потому, не обращая внимания на скверный запах, исходящий от ран, не чуралась никакой работы. Потому предпочитала делать, а не говорить. Все без исключения, кто пишет о матери Терезе, вспоминают ее слова: «За миллион долларов и я не стала бы делать этого. Только бесплатно. Из любви ко Христу».

Наполнено ли наше сердце такой любовью?

Грех наполнил человека эгоизмом, а эгоист не способен любить. Не таков наш Господь Иисус Христос. Он сошел с небес как Сын Божьей Любви: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного”. Божий Сын, выполняя волю Отца, пришел к людям, чтоб показать им, что такое любовь. И Он жил жизнью, полной любви, здесь, на земле, в общении со Своими учениками, бедными и униженными, даже со Своими врагами. И умер Он смертью любви. А когда взошел на небеса, то послал на землю Духа Любви помогать Его ученикам уничтожать в себе эгоизм, зависть, гордость и взращивать в сердцах любовь Божию. Библия говорит, что «Плод Духа – любовь».

Антон Павлович Чехов писал, что «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». И действительно, равнодушие является признаком духовно мёртвого человека, человека невозрожденного. Таких людей Иисус называл «мертвецами».

Библия учит, что равнодушие – часть характера нечестивых, а присутствие любви, сострадания, заботы и участия есть признак праведных, которые делают добро как само собой разумеещееся. Об этом так говорит Священное Писание (Мф:25:31-46): «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». В данном отрывке «сии» – это равнодушные люди, которых Господь называет «проклятыми». Их ожидает «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Праведники, согласно этому отрывку, – неравнодушные люди, «благословенные». Им Господь приготовил жизнь вечную.

Русская народная пословица гласит: «Когда пожелаешь узнать цену человеку, подведи его к чужой беде или к чужой радости – никогда не ошибешься».

Какая цена мне, христианке, если я отворачиваюсь от людей, переживающих горе, нищету или какое-то разочарование; если я вижу грех и не предпринимаю никаких действий, чтобы остановить его? Какая цена нам, христианам, если мы не исполняем повелений нашего Господа, не идем и не говорим погибающему миру о спасении?

Иисус Христос выбрал в своей жизни путь любви и доказал это на деле. Что выберем сегодня мы, последователи Христа: равнодушие, с которым жить легче, или все же выберем любовь и последуем примеру нашего Господа: накормим голодного, перевяжем раны израненному, расскажем погибающим людям о Божьей любви и освобождении от греха?

Помните, что Бог против равнодушия. Верующий человек – это человек активной позиции. И если можешь что-то делать: молиться, жертвовать, говорить о Христе как о Спасителе, утешать, помогать словом или делом – то делай это.

 

 

Голос Истины

http://www.istina.info/article.php?i=107&a=654

Добавить комментарий