Влияние светской философии на христианскую молодежь




Может быть, вы немного испугались, услышав эту тему. Обычно слово «философия» неприятно для ваших ушей. Оно звучит слишком трудно, а вам это не нравится. У вас ведь нет ничего общего с мирской философией, не так ли? Обычная философия  — уже мучение, а уж мирская философия должна быть еще хуже. Что-то такое, наверно, проходят в школе, но потом быстро забывают, так как это уж точно не относится к вашей личной жизни.

 

 

И. Антума

 

Но это не так. Необязательно знать изобретателя телефона (Ш. Бурсель, Франция, 1854 г.) или книгопечатания (Иоганн Гуттенберг, Германия, пр. 1450 г., хотя некоторые голландцы считают, что первым был голландец Лауренс Костер), хотя их изобретения влияют на вашу жизнь. Результаты их идей окружают нас повсеместно. То же самое с философами, изобретателями идей. Не надо знать их имена — немногие из вас знают таких философов, как Вольтер, Ницше, Сартр, Деррида, Рорти — но их идеи широко распространены. Как христиане, вы, наверно, думаете, что философия бывает только мирской, не так ли? Апостол Павел говорит в Библии, что евангелие есть глупость для философов, и что христианам надо держаться подальше от ложной философии. Значит, об этом лучше вообще не говорить. Тем не менее, вот я перед вами, потому что Павел был не против всей философии, он был против заблуждающейся, пустой философии. Более того, он хорошо знал философию и использовал ее в своих проповедях. Если вам не очень нравится размышлять и вы этим довольны, то это уже есть, по-моему, влияние этого мира. Мир хочет, чтобы вы считали, что стараться необязательно, он оправдывает ваше стремление к легкой жизни (искать удовольствия, избегать любых неудобств), он предлагает множество причин, почему необязательно использовать свой разум.

Если я правильно понял, среди вас есть неверующие. Каково для вас значение сегодняшней темы? На первый взгляд, непонятно, зачем вам знать влияние философии на христиан? Но я думаю, что у меня есть что сказать и вам тоже: я думаю, что христианское мышление более нормально, чем мирское. Когда смотришь на мир без Бога, все видишь вверх ногами. И тогда мир выглядит несколько странно: нет ни смысла, ни цели. Философы изо всех сил пытались доказать именно это: что жизнь абсурдна. Но если вы хотите правильно использовать свой разум, вам надо взглянуть, как это делают христиане.

Короче говоря, я думаю, что эта тема важна как для христиан, так и для не христиан, как для тех, кто не любит думать, так и для думающих людей. Все равно это важная тема, иначе я бы не стоял сейчас перед вами, и эта тема не была бы включена в программу конференции.

Мирское мышление проникает в ваши головы двумя путями: вы либо имеете о Боге неверное представление, либо совсем не думаете о Боге.

1. Неверное представление о Боге

Например, когда мы вспоминаем о Боге главным образом во время трудностей. Мы очень усердно молимся во время экзаменов, если плохо к ним подготовились. Но если наши молитвы представляют собой в основном список пожеланий, относящихся к нам самим, то что-то тут не так. Тогда это мы используем Бога вместо того, чтобы позволить Ему использовать нас. Это и есть мирской эгоистический подход к Богу: начинать молиться, только когда мы нуждаемся в Нем.

Есть еще великое множество полуправд о Боге, которые мы часто принимаем за полную правду. Эти полуправды нам нашептывает сатана, который потом легко превращает эти полуправды в полную ложь. Например, часто мы слышим: Бог есть любовь. Звучит хорошо. Мне было бы трудно возражать против этого утверждения. Но если это единственное, что вы можете сказать о Боге, то этого слишком мало. Это как-то однобоко, как в большинстве популярных песен, которые только и поют, что о любви. Из них легко можно вынести неправильное представление о любви, как будто это только относится к чувствам. Но любовь — это гораздо больше, и Бог — это гораздо больше: любовь — это не только чувства, но еще и воля и разум; это не только нежность, но и святость и справедливость. Именно любовь Божья может научить нас, что такое настоящая любовь. Нужно песни из радио мерить по этому стандарту, а не наоборот.

Последний пример неправильного представления о Боге — это когда люди думают, что миссионер — более высокое призвание, чем, скажем, инженер или учитель. Я часто встречал христиан, имеющих замечательную работу (например, эколога или экономиста), которые думали о себе: это недостаточно духовно, я не могу достаточно рассказать о Боге, работая на этом месте; если бы я работал миссионером, лучше всего где-нибудь далеко, это было бы более святое и хорошее занятие. Но так неверно думать, и непозволительно отделять святое от мирского таким образом. Философы веками разделяли именно эти вещи: религия отделялась от остальной жизни. Как будто лучше всего Богу можно служить в отдельной комнате. Но Бог совсем не такой. Когда Он сотворил этот мир, Он не отделил духовное от материального. Ему принадлежит весь мир. Ему можно везде служить. Молиться Ему можно повсюду, а не только на каком-то особом месте. И Он не считает кого-то святым только потому, что этот человек оказался миссионером. Мне вспоминаются слова Иисуса из Матвея 7:22-23: «Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?“ И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие“». Так что главное не в том, чтобы выполнять так называемую духовную работу, а в том, чтобы любую работу делать духовно, служить ей Богу.

2. Мирское мышление: совсем не думать о Боге

Проверьте себя: сколько есть вещей, которые вы никак не связываете с Богом. Например, просмотр новостей по телевизору, домашнее задание по математике, влюбленность, выбор места учебы или работы, политика, проблемы экологии.

Возьмем, например, романтический фильм или мелодраму по телевизору. Скорее всего, вы не видели ни одного фильма, где обошлось бы без «любовного треугольника». И что еще более вероятно, вы никогда не видели фильма, сюжетом которого являлся бы счастливый брак, такой брак, каким Бог его задумал. Тогда создается впечатление, что несчастный брак — это нормальное явление, что грешники интереснее, чем «хорошие» люди, и что гораздо приятнее заниматься сексом вне брака. Вы смотрите на фильм другими глазами: красивый ли он, хорошие ли актеры, интересный ли сюжет, красивая ли музыка. Вы не рассматриваете вопрос, хорошо ли и истинно ли то, что происходит на экране перед вашими глазами. Получается, что вы не связываете такие ситуации с Богом. Это и есть мирское мышление. Для многих людей вопрос морали встает лишь тогда, когда на экране появляется обнаженная натура. Но по этому поводу мне кажется, что нет большой разницы между христианами и нехристианами: русское телевидение, в общем, показывает гораздо меньше обнаженной натуры, чем голландское, и причина, скорее всего, в том, что это меньше соответствует русской морали, а не в том, что христианская мораль этого не позволяет. Другими словами, христиан гораздо больше шокирует секс на экране — это называется грехом, — чем насилие, которое считается частью жизни. Но ведь секс — это тоже часть жизни, а нарушение седьмой заповеди (не прелюбодействуй) ничем не хуже, чем нарушение шестой заповеди (не убивай). Если вы так не считаете, то вы находитесь под влиянием мирского мышления.

Другой пример: политика. Многие христиане не хотят иметь ничего общего с политикой: все знают, что честных политиков не бывает, все политики только и думают, что о своей выгоде. Голосовать, говорят они, бесполезно (если вы достаточно взрослые, чтобы голосовать), так как Россия не является демократической страной и никогда ей не станет. Все, что ей нужно — это сильный лидер. Но если вы так думаете, то вы мыслите в точности как средний российский гражданин, у которого то же самое недоверие к правителям. Тогда получается, что вашими мыслями и молитвами руководит не Библия, а то, что вы слышите вокруг вас. А если вы вообще не думаете на эту тему, то это опять-таки не библейское видение. Когда Библия называет Бога «Царем» и «Царем царей», то в ней используется политический термин. Как можно понять этот термин, ничего не зная о политике?

Все эти примеры я бы мог обсудить более подробно, но мне кажется, вам было бы полезнее поразмышлять об этом самостоятельно. Тем более что сейчас у меня нет на это времени. Но на этих примерах видно, я думаю, на какие темы большая часть христианской молодежи размышляют не с христианских, а с мирских позиций. И значительную роль в этом сыграла мирская философия, даже если вы и не отдаете себе в этом отчета. Итак, легко сказать: я не курю, я не верю в теорию эволюции, мне не нравится философия, я каждый день молюсь: «не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» — поэтому мир не может повлиять на меня. Надо знать, как именно хитрый дьявол пытается повлиять на вас. Потому что, на сколько мне известно, вы же не страусы.

Неужели ничего хорошего нельзя сказать о мирской философии? Конечно, можно. Иногда Бог использовал неверующих, чтобы исправить верующих. Подумайте только о неверующих в Ветхом Завете: Бог использовал другие народы, чтобы, например, наказать Израиль, или чтобы поставить их в пример Израилю. Бог милостив! Он работает не только в верующих, но в неверующих. Позвольте привести несколько современных примеров: так как неверующих не волнует Бог, у них есть время позаботиться о других вещах или вопросах. Например, феминисты заботятся о положении женщин, Гринпис — об окружающей среде. В результате церковь тоже стала задумываться о положении женщин и о важности защиты окружающей среды.

И последнее замечание. Тема «Влияние мирского мышления» говорит не только о конкретных идеях, хороших или плохих, а также о способе мышления. Например, вы как молодые люди считаете очень важным для себя определить, во что вы верите. И это хорошо, но иногда доходит до крайностей. Я вижу, как у многих молодых людей, особенно у студентов, совершенно не хватает смирения, зато огромное самомнение: они готовы верить во все, даже в марсиан, если только они сами это для себя «открыли». Но таким путем не попадешь на воображаемые небеса, а только в реальный ад. Бог хочет оградить вас от этого.

Так что противоядие от плохого влияния неверного мирского мышления — это в первую очередь осознание того влияния, которое направлено на вас. Я постарался помочь вам это осознать, привел несколько примеров. Но лучше постараться и развить действительно христианское мышление. Конечно, это невозможно сделать за полчаса. Но в самом деле, лучше научиться узнавать голос Божий. Кто-то сказал, что есть люди, специалисты в области сатанинских хитростей. Они точно знают, какие идеи неверны. Они способны очень быстро и точно узнать голос дьявола. Но это не значит, что они знают голос Божий. А речь-то именно об этом!

 

baznica.info

http://www.baznica.info/index.php?name=Pages&op=page&pid=5496.html

Добавить комментарий