Некоторые размышления о роли евангельского христианства в России.

По мотивам докладов и выступлений на Юбилейного Конгрессе Всероссийского Союза Евангельских Христиан

Зайченко А.С.

Об отношениях евангельской церкви с обществом и государством

У протестантов России есть крылатая фраза о том, что церковь сотрудничает с обществом, а не с государством. Спрашивается,  а задумывались ли когда-нибудь авторы подобных заявлений о смысле этой фразы? Сегодня уже нет теократических государств, где законы и всю жизнь человека регулировала бы церковь. Сегодня в задачи государства, которые определяет Конституция, входит, среди прочего, формирование всех  законов, регулирующих деятельность всех людей и контроль за их исполнением, в том числе, контроль и обеспечение всего процесса воспроизводства населения, начиная с рождения ребенка. Все основные сферы деятельности не только регулируются законами государства, но, во многом, и обеспечиваются государственным бюджетом. Особенно это характерно для сферы образования, здравоохранения, социального обеспечения и многих других. Без налаживания не только конструктивных отношений, но и сотрудничества с государством невозможно сколько-нибудь значительное служение церквей. Это, в первую очередь, касается  тюремного, детского, молодежного служения, служения среди военнослужащих. Сегодня вас не допустят к ребенку, не пустят в школу, больницу, социальное учреждение без наличия государственных разрешительных документов и лицензий, без сотрудничества с государственными органами.

Вопрос об отношениях, казалось бы, естественных союзников: евангельских христиан и общества в России никогда не был простым. Когда говорят об обществе в контексте налаживания отношений, прежде всего, имеют ввиду гражданское общество. То есть общество, которое в России пока не существует. Когда и где в нашей стране протестантские церкви имели налаженные отношения с обществом? С партиями, средствами массовой информации, независимыми судами, общественными объединениями, негосударственными организациями? К сожалению, этого не было, потому что эти институты гражданского общества  у нас пока слабы и не самостоятельны. Самым сильным институтом гражданского общества в России оказались церкви, в том числе протестантские церкви.

В тоже время многочисленные попытки евангельско-протестантских церквей России наладить конструктивный диалог с новыми российским институтами гражданского общества (СМИ, политическими партиями, неправительственными общественными организациями) оказались безрезультатными. Слишком невыигрышными, в глазах руководства этих общественных институтов выглядели позиции российских протестантов и слишком «электорально невыгодными» — связи с ними. Автор этих строк имеет собственный опыт для подобных заключений.

Во-вторых, государство сейчас консолидировало в своих руках не только финансовые, но и законодательные и исполнительные функции регулирования всего общества, всех его сфер, включая церковь. Без его участия, его законов, его разрешений, лицензий и пр. невозможно ни один из видов внецерковного служения современных христиан, начиная с милосердия и кончая воспитанием подрастающего поколения.

В последние годы многим протестантским церквям и союзам удавалось и до сих пор удается налаживать отношения с государственными органами, правда не всегда и не везде: например, в тюремном служении, в здравоохранении, социальном служении.

У основного массива протестантских церквей на федеральном уровне сложились вполне конструктивные отношения с государством и есть надежда, что они будут продолжены и в регионах и на местах для блага России. Евангельские церкви – это недооцененный ресурс России и российского общества. Страна и народ России могут очень много выиграть, если примут евангельскую концепцию наращивания социального, культурного, человеческого и этического капитала общества.

О нашем служении людям

Какие виды служения мы могли бы нести российскому обществу отдельно и совместно с другими церквями.

—  Это нравственное служение: формирование высоких моральных и этических стандартов в семье, быту, на работе, обществе. Это так называемое семейное служение, служение отцовства и пр. Особенно для молодежи. Через это могло бы пойти  наращивание «этического капитала» России. Здесь служение можно вести совместно с РПЦ.

— Это гражданское служение: законопослушание, любовь к родине, уважение к  личности, воспитание достоинства человека.

— Это комплекс служения, направленный на воспитание доверия, чувства солидарности, дружелюбие, взаимное доверие, чувство солидарности, взаимовыручка, сердечность взаимоотношений. Это – каналы формирования «социального капитала», который так высоко ценится в мире, но, к сожалению, не в России.

Эти две последние группы служения для большинства неверующих в России, да и для многих российских евангельских христиан остаются скрытными или непонятными. О чем идет речь? Оказывается, среди тех благословений, которые Отец Небесный дарует своим детям, есть добродетели, которые помогают не только отдельному человеку, но делают все общество, всю страну более крепкой, здоровой, динамичной. Речь идет о гражданских достоинствах, таких как законопослушность, доверие, солидарность, доброта человеческих взаимоотношений, чувстве личного достоинства, любви к родине.

— Наконец, это традиционное служение милосердия помощи людям попавшим в беду: инвалидам, больным, нарко- и алкозависимым, осужденным, что было всегда характерно для российских евангельских христиан. 

О «духовном капитале» России

Социальные психологи, специалисты по институциональной экономике, социологи уже давно пытаются объяснить удивительный исторический феномен: уже почти 400 лет (сразу после Реформации) страны протестантской культуры, заняли передовые позиции сначала в Европе, а потом и в мире, опередив по экономическому, научно-техническому, социальному, политическому развитию общества всех остальных культур. А ведь до этого по общему уровню развития  страны Европы многие столетия до Реформации относилась к заурядным регионам мира. Так, по степени экономического и технического развития они намного уступали Китаю, Индии, странам Арабского востока, Турции. Глубоких объяснений причин этому не было.  

В последние два десятилетия светские ученые пришли к выводу, что в результате личных взаимоотношений евангельских верующих с Богом, в том числе через богослужения, молитвы, песнопения, размышления над Библией, внутри- и внецерковную практику служения, у верующих формируются не только «церковные», но и особые качества личности, позитивные для общественной практики. Оказалось, что такое служение Господу производит в верующих особые качества, которые сами по себе становятся благословением для Божьего народа. Первым это отметил Макс Вебер, описав феномен знаменитой «протестантской этики». Современные ученые так же, как это сделал сто лет назад М. Вебер, задались вопросом о причинах стойкого и продолжительного превосходства стран протестантско-евангельской традиции перед остальными культурами практически по всем измеряемым параметрам социально-экономического развития. Они пришли к выводу, что все перечисленные выше элементы духовного служения Господу формируют особый, до сих пор мало описанный, но в то же время очень мощный ресурс позитивных изменений, который они назвали «духовным капиталом». Именно этот «духовный капитал», достигая в странах евангельской культуры своей критической массы, способен производить среди верующих, а затем и остальных членах общества позитивные социальные характеристики личности. Те из них, которые относятся к нормам семейной, бытовой, трудовой, деловой этики, ученые назвали «этическим капиталом» общества, а такие качества как дружелюбие, законопослушание, взаимное доверие, чувство солидарности, взаимовыручка, сердечность взаимоотношений–  «социальным капиталом». Сюда же они отнесли инициативность, готовность принятия на себя ответственности, способность делегирования полномочий, действия в соответствии с ситуацией, гибкость и отзывчивость.  Еще раз подчеркнем этот необычный вывод современных ученых: «духовный капитал» евангельских верующих  представляют собой уникальный, неповторимый источник позитивных изменений в личности, которые, в свою очередь, способствует формированию общественно значимых этических и социальных характеристик людей.

Итак, “духовный капитал” можно определить как ценности, принципы, которые формируются в процессе взаимодействия между верующими в процессе их участия в богослужебных и церковных мероприятиях, различных видах церковного и социального служениях  и которые,  в конечном счете, могут стать основой политических, социальных и хозяйственных ресурсов всего общества. Именно «духовный капитал» группы верующих, населения региона, целой страны становится источником «социального» и «этического капитала». Другими словами, каков «духовный капитал» общества, таково и качество его социального, этического и прочих видов ресурсов.

Среди стран европейской христианской культуры Россия оказалась самой невосприимчивой к идее реформирования своего социального, этического и духовного капиталов. За последние 300 лет в результате сохранения в России архаичного,  социального, этического и человеческого капиталов, отсутствия созидательного «духовного капитала» у нас за  разом проваливались практически все программы догоняющего развития. Конечно, официальная религия, как могла, исполняла свою  роль, но она сводилась лишь к смягчению социального гнета и объяснению страданий, в то время как в протестантских странах она способствовала формированию нового человека, обосновывала его социальный оптимизм и активизм.

Автором этих строк в ходе эмпирических исследований и расчетов для проведения международных сопоставлений были выбраны семнадцать агрегатных индикаторов, учитывающих свыше ста показателей экономического, технического, производственного, социального, политического развития. По всем эти параметрам (экономическим, научно-техническим, инновационным, технологическим, этическим социальным, общественно-политическим)  картина всегда была одинаковой: за весь период обследования: первые места, с  большим опережением занимали страны протестантской культуры, затем последовательно шли католические, православные и мусульманские страны. Такая глобальная диспозиция различных религиозных традиций и культур сохраняется, как уже отмечалось выше, приблизительно свыше 300 лет.

www.gazetaprotestant.ru

Добавить комментарий