Украинский евангельский протестантизм (в сокращении)




Михаил Черенков

 

Украинский евангельский протестантизм становится самостоятельным феноменом религиозной жизни страны. На завершающем этапе социально-богословского формообразования новой христианской общности крайне актуальными становятся анализ происходящих трансформаций и концептуализация нового объекта религиоведческих исследований.

 

I. УКРАИНСКИЙ ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФЕНОМЕН

Украинский евангельский протестантизм формируется через отражение интенций европейской Реформации в национальной духовной традиции, как творческий синтез восточной и западной христианских традиций.

Евангельский протестантизм как сложившееся сообщество, стал возможным лишь в современном социокультурном пространстве, где определяющее влияние имеют глобализация, экуменизм, прозрачность канонических границ, модернизация общества, секуляризация. На фоне кризиса протестантских церквей как институтов формируется сетевое сообщество, идентифицирующее себя как евангельское христианство, в котором деноминационные особенности баптистов и пятидесятников утрачивают разделяющее значение.

Междисциплинарный анализ социально-богословской идентичности украинского евангельского протестантизма и реконструкция его богословско-культурных связей с феноменом европейской Реформации должен включать религиоведческие, историко-компаративные, социально-философские, герменевтические подходы.

Европейская Реформация оказывает влияние на украинский духовный и культурный контекст не только как переломная эпоха в истории мировой цивилизации, но и как социокультурная парадигма общественного развития

В философско-религиозном и богословском аспектах Реформация раскрывается как архетип церковной истории и способ обновления традиции, ее преобразования в парадигму, релевантную современности.

Проблема идентичности вероисповедных оснований и социокультурных трансформаций может быть рассмотрена как фундаментальное противоречие между существенным и историчным, символом веры и социальными формами служения, приобретающее в евангельском протестантизме характер антиномии.

Социальное служение церкви осуществляется в конкретных социально-исторических, поэтому внешняя форма проявления архетипических особенностей протестантизма подвержена историческим изменениям и эти изменения приобретают все более значимый масштаб и высокую скорость.

В своем конфессиональном выражении парадигма Реформации образует протестантизм, в содержательно-смысловом – евангельское христианство, исторической и идейной основой которого является евангельский протестантизм как религиозный и социокультурный феномен.

Украинский евангельский протестантизм представляет собой сложносоставной исторический феномен национальной культуры, в котором предикат европейскости связывает местную традицию с европейской Реформацией, а предикат украинскости выделяет ряд специфических для украинского контекста определений. Украинский евангельский протестантизм является кросскультурным и синтетическим богословским конструктом, объясняющим общность с европейским протестантизмом и своеобразие национальных проявлений.

Богословская парадигма Реформации проявляет свою специфику в социально-богословской позиции евангельских церквей, социальное служение которых является основой для формирования новой идентичности в контексте становления гражданского общества и формирования украинской нации.

 

II. ПАРАДИГМА ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕФОРМАЦИИ.

Условием адекватной реконструкции историко-культурных и богословских структурных особенностей евангельского протестантизма является воссоздание социально-богословской парадигмы европейской Реформации, к которой генетически восходят фундаментальные характеристики украинского евангельского христианства.

Гуманизм, Реформация и протестантизм образуют единый социокультурный интертекст и являются взаимоопределяемыми.

Парадигма Реформации исторически не совпадает с периодом Реформации XVI в. и проецируется на всю историю церкви как ее архетип и общехристианский проект. Идеи реформации как перманентного процесса и неотъемлемой характеристики церкви являются универсальными для христианского идейного и конфессионального многообразия.

Протестантизм возникает как одна из попыток реализации социально-богословских идеалов Реформации, как конфессиональная форма реформистского проекта. Протестантское вероучение и социально-богословская идентичность имеют диалогическую природу и образуются как синтез духовных традиций и сопряженность эпох.

Основные богословские реформаторские принципы Sola fide, Sola Scriptura, Sola Gratia обладают смысловым потенциалом для формирования социальных моделей и этических парадигм.

В протестантском учении личностное начало раскрывается как главный фактор социальных отношений, личность и личную вера утверждаются как экзистенциальные и социальные презумпции богословской системы.

В сравнительно-конфессиональном анализе протестантизм характеризуется как деятельностная парадигма, влияние которой на общество имеет ярко выраженную направленность к модернизации.

Тематизация личности как активного и творческого начала, «труда в миру», воли и прямого социального действия отличает протестантизм от «исторических церквей», главной доминантой которых является не преобразование, а традиция.

Рецепция идейного наследия и реализация фундаментальных принципов Реформации оказывают значительное влияние на структурные трансформации в общественной жизни и способствуют формированию инновационной модели развития общества.

В протестантском богословии участие в общественной жизни, социальное служение церкви, независимая позиция в социально-политических вопросах неразрывно связаны с личностным началом и имеют по отношению к господствующей традиции критическую направленность.

 

III. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИИ

Главной и конституирующей для протестантского богословия является проблема реформации христианской традиции. Реформация традиции в социальном аспекте предполагает ее актуализацию, перевод на современные языки, общедоступность.

В богословском значении реформация понимается как возвращение к истокам христианской веры, критический пересмотр и деконструкция опосредующих исторических традиций.

Основными способами реформирования традиции были герменевтические процедуры, новая экзегеза Писания, богословско-философский неосинтез. Герменевтический анализ, реализуя в развернутой форме принцип Sola Scriptura, делает возможными критические проекты переосмысления вероучительных оснований (либеральная критика, демифологизация, теория секуляризации).

Секуляризация представляет собой результат богословской ревизии христианской традиции и воплощает в социальных формах интенцию к открытому и современному образу веры. Последствия секуляризации сказываются в редукции эсхатологического и метафизического к социальному и этическому.

Духовная ситуация постмодерна оказывается созвучной внутренним трансформациям протестантского богословия, способствуя формированию новой парадигмы, адеватно отвечающей на вызовы социума.

Архитектоника протестантского вероучения предполагает возможности построения социально-богословской метатеории, включающей современные философские подходы и учитывающей социокультурные реалии.

Как социальная структура евангельский протестантизм представляет собой модель «открытой религии» и «открытого общества», где открытость указывает на такие фундаментальные особенности как принципиальная незавершенность, способность к переменам, чувствительность по отношению к внешним факторам, возможности реструктурации.

Внутренняя оппозиция «закрытости» и «открытости» отражает сложность, нелинейность и неравновесие протестантизма как системы.

«Открытость» евангельского протестантизма можно считать главным отличием от исторического, традиционного, догматического христианства.

Адогматизм специфицирует евангельское богословие как открытую систему. Личностная направленность, равенство всех перед Богом и всеобщее священство характеризуют протестантизма как открытую социальную систему.

Архетип Реформации по-особенному отражается в различных национальных, культурных, духовных традициях. В украинском контексте влияние европейской Реформации выразилось в феномене «внутренней реформации» православной церкви.

Евангельская составляющая украинского христианства была имманентно присуща, но лишь в XIX в. оформляется как самостоятельный феномен духовной жизни – украинский евангельский протестантизм.

Украинский евангельский протестантизм в социально-богословском аспекте представляет собой актуальный синтез восточной и западной традиции, является почвенным и укорененным в историко-культурном субстрате, но при это открытым к западным творческим влияниям и контексту вселенского христианства.

Осмысление своей сложносоставной идентичности и восстановление культурно-богословских связей с европейским христианством становится условием становления украинского евангельского протестантизма как самостоятельного феномена в украинском и вселенском христианстве

 

IV. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БОГОСЛОВСКОЙ ПОЗИЦИИ

Сравнительный анализ европейского и украинского протестантизма, историческая реконструкция процессов формирования евангельских общин в Украине, анализ тенденций в современном евангельском сообществе позволяют сделать вывод о правомерности использования социально-религиоведческого конструкта «украинский евангельский протестантизм».

Концептуальными основаниями для спецификации украинского евангельского протестантизма являются презумпции: религиоведческий принцип поликонфессиональности, культурологический принцип мультикультурализма, богословские принципы вселенскости и поместности.

Существуют исторические предпосылки спецификации богословия и социальной позиции украинского евангельского протестантизма, среди которых – отсутствие национальной государственности; присутствие на канонической территории православного культурно-религиозного ареала; утрата историко-культурных связей с европейской Реформацией; определяющее влияние позднего протестантизма, опосредующего аутентичные архетипические особенности Реформации.

В генезисе современной социально-богословской идентичности украинского евангельского протестантизма можно выделить три качественно своеобразных этапа: возникновение маргинального евангельского християнства как раскольнической секты православия в период существования Российской империи; развитие из секты в церковь и формирование оппозиционной евангельской субкультуры в советский период; социализация евангельской общины в условиях становления гражданского общества, плюралистической демократии и европейского вектора развития Украины как суверенного государства.

На современном этапе развития украинского евангельского протестантизма проблема социально-богословской идентичности определяется сопряженностью трех факторов: внутрицерковных аспектов, социокультурных процессов и взаимодействием богословских традиций.

Внутрицерковные аспекты трансформации социально-богословской идентичности евангельского сообщества складываются под влиянием демографической ситуации, эволюции богослужебных форм, смещения акцентов в проповеди.

Социокультурные факторы реидентификации украинского евангельского протестантизма определяют переосмысление способа присутствія церкви в мире, необходимость преобразования стихийного миссионерства в легальные и общественно приемлемые формы социального служения.

На формирование богословия украинских евангельских церквей оказывают влияние восточная (православная) и западная (протестантская) христианские традиции, их творческий неосинтез представляет актуальную богословско-культурную задачу. Отличительным характеристиками богословских связей европейского и украинского протестантизма можно считать критический диалог, отсутствие прямых заимствований, контекстуализацию протестантских принципов в православной культуре. Неприятие либерального богословия и осуждение кризисних явлений в европейских протестантских церквах принимает форму оппозиции к западному протестантизму и поиску собственной идентичности в истории православной церкви.

Основные тенденции и перспективы развития евангельского протестантизма в украинском социуме определяются динамикой соотношения противоположных векторов церковной трансформации: модернизма и консерватизма, экуменизма и сепаратизма, социального служения и евангелизма, социализации и маргинализации.

 

Baznica.Info: http://www.baznica.info/index.php?name=Pages&op=page&pid=4213

Добавить комментарий