ЗАПОМНИВШИЙСЯ ПРОПОВЕДНИК




Антонина ВАСИЛЬЕВА

 

 

С истинным значением слова «проповедь» и важностью кафедры я познакомилась в церкви. Мое отношение к ним с самого начала сложилось глубоко почтительное, потому что воспринимались они мною как средства, которые помогают познавать дела Божьи и Его волю совершенную, не то, что людская. С тех пор прошло 10 лет. За эти годы, окрепнув духовно, я была не только слушателем проповедей, произносимых со святого места, но и наблюдателем происходящего на кафедре. Некоторыми моими, и не только моими, впечатлениями хочу поделиться.

Церковь г. Тула, в которой я родилась, была немногочисленной, теплой и уютной. В ней было много моих ровесников, людей постарше, но все же большую часть составляла молодежь, которая очень старательно трудилась на Божьей ниве. Их отцы, страшно сказать — почти все поколение, ничего не слышали и не знали о Боге!! Для церкви Христа они были потеряны. Поэтому вместо них на кафедру, волею Божией, взошли их сыновья. Среди них, еще не утвержденных и неопытных, было немало одаренных. Один из них запомнился мне своей убежденностью и верой. Он, 23-летний, всегда говорил проповедь неторопливо, горячо, с любовью к нам. Говорил так, будто пропускал все через себя. Но так громко, что однажды к нему решительно приступили бабушки: «Сынок! Ну почему ты так кричишь, когда проповедуешь? Потише бы надо…» — «А вдруг кто-то в церкви, хотя бы даже один, плохо слышит? И что? Тогда моя проповедь для него — бесплодна!! Вы этого хотите?» — улыбнулся он.

Крик, конечно же, не лучший способ общения со слушателями. Но переживания юноши о бесплодной проповеди всегда мне приходят на память, когда я слушаю с кафедры усыпляющий шепот-бормотанье, или невнятную речь, или когда мой ум не способен угнаться за словами проповедующего. Кстати, скорость нормальной речи диктора, читающего подготовленный мирской текст, — 120-130 слов в минуту. А если в уши влетают 400-600 слов (у людей встречается такая скорость), да еще библейского характера? Будет ли плод?

Церковной кафедре определена важная роль из-за ее цели: на ней должно звучать Слово Самого Бога. Звучать ясно, доступно, чтобы имеющий уши слушатель получил возможность или спастись, или исцелиться от ран, нанесенных жизнью. Одна такая проповедь запомнилась мне, я часто в частных беседах обращаюсь к ее содержанию.

Прозвучала она из уст американского гостя лет 55-ти, приехавшего в Тулу из далекого, непонятного нам тогда Спокена. Известно, что проповедь-перевод слушать труднее, чем на родном языке. Однако эта преграда была почти изглажена темой, близкой нам всем, хотя и очень разным. Называлась она: «Не все, что начинается хорошо, хорошо заканчивается» и наоборот: «Не все, что начинается плохо, плохо заканчивается». Материалом для нее проповедник взял всю жизнь Лота и жизни наших современников на обоих берегах. Удивительно, но человеку из-за океана удалось дать одним надежду — других, еще не знавших поражений в своей жизни, тактично предупредить.

Все, что Бог открыл человеку через Свое Слово, служит для его практической пользы, помогает идти по земному пути, но при одном условии: если он это понимает. Однако для многих, даже знающих Библию, Божьи Истины остаются простым знанием. Это не преувеличение. Помню, как долго до меня доходило Соломоново: «Благословение Господне — оно обогащает и печали с собой не приносит». Много раз я слышала этот быстро произносимый стих и не понимала, что к чему. Объяснение-жонглирование этими же словами не достигало цели. И только один человек сумел, да так просто, открыть его глубину. Он увидел причину моего непонимания и начал с ветхозаветных евреев: «Они — не как ты. Они знали цену благословению. Для них его утрата была жизненной трагедией. Прочитай место, где описано, как повел себя Исав, узнав, что оно досталось не ему и его потомкам, а его брату. И тебе все станет ясно». Когда так же доступно разъясняется все Евангелие, то оно спасает души людей, перестраивает их жизнь, меняет поведение. Пример проповеди такой силы описал Арнольд Даллимор в книге «Сперджен: биографический очерк». В моем пересказе предлагаю из нее один эпизод.

Однажды Ч. Сперджена пригласили проповедовать в баптистскую церковь в деревне Уотербич (Англия). Сразу же после проповеди ему предложили стать пастором этой церкви. Зная нужду деревни в проповеди Евангелия, он принял предложение. Тогда ему было 17.

Когда Сперджен начал служение в этой деревне, церковь насчитывала 40 человек. Скоро она стала умножаться, так как люди приходили из самой деревни и ее окрестностей. Собиралось более 400 душ. Многие стояли снаружи, чтобы послушать проповедника, какого они еще никогда не слышали. Здесь, в деревне, у Сперджена проявился редкий дар — умение не бояться людей, а слушать их, понимать и доступно разъяснять им истины Божьи. Он разговаривал с ними на улице, посещал их дома, знал всех по имени. Его внимательные глаза замечали всякий грех, наблюдали, какую жизнь ведут жители села. Он молился и за них, и за больных, утешал страждущих и сидел у постели умирающих. И вот — первый обращенный! Это была женщина. За ней последовали другие.

Деревня, где процветали пьянство и невежество, где жалкие создания, которые когда-то были нормальными людьми, обычно стояли, прислонившись к столбам у пивнушки, или брели, шатаясь по улице, где были явная нищета, упадок и убожество населения, преобразилась после того, как там началась проповедь Евангелия.

Юноша, пришедший в деревню, искренне желал спасения этим человеческим душам. И Богу было угодно перевернуть там все вверх дном. Маленькая церковь под соломенной крышей была набита людьми. Деревенские негодяи рыдали, обливаясь слезами, и каялись. Прекратились грабежи и злодейства, потому что те, кто это делал, стали ходить в дом Божий и слушать проповеди. Пьянство, практически, полностью прекратилось. Многие оставили распутство, выходили на работу с радостным сердцем, а вечерами собирали своих детей, читали им из Книги Истины, затем вместе склонялись в молитве перед Богом. В часы заката можно было слышать звуки песнопений почти под каждой крышей.

Конечно, этот успех — благословение Божие. Но старался и сам Сперджен, совершавший здесь пасторское служение в течение двух лет. За это время юноше пришлось многому учиться, в частности, основательной подготовке к проповеди. Он искал Божьего руководства и указания в выборе места Писания именно для жителей этой деревни. Затем прилежно молился, параллельно тщательно изучал предмет своей проповеди, то есть тех, кому она будет адресована. Теоретическую проповедь он считал пустой, поэтому обосновывал истины Божьи примерами из жизни, близкими и понятными его слушателям.

Сохранилось около 200 конспектов проповедей из Уотербич. Особенность их в том, что Сперджен, во-первых, не освещал Божьи истины поверхностно, во-вторых, адресовал их не какому-то абстрактному человеку, а конкретному. Результат — на его проповедях не было пустых скамеек.

В больших городах, средних да и малых, где обычно несколько церквей, у людей есть выбор, который они делают, ориентируясь на личные качества служителя. В нем их привлекает духовность, сочетающаяся с нелицемерной любовью к человеку. Люди тянутся к его слову, благодаря чему делают первые шаги к Богу. В этом смысле интересно служение человека из России, о котором открыто заговорили совсем недавно. Это Владимир Родзянко, внук бывшего Председателя Государственной Думы России 3-го и 4-го созывов Михаила Родзянко. Жизнь внука была цепью непрекращающихся страданий, которые учили его любить и проповедовать необходимость Божией любви, особенно к ближним, которых любить бывает очень трудно.

В два года Владимир в числе всех домочадцев своего знаменитого деда был приговорен Лениным к смертной казни. За какое преступление? — В нем текла кровь деда. Всем пришлось покинуть Родину. Беженцы плыли в трюме английского военного корабля в такой тесноте, о которой внук позже писал, что то плавание запомнилось ему как сущий ад, как и карантин в Салониках, как и путешествие на волах через разрушенную войной Сербию.

Вспоминая о начале своих жизненных страданий, он называл адом и то, что было с ним в шесть лет. Его гувернер, русский офицер, ненавидевший деда, вымещал все зло на его внуке, бил ежедневно его ремнем по пятьдесят ударов и больше, а потом еще ставил на кукурузу, пока на коленях мальчика не выступали капли крови. Мать, умирая, просила прощения у сына за эти пытки. На что сын, ничуть не колеблясь, ответил, что это был промысел Божий.

В 2 года Владимир изгнан из России. Приютила Сербия. Из Сербии за проповедь после тюрьмы изгнан во Францию. Затем Англия, США. В 66 лет он становится частым гостем России, где его проповеди о Любви некоторые знали по передачам «Би-Би-Си», «Голос Америки», «Радио Ватикана». В Федоровском соборе в Царском Селе Владимир Родзянко перед лицом русских слушателей смог выразить, наконец, то, что его, без вины виноватого, постоянно терзало и преследовало. Эту проповедь слушали, затаив дыхание. Она очень короткая: «Мой дед хотел только блага для России… Но как немощный человек он часто ошибался… Он ошибся, когда послал своих парламентариев к Государю с просьбой об отречении. Он не думал, что Государь отречется за себя и за своего сына, а когда узнал это, то горько заплакал, сказав: «Теперь уже ничего нельзя сделать. Теперь Россия погибла». Он стал невольным виновником той екатеринбургской трагедии… Это был невольный грех (то есть по ошибке), но все-таки грех. И вот сейчас, в этом святом месте, я прошу прощения за своего деда и за себя перед Россией, перед ее народом и перед царской семьей…»

Внук-проповедник просит прощения за деда. Произошло это в 1999 г., за год до его смерти. На этом фоне интригующе воспринимаются слова из его проповеди: "Любите друг друга. Кто знает, какая капля любви к ближнему приведет не на левую, а на правую сторону…? Любовь может поставить нас на правую сторону, а не на левую на Страшном суде, когда будет окончательное разделение между добром и злом». В заповедях «… возлюби Господа…« и »… возлюби ближнего…» выражена воля Бога, исключающая ошибки (Мф.22:37-39). Как же нам постичь глубину этих наставлений? Неужели только ценой страданий?

 

 

Голос Истины

http://www.istina.info/article.php?i=118&a=743

Добавить комментарий