ПО СЛЕДАМ \»ДУХОВ В ТЕМНИЦЕ\»




Тони ПЭЙН

Чтение Библии может не только принести радость и наслаждение, но также и огорчить по целому ряду причин. Священное Писание может подвергнуть сомнению наши ценности и заботливо выращенные убеждения, бросить вызов нашей греховности. Может даже поколебать основания нашего христианского мировоззрения. Все это в полной мере относится ко второй части третьей главы 1 Послания Петра.
В этой главе мы читаем о взаимных обязанностях мужей и жен, о необходимости продолжать делать добро, даже если это ведет нас к страданиям. В стихе 18 говорится, что Христос умер за наши грехи, и все это прекрасно вписывается в нашу христианскую доктрину. И вдруг Петр пишет, что Христос проповедовал каким-то "духам в темнице". Стены постройки под названием "наше вероучение" шатнулись, мы вынуждены признать, что тут не совсем понимаем Петра.
Каков же смысл известных и таинственных слов? Как они согласуются со всем тем, что ранее говорил Петр? Я искал объяснение, которое действительно отражало бы сказанное в этом стихе и в то же время было приемлемо доктринально. И теперь хочу поделиться своими открытиями с тобой, уважаемый читатель, в надежде, что тебе также интересны эти необычные стихи, что они волнуют тебя и побуждают искать разгадку. Надеюсь, тебе помогут в этом мои предположения или ты предложишь что-то свое.

 

Ищи у Исаии

отому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды" (1 Пет. 3:18-20).

В своем очень полезном и небольшом комментарии к этому Посланию Уэйн Грудем {W. Grudem, The First Epistle of Peter, Tyndale New Testament Commentaries (Leicester, IVP, 1988), p. 204} дает пять основных вариантов объяснения этих стихов:

  1. Когда Ной строил ковчег, Христос был "в духе" в Ноевой проповеди покаяния и праведности тем неверующим, которые жили на земле в то время, и именно они и являются "духами в темнице".
  2. После Своей смерти Христос сошел в ад и проповедовал находящимся там людям, предложив им второй шанс спасения.
  3. После Своей смерти Христос сошел в ад и проповедовал находящимся там людям, провозгласив Свою триумфальную победу и подтвердив, что их приговор является окончательным.
  4. После Своей смерти Христос провозгласил освобождение людям, которые покаялись перед смертью во время потопа, и вывел их из заключения (чистилища) в небеса.
  5. После Своей смерти (или после того как Он воскрес, но до того как Он восшел на небеса) Христос спустился в ад и провозгласил Свою триумфальную победу над падшими ангелами, которые согрешили, женившись на женщинах перед потопом.

Сам Грудем, как и ряд евангельских комментаторов, отдает предпочтение первому варианту. У большинства исследователей и специалистов в настоящее время доминирует вариант последний. Но если посмотреть на каждый из них в свете написанного Петром, то все они окажутся недостаточно убедительными. Неужели нет прямого и ясного понимания того, что Петр имел в виду в этом месте? Неудовлетворенность имеющимися объяснениями привела меня к интересным наблюдениям.

Первое, ключевым ветхозаветным контекстом в послании Петра является рассеяние Израиля. В самом начале Петр обращается к "пришельцам, рассеянным". Это ясно показывает, что его читатели — это иудейские верующие, жившие в тех регионах, которые он перечисляет. Послание Петра к этим потомкам великого рассеяния полно ссылок на ветхозаветные обетования Божьему народу: здесь и их возвращение в свою землю, чтобы воспользоваться обещанным наследством, и их единение как народа Божьего, и построение нового храма, и искупление и прощение грехов, страдания и слава Христа… Цитатам и ссылкам на пророков, таких, как Осия и особенно Исаия, нет числа.

Этот же контекст "рассеяния" в 1 Пет. 3:18, когда Петр возвращается к идеям Исаии (гл. 53), что Христос был послан на смерть в качестве заместителя, "чтобы привести нас к Богу". Здесь все понятно и приемлемо. Но далее Петр говорит, что "Он [Христос] и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал".

Кому мог проповедовать Христос? В какого рода темнице находились духи? И что Он мог им проповедовать?

Тут появилось наблюдение номер два. Поскольку "рассеяние" и ссылки на Исаию несут важный смысл в послании, то с чем следует соотносить слова: "Христос, дух, проповедь, темница"? Конечно, со словами из книги Исаии:

ух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы" (Ис. 61:1).

Помазанный Господом идет в духе проповедовать Евангелие, провозглашая среди прочего пленным освобождение и открытие темницы для узников. (Это тот текст, который Сам Христос цитировал как некий манифест Своего предстоящего служения, если обратиться к Евангелию от Луки 4.) Достаточно очевидно (по крайней мере, для меня), что это пророческое обетование имеет в определенном смысле отношение к 1 Пет. 3:18. Однако если это так, тогда проповедь Христа духам в темнице была провозглашением их освобождения — пришло наконец "лето Господне благоприятное".

Отлично, подумал я. После Своего воскресения Христос идет к каким-то духам в какой-то темнице, чтобы рассказать им, что пришло время их спасения и освобождения. Кажется, именно к такому выводу подводят нас эти слова, но что-то мне в нем не нравилось. Должен ли я тогда согласиться с вариантом 2, что Христос спускался к умершим людям и дал им второй шанс для спасения? С точки зрения доктрины, это звучало достаточно шатко, если не сказать больше.

Поэтому я сделал то, что рекомендовал мне при изучении Писания мой мудрый наставник — отложил окончательные выводы и продолжил исследование. И это привело меня к интересному наблюдению номер три.

Загадочные слова в 1 Пет. 3:18 очень похожи на не менее загадочные слова в 1 Пет. 4:6: "Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом".

Невозможно игнорировать, что описанное в 4:6 звучит почти так же, как то, что случилось в 3:18, а именно, что-то было проповедано мертвым (духам в темнице). В 4:6, несомненно, имеется в виду евангельская проповедь, провозглашение вести о победе Христа над смертью, ведущей к новой жизни для слышавших. В 3:18 говорится о Христе, Который умер по плоти, но воскрес в духе; в 4:6 это слышавшие Евангелие, осужденные до этого по плоти и затем ожившие "по Богу духом".

Все это укрепило меня в мысли, что слова Исаии в главе 61 были определенным источником для 1 Пет. 3:19 и что проповедь Христа была декларацией свободы духам (т. е. умершим людям), которые до этого времени были заключены в какой-то темнице. Но кто были эти духи? И что это была за темница? Имеется ли в виду католическое чистилище?

Решение головоломки

Тут я вспомнил еще один мудрый совет другого библейского учителя: "Не надо сразу думать в русле систематического богословия, сначала думай в рамках богословия Писания". Другими словами, прежде чем читать каждый стих Библии и укладывать его в свои доктринальные рамки, необходимо посмотреть, как Библия сама раскрывает его смысл. Нам необходимо видеть весь библейский контекст, когда мы толкуем отдельный стих, чтобы интегрировать его в наше мышление.

В этом примере систематическими (или доктринальными) категориями, которыми я мыслил, было: "Как люди спасаются?", "Что случается с людьми, когда они умирают?" и "Существует ли нечто, подобное чистилищу?" Но прежде чем ответить на эти вопросы, я должен спросить: "Как этот стих вписывается в контекст всей Библии?" и "На что ссылается Петр?"

Так еще одна часть головоломки стала на свое место. Как мы выяснили, Петр обращается к "пришельцам, рассеянным", объявляя им, что все великие обетования, данные во время рассеяния, наконец, были исполнены во Христе. Время, которое пророки неоднократно предсказывали, наступило. Все осуществилось: славное вечное наследие, правление Христа миром, искупление, новый храм, святой народ, царственное священство, преобразование в Божий народ, т. д.

Но что стало с теми, кто умер, не дождавшись исполнения обетования? Что случилось с ветхозаветными людьми рассеяния, которые не послушались Бога и были наказаны, которые умерли до того, как во Христе исполнились все Божьи обетования о славном спасении и возрождении? Все эти обетования, по Исаии, определенно были предназначены и для них.

Эти ветхозаветные израильтяне рассеяния умерли и пошли в место смерти — тьму шеола, продолжая жаждать обещанного спасения. Это была их темница. Может показаться несколько странным для нас, что мертвые люди направляются не на "небеса" и не в "ад", а куда-то еще. Но в Ветхом Завете шеол — место для умерших людей. Не нечто хорошее, ибо что может быть хорошего в смерти, но это и не огненные мучения ада или "геенна" — понятия, которые используются в Евангелиях.

Что же Христос проповедовал этим духам ветхозаветного рассеяния, наказанным за непослушание и ожидающим обещанного искупления? Он провозгласил им евангелие от Исаии 61. Теперь посредством вечного Духа Христос пришел умереть за грехи (включая тех, кто заключен под первым заветом), провозгласить лето Господне благоприятное и исполнить все обетования, которые ветхозаветные люди Божьи слышали, в которые верили, но не получили в свое время.

Другими словами, я пришел к выводу, что этот стих говорит не о чистилище и не о втором шансе в аду, но об исполнении библейской истории, которая обычно называется историей спасения. В этом есть смысл и логика. Петр показывает, что Божье спасение достигло даже тех, кто умер, не увидев его. Хотя они были осуждены по плоти как люди и сошли в духовную темницу шеол, однако Бог остался верен Своему обещанию. В свое время Христос умер за их грехи, победил грех и смерть ради их освобождения и провозгласил лето Господне благоприятное.

Два очевидных препятствия

Несмотря на радостное возбуждение, охватившее меня, я ясно видел два препятствия на своем пути.

Во-первых, имело ли такое прочтение этих стихов смысл в свете всего, написанного Петром. Отрывок в главе 3 говорит о важности продолжать делать доброе, даже если результатом будет страдание. В этом контексте ссылка на духов в темнице могла укрепить читателей в том, что Бог всегда верен и даже смерть не является непреодолимым барьером для исполнения Его обетований. Рассеянные давно пострадали и умерли, ожидая своего искупления, однако они не были исключены из списка спасенных Богом. Также и читатели Петра могут получить ободрение, что даже если они находятся в великом страдании, даже если будут убиты (т. е. подвергнуться "суду по человеку плотию"), во Христе они будут живы. 

Таков контекст. Но осталось второе препятствие, а именно, какое отношение все это имело к Ною. Если 1 Пет. 3:20 говорит, что непослушание имело место во времена Ноя, тогда как можно говорить о рассеянии, которое случилось гораздо позже? Если же стих говорит о непослушании рассеянных, то для чего тогда Ной?

Многое зависит от того, как вы расставите пунктуацию в стихах 18-19. Если пунктуация будет следующей (что в принципе возможно): "Христос… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению. Во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды…", — то непослушание произошло не во времена Ноя. 

Бог долготерпел Свой непокорный народ и в итоге привел их к искуплению. Это произошло через огонь осуждения как их самих, так и Христа, но это все-таки произошло. Поэтому неудивительно, что Петр использовал пример Ноя, поскольку это классический ветхозаветный пример Божьего суда и Божьего спасения, а также и Божьего обещания будущего благословения. Это, может быть, не так очевидно для нас, как для читателей Петра, но точно также Исаия пишет находящимся в рассеянии:

е бойся, ибо не будешь постыжен; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святой Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лицо Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это от Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь" (Ис. 54:4-10).

Одиночество варианта 6

В результате наблюдений, исследований и раздумий родился вариант 6:

— После Своей смерти и триумфального воскресения Христос провозгласил духам ветхозаветного рассеяния, заключенным в тьму шеола, что время их спасения и освобождения наконец пришло. Следуя Исаии, пример Ноя — это ободрение, что Бог избавляет и благословляет Своих людей даже посреди осуждения и уничтожения.

Как мне кажется, в этом случае прояснятся каждый элемент отрывка, и он соответствует всему посланию Петра, будучи созвучным с тем, что писал Исаия и не противореча другим местам Писания.

В конце захватывающего путешествия у меня было немало поводов ободриться: радость открытия, возможность видеть снова, как Божье Слово раскрывает само себя и полезные размышления о Божьей силе и верности в исполнении Его древних обетований. Однако было и чувство беспокойства. Я не знал никого в целом свете (или в истории христианства), кто разделял бы этот взгляд.

Хочу поделиться этим беспокойством с тобой, любезный читатель, чтобы ты рассмотрел мои аргументы, присоединился ко мне и сделал меня менее одиноким.

Translated and reprinted
with permission from "The Briefing"
№ 243, November 21, 2000.
http://www.thegoodbook.co.uk

 

 

Газета Мирт

http://gazeta.mirt.ru/?2-3-110—2

Добавить комментарий