Церковь в Третьем рейхе




Политика нацистов в отношении религии

Владислав Мальцев

 

Бровко Л.Н. Церковь и Третий рейх. – СПб.: Алетейя, 2009. — 504 с.

Работу старшего научного сотрудника Всеобщей истории РАН Людмилы Бровко «Церковь и Третий рейх», вышедшую в издательстве «Алетейя» в конце 2009 года, читающая публика ожидала с нетерпением и уже давно. Первая ее статья, именно так и озаглавленная, вышла в апрельском номере «Вопросов истории» еще в 1991 году. Автор первой в отечественной исторической науке решила на основе анализа источников взглянуть на доселе «закрытую» тему – взаимодействие нацистского режима и христианских Церквей, на роль представителей Церкви в Сопротивлении. Что знал, о чем мог судить об этом рядовой советский человек? Разве только по фигуре пастора Шлага в «Семнадцати мгновениях весны». Историки обычно обходили эту тему стороной. Бровко впервые указала, что, несмотря на подписанный в июле 1933 года конкордат с Ватиканом, видные деятели Католической Церкви открыто выступили с критикой идеологии нацизма уже в декабре 1933 года – это была публичная проповедь перед Рождеством мюнхенского кардинала Михаэля Фаульхабера. За ней последовала проповедь на Великий пост (январь 1934 года) епископа города Мюнстера графа Клеменса фон Галена. Позже Фаульхабер примет участие в подготовке папской энциклики Mit brennender Sorge (в переводе с немецкого – «С огромной обеспокоенностью»), изданной 10 марта 1937 года и зачитанной затем с амвонов всех немецких церквей, где будет уже прямо сказано о враждебности нацистов ко Христу и гонениях в Германии на христиан. Клеменс фон Гален станет одним из самых яростных и бесстрашных обличителей режима, выступавшим перед верующими против гонений нацистов на Церковь, и преступлений режима против других категорий граждан страны. Так, именно благодаря его пламенным проповедям в сентябре 1941 года Гитлер был вынужден остановить чудовищную программу убийства душевнобольных…

К сожалению, в том же 1991 году на русский язык переводится книга Луи Павеля и Жака Бержье «Утро магов», и все 1990-е годы проходят в отечественной историографии под ее знаком «оккультных сил рейха». Людмила Бровко, несмотря на катастрофическую ситуацию в стране и в науке, продолжает работать над книгой. Уже с начала 2000-х годов в программе Института всеобщей истории РАН значится «завершение авторской работы и публикация индивидуальной монографии «Церковь и Третий рейх» (Л.Н. Бровко)», однако вышла она лишь в конце 2009 года. Можно представить, какой огромный массив информации был в процессе работы над книгой переработан и умещен в ней на более чем 500 страницах!

В книге мы видим подробную историю «заигрывания» режима с Церковью в начале 30-х, попытки создания лояльных режиму движений и лидеров. А затем после неудачи этих поползновений сначала скрытого, а затем все более явного давления – ликвидация католических партий, профсоюзов и молодежных организаций, отмена выходных в дни христианских праздников, изгнание священников и преподавания Закона Божьего из школ, цензура и фактическая ликвидация в начале 40-х церковной прессы, конфискация церковных зданий, образование в гестапо «церковного отдела», сотни и тысячи арестованных и брошенных в концлагеря священников… Перед нами пройдут и фигуры несгибаемых борцов с противниками христианства – это прежде всего «мюнстерский лев» епископ Клеменс фон Гален и руководитель Верхненемецкой провинции «Общества Иисуса» – иезуит Августин Реш. Они боролись лишь путем проповеди и открытых обращений к гражданам, не прибегая к насилию, однако даже такая борьба для них едва не привела к расстрелу – Августин Реш незадолго до окончания войны ожидал в тюрьме смертного приговора, Клеменса фон Галена спасла лишь его огромная популярность в кругах верующих. Рассказывается в книге и об участии служителей Церкви в спасении евреев и о создании и деятельности групп антифашистского Сопротивления.

НГ-Религия

http://religion.ng.ru/printing/2010-01-20/7_3reih.html

 

Добавить комментарий