Воля Божия и человеческая ответственность




Игумен Евмений (Перистый)  

(Духовность как ответственность. От осознания к действиям)

 

Если цель жизни христианина состоит в поиске Бога, в приближении к Нему, в богоуподоблении, то без обретения человеком ответственности за ее достижение любое движение в этом направлении теряет смысл. В Священном Писании Бог являет Себя как Личность в высшей степени ответственная за Себя и Свое творение.

«Вера, доверие ставит вопрос об ответственности того, кому доверяют. Редко, однако, говорят об ответственности Бога перед сотворенным Им миром; вместе с тем, это основная трудность, какую встречают не только неверующие, но, порой, и верующие. Какое положение занимает Бог по отношению к миру, который Он создал — непрошено, без участия этого мира — и который находится в течение тысячелетий в таком трагическом, порой, мучительном состоянии? Неужели все сводится к тому, что Бог односторонним действием Своей воли вызвал к бытию целое мироздание и когда-то потом встретится с ним снова лицом к лицу уже не как Творец, а как Судья? Где же правда, где же справедливость? Где лежит возможность для мироздания себя осуществить как бы перед лицом строгого, сурового Бога и в отсутствие Его? На эту тему мне хочется сказать несколько слов.

Во-первых, нечто о творении. Бог действительно для верующего является Творцом мира. Но акт творения не так прост, как кажется. Он не заключается в том,

что всемогущий Бог решает почему-то, по непонятным для нас причинам, создать целый мир и затем следить за его развитием и ожидать момента последнего суда. Это выглядит почти как эксперимент: что получится? Однако это не так. В основе творческого акта Божия нечто гораздо большее. Бог создает этот мир; и одновременно призывает его к такой полноте бытия, которая заключается в том, чтобы все разделить с Богом, участвовать в Его вечности, в Его жизни; как апостолы говорят в своих посланиях, цель мироздания — для человека стать участником самой Божественной природы (2Пет. 1, 4), а для мира дойти до такого состояния, когда Бог будет все во всем (1Кор. 15, 28), то есть как тепло, как огонь проникает все и делает мир участником вечной жизни. Это — в основе; человек призван к тому, чтобы стать участником жизни Божией; и Бог, творя человека, Себя отдает. Он не только вызывает к жизни какое-то жалкое существо, которое будет от Него зависеть; Он вызывает к бытию существо, которое будет стоять лицом к лицу с Ним, полноправно; которое лицом к лицу будет с Ним общаться. Но ведь общение в каком-то отношении значит самоограничение; творя человека, творя мир, Бог ставит перед Самим Собой собеседника, которого Он должен принять, каков он есть и каким он себя сделает свободной своей волей. В этом, со стороны Бога, акт истинной любви и очень редкой в нашем опыте справедливости.

Ибо справедливость не является тем, чем мы часто ее считаем, как мы ее часто видим: способностью распределять или правом награждать и наказывать. Справедливость начинается в тот момент, когда мы с риском, с опасностью иногда для нашей жизни, при ограничении нашего бытия соглашаемся на существование, на динамическое становление другой личности. И признаем за ней право быть собой, а не только отражением нашей жизни. Таков творческий акт со стороны Бога. Бог нас вызывает в бытие, ставит нас перед собой и предлагает все, что Он есть, все, что у Него есть, разделить с нами; в нашей власти — принять или отказать. Со стороны Божией это готовность до конца Себя отдать нам. Бог нас творит не актом простой воли, Он нас творит в акте глубочайшей самоотдающейся, самоотверженной любви. Отношения между тварью и Богом начинаются с любви… Он нас вызывает быть самими собой лицом к лицу перед Ним.

Господь с полной ответственностью сообщает нам о том, что Он думает, чувствует, о чем печется, что допустимо, а что недопустимо с Его точки зрения, что Ему нравится, что нет. Он определяет Себя как Существо отдельное от акта Своего творения и от нас. Он сообщает нам, что Он — Любовь, Истина, Путь, Жизнь, Свет.

Христиане призваны к уподоблению Христу, обретению Его нрава, обретению тех же свойств, которые имеет Господь. «С моей христианской точки зрения мне Бог представляется именно не безответственным Богом, Который человека создал, одарил его этой ужасной свободой, которая может все разорить и все разрушить, а потом — употребляя образы Ивана Карамазова — "ждет" где-то в конце времен момента, когда Он его будет судить и засудит за то, что человек не так пользовался данной ему свободой. Таким Бог мне не представляется. Мне представляется Бог ответственный Бог, Который создал человека и жизнь, но Который не только ждет в конце момента итогов. И самый предел этой ответственности, которую Бог берет за жизнь и за Свои поступки, за Свой творческий акт, — это Воплощение, то, что Бог делается человеком, входит в историю и до конца погружается в ее трагизм, и где-то разрешает этот трагизм»

Человек создан по образу и подобию Божию, но Божественный образ затемнен у него грехом. Ответственность, наряду с такими Божественными свойствами как простота, любовь, доброта, была изначально заложена Богом в естество человека. Ослушание и последовавшее грехопадение — безответственный по отношению к себе самому поступок первого человека, груз которого мы несем в веках, передавая это наследство последующим поколениям.

Чувство ответственности, вложенное в природу человека Богом, исказилось грехом. Господь наш, Бог Всемогущий и Любящий Отец, явил образец полноты ответственности. Создавая человека свободным, Бог по всеведению Своему знал, что эта свобода может быть использована человеком во зло себе же самому. И поэтому к созданию свободного человека Господь отнесся очень ответственно. Еще до сотворения мира в Предвечном Совете было принято решение о ниспослании Единородного Сына Божия для искупления человека, которого Он наделил такими уподобляющими Самому Богу свойствами, как разум и свобода.

В ниспослании Единородного Сына для искупления человечества видится великая Божественная ответственность за Свое творение, за человека, который не смог использовать божественный: дар свободы себе во благо.

Ответственность — проявление веры

Профессор И.А. Ильин считает, что в связи с умалением чувства духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось и чувство ответственности. Это чувство есть вернейший признак духовности. Человек, умеющий трепетно и благоговейно предстоять, сумевший утвердить свое духовное достоинство через жажду священного и познавший радость верного ранга, уже научился чувству ответственности и вступил в сферу религиозного опыта, совершенно независимо от того, принял ли он какой-либо догмат или остался с протянутой и пустой рукой.

Чувство ответственности принадлежит к первичным, аксиоматическим проявлениям духовности и религиозности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершенное. Религиозно-предстоящий человек сознает в себе эту духовную энергию и чувствует ее связь с высшим, священным планом бытия. Вступление в этот план, приобщение к нему и к его реальностям — обостряет в человеке трепетное чувство своего недостоинства-достоинства и вызывает в его душе то благоговейное осторожно-совестливое внимание, о котором когда-то писал применительно к религии Цицерон. Приобщаясь к высшему, человек испытывает повышенное чувство ответственности. Именно поэтому религиозность всегда была настоящим источником этого духовного самочувствия, без которого на земле невозможна никакая добродетель, никакая культура и никакая государственность.

Без чувства ответственности невозможен и самый религиозный опыт. Вступая в сферу Божественного, человеку естественно собирать свои силы и относиться критически к своим слабостям, неумениям и неспособностям: он становится благоговеен, а потому осторожен и совестлив, может быть, даже до робости; он боится не увидеть, не постигнуть, стать помехой, исказить. Он взыскивает с себя, помнит свою малость и величие своего Предмета; и все это выражается в повышенном чувстве ответственности».

Безответственность — это отпадение от одного из свойств Божиих, от образца нравственности, преподанного нам Богом, — от нрава Христова. Вышеизложенное дает нам основание утверждать, что безответственность есть грех, состоящий в утрате чувства духовной и религиозной очевидности, в котором необходимо каяться пред Богом так же, как и во всех остальных грехах.

Ответственность как добродетель

Итак, ответственность — это добродетель, безответственность — это грех. Но что такое ответственность, и как определить безответственность? Где, в чем критерий их различения? Современный мир болен параличом безответственности, хотя это слово нередко приходится слышать из уст тех же безответственных людей. Этимология слова «ответственность» проста и ясна. Быть ответственным означает отвечать за порученное и исполненное, сполна рассчитываться за совершенное, уметь расплачиваться за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное, то есть отвечать за свои слова, обещания, поступки.

Быть ответственным означает также отвечать за последствия всех своих решений, своих действий, слов и реакций. Я специально подчеркнул "своих", а не решений, действий, слов и реакций других людей! Это означает, что мы не несем ответственности за внешние, не зависящие от нас события, за то, что другие делают или говорят нам. Мы не должны отвечать за автомобильную катастрофу или за пожар в нашем доме, случившиеся не по нашей вине, зато несомненно несем ответственность за свою реакцию на эти события. Наша реакция на какое–либо событие влечет за собой ряд действий, и они могут быть весьма различными в зависимости от характера реакции.

Все, что с нами происходит, допускается Богом для того, чтобы помочь нам взять на себя ответственность за собственную жизнь, то есть отвечать за последствия каждого сделанного нами выбора.

Интересна этимология английского слова responsibility — «ответственность». Re означает «возвращение к оригиналу, источнику» Второй слог spons созвучен со словом «спонсор»: тот, кто обязуется обеспечивать, оказывать поддержку и защиту. Третий, ibility, созвучный с ability, означает: «умение, способность, дарование».

Если мы сложим все три части этого слова, то получим очень интересное определение слова ответственность — «возвращение дарования, дарованного вам, источнику». А на языке Евангелия это означает отчетность относительно использования своих способностей и талантов перед Давшим вам эти дарования. Быть ответственным — значит быть в состоянии дать Богу наилучший ответ о нашей жизни.

Как определить, насколько ответственен конкретный человек? По каким критериям можно выделить ответственного человека из общей массы безответственных людей? — По его отношению к выполнению возложенных на него обязанностей. Если человеку поручается какое-то конкретное дело, а он это дело или не доводит до конца, или делает очень халтурно, или перепоручает кому-то, когда ему стало тяжело или просто «надоело», или создает видимость делания, но со временем, иногда очень поздно, обнаруживается, что в принципе дело-то он завалил, — значит, это человек безответственный. Когда Бог дает человеку зерно, Он хочет, чтобы человек вырастил лес, а не вернул ему это зерно обратно. И для этой цели Он вложил в каждого из нас определенные таланты и способности. Притча о талантах (Мф. 25, 14-17) показывает, что Бог — источник наших талантов, даров и способностей. Это Он дает нам наши мечты и указывает наше предназначение. Показывая нам наши цели, Он не хочет, чтобы мы вернули их Ему в том же виде. Он хочет, чтобы мы развивали и использовали способности, которые вложены Им в наше сердце и наш разум. Как сказал один современный богослов в контексте этой притчи: «Даруя нам таланты, Господин хочет, чтобы мы обогатили Его», т.е., преумножая таланты, мы делаем богаче Самого Бога.

Но талантливого человека подстерегают и другие ловушки. В наши дни можно встретить талантливых, одаренных, по-своему удачных и успешных людей, способных многое сделать для других, для общества, и при этом ставящих себя выше других, требующих для себя каких-то особых условий. Эти люди, сознавая свою исключительность, позволяют себе опаздывать на работу, на встречу, и при этом они всегда находят себе оправдания. Есть люди, считающие себя очень верующими, духовными, и при этом совершенно небрежно относящиеся к своим повседневным христианским обязанностям.

Безответственность проявляется в мелочах. Если человек легко поддается на уговоры оставить работу и пойти пообедать, не дожидаясь обеденного перерыва, он заражен духом безответственности. Если рабочий день начался, а человек уже мечтает о чашке кофе или чая,— у него неправильное устроение души. Если вместо того, чтобы работать, он сидит и читает газеты, его разумом завладел дух безответственности.

Приведем еще пример безответственности — люди, которые очень легко чем-то увлекаются, втягивают в это дело других, а потом бросают начатое, оправдывая себя тем, что продолжать дальше им неинтересно.

Ответственным будет любое поведение, которое совершается сознательно и свободно. Поэтому ответственный человек — тот, кто способен ответить за свой поступок, то есть дать объяснение тому, что он совершил. Мы называем ответственным человека, который в своих действиях учитывает не только свои ценности, но и уважает ценности других людей, кто может ответить за последствия совершаемого им.

Некоторые наши современники уверенно говорят: "Я отвечаю только перед самим собой". Однако христианин несет ответственность не только перед собой, но и перед ближними, и перед Богом. Перед Ним мы должны ответить за те решения, которые мы принимаем, за исполнение жизненного предназначения, возложенного Творцом на каждого из нас.

Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи — все это – следствия утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Вследствие безответственности разрушается его связь с окружающим миром и людьми, обескровливается само содержание жизни в обществе. Самое печальное, что у безответственного человека не хватает смелости и мужества осознать свою безответственность.

Именно те люди, которые очень глубоко поражены болезнью безответственности, читая эти строки, по всей видимости, думают, что это все пишется и говорится совсем не про них и не для них. Возможно, они даже «мотают на ус», какими словами они будут «лечить» от безответственности своих «безответственных» ближних… Но все это — именно про нас с вами, дорогой читатель! «Врач! исцели самого себя» (Лук. 4, 23).

Вспомните вашу жизнь и огромное количество ситуаций, когда вам что-то поручалось: то ли вашим духовником, то ли начальником на работе, то ли в семье.

А, может быть, кто-то обратился к вам за помощью, или, может быть, жена попросила вас что-то купить по дороге домой… Как вы отнеслись к этим просьбам? Возможно, вы не раз слышали в ответ на свои просьбы:

— Прости, мне некогда…

– Ой, прости, я забыл!

Поиск причин, ответов на вопрос: «почему» не было исполнено то или иное порученное дело, и есть оправдание вашей безответственности. Ответственный человек помнит памятью своего сердца человеческую нужду и всем своим существом устремлен на то, чтобы ее покрыть, чтобы послужить ближнему своему.

Ответственность за нашу жизнь мы никогда и ни на кого не можем переложить — ни на врачей, ни на адвокатов, ни на батюшек. Они могут нам помочь лишь как консультанты в определенных сферах нашей жизни. Отвечаем же за свою жизнь мы сами. Никогда не следует уповать на то, что найдется некая вышестоящая земная инстанция, у порога которой наша ответственность заканчивается. Здоровы ли мы, выиграли ли судебный процесс, в порядке ли наши финансовые дела — все это зона нашей ответственности. Специалисты из различных областей нам помогут, но хозяева нашей жизни — мы сами, поскольку Бог доверил прожить ее нам, а не кому–то другому.

Человеку очень важно брать ответственность и за свои достижения. Иногда люди готовы принять на себя ответственность за неудачу, не сваливая при этом вину ни на какие обстоятельства, но не принимают никакой ответственности за свои успехи, не осознают то полезное и ценное, чего удалось достигнуть.

Острота проблемы

В пастырском душепопечении осознанию ответственности придается огромное значение. Поскольку показатель человеческой безответственности сегодня достаточно высок, современный духовник должен сделать особый акцент именно на принятии его духовными чадами ответственности за свою жизнь, за свои мысли и действия, должен объяснить и донести до своих чад понимание того, что Бог вручил каждому человеку ответственность за его жизнь, а для этого одарил разумом, сердцем, волей, свободой выбора. Господь может привести в действие наш разум, но только от нас зависит, приведем ли мы в движение нашу волю.

Вот что думает по поводу пастырской ответственности за окормляемых священник Владимир Лапшин: «В современном пастырстве существуют два подхода к духовному руководству. Одни пастыри считают, что они должны полностью принять на себя ответственность за жизнь своих подопечных, думать за них, решать за них, любой ценой навязывать свои решения, требовать безукоризненного послушания этим решениям. Таких пастырей находят миряне, которые считают, что им не надо думать, не надо ни за что отвечать, что они должны "все делать по указанию батюшки". Существует и другой подход, при котором считается, что духовный руководитель, пастырь, считает своей первейшей обязанностью научить своих пасомых отвечать за свои поступки, отвечать за свою жизнь, принимать правильные решения, может быть, путем проб и ошибок, получая при этом полезный опыт. Такой духовный руководитель относится к своим духовным детям не как к недорослям, но как ко взрослым людям, которые должны научиться духовной жизни на собственном опыте».

Почему именно сегодня проблема ответственности встала так остро? В традиционных культурах существовали определенные рамки, сдерживающие нездоровые греховные проявления человеческой природы. Эти рамки касались социально-значимых ролей, вопросов жизненного выбора, договора, дружбы, любви, вопросов пола и др. Если дружба существовала, то ее понимание не размывалось; если дружба, то — верность, взаимопомощь до смерти: «Сам погибай, а товарища выручай». Если происходил выбор профессии, то человек хранил верность избранному пути, и только в самом крайнем случае, глубоко переосмыслив, ответственно (опять же!) избирал иной путь.

Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода — внешние рамки, в которых возможно прорастать росткам ответственности в современном обществе, полностью разрушены.

Безответственность во всех областях человеческой жизни постыдна и отвратительна. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и церковной жизни.

В современной семейной жизни встреча двух людей, которые дорожат отношениями, умеют их хранить от бурь и невзгод, воистину несказанная радость! Чаще всего к созиданию семьи люди идут совершенно безответственным образом, идут через так называемый "гражданский брак": отношения между мужчиной и женщиной, в которых ни один из них не берет ответственности за последствия этих отношений. Сегодня пожили, а потом разошлись. Не понравилось — разъехались. Если же человек берет ответственность за свою жизнь, за жизнь другого, тогда не возникнет желания экспериментировать. Любовь умеет ждать, «ибо крепка, как смерть, любовь» (Песнь песней, 8, 6).

Сегодня редко можно повстречать семью, где родители в присутствии детей воздерживаются от выяснения взаимоотношений друг с другом на повышенных тонах. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией матерной брани, пьянства, скандалов родителей в присутствии детей. Мало кого сегодня удивит очередной рассказ о том, как сын поднял руку на свою мать или избил отца до кровоподтеков.

В учебных учреждениях разрушен авторитет учителя в глазах студентов и учащихся: последние позволяют себе в присутствии учителей вульгарные выражения… Безрамочность жизни современной школы. – предтеча безответственности в жизни взрослой.

Безответственность — это не только проблема мира, который лежит во зле. Дух безответственности бесчинствует сегодня и в церковной жизни, о чем говорить особенно больно. «Неприличен безответственный ученый: он является болтуном или торговцем истиной. Преступен безответственный воспитатель. Жалок и ядовит безответственный художник. Безответственный политик должен почести наказание. Но безответственность в области религии, где люди не имеют, в сущности говоря, прочных критериев и где живое благоговение должно бы вечно питать заботу о трезвении и очищении, является грехом непростимьии, грехом "против Духа". Нигде беспочвенные фантазеры и болтуны не приносят такого вреда, как в религии: здесь они компрометируют не столько самих себя, сколько ту сферу духа, в которой они якобы пребывают», — пишет проф. И.А. Ильин.

В этом случае человек компрометирует не только себя, он дискредитирует саму веру.

Слова великого русского мыслителя как никогда актуальны в наши дни. В современных монастырях сегодня, например, допустимо, приняв монашеский постриг, по какой-то причине (не поладил с начальством, «разонравилось», плохой климат) уйти из монастыря, освободить самого себя от данных пред Алтарем монашеских обетов.

Быть безответственным — значит быть непостоянным, переменчивым, неверным. Безответственные люди могут быть взбалмошными, беспечными, опрометчивыми, ненадежными, нестабильными, небрежными. Они ненадежны и непредсказуемы. Не потому ли Апостол Павел советует Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1Тим. 5, 22).

Православие и мир

http://www.pravmir.ru/article_791.html

Добавить комментарий