Что можно найти в Истинной Церкви. Слово на память святых отцев Никейского собора (3/16.05.2010)

Что можно найти в Истинной Церкви. Слово на память святых отцев Никейского собора (3/16.05.2010)

Епископ Григорий

Первое большое собрание святых отцов, которые были преемниками апостолов – это и есть I Вселенский собор в Никее; Никейский собор особенно важен еще и потому, что на нем была обличена ересь, захватившая почти весь мир – арианство; настоящая церковная история говорит о том, что православие если и побеждало, то на короткие периоды времени; через два года после собора арианство стало государственной религией; дело Никейского собора восторжествовало через 50 лет после него, да и то только на Востоке, а на Западе — еще лет на 200 позднее; в своей жизни можно ничего и не увидеть, никакого торжества православия; когда вроде бы государство поддерживает христианство, это не означает, что оно поддерживает настоящее христианство; не государство нас может научить истинной вере, а только святые древние и новые, которые победили только в Царствии Небесном.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святых отец I Вселенского собора. Отчасти дата такая выбрана потому, что примерно в это время, в Пятидесятницу, открывался в 325 году I Вселенский собор. Есть и другая причина того, что именно сегодня установлен этот праздник, — это воскресенье перед праздником Троицы. И вот так одно с другим связано.

Если праздник Пятидесятницы – это день сошествия Святаго Духа на апостолов, после которого они уже пошли по всей вселенной проповедовать, то святые отцы, которые от века учили православной вере, были их преемниками, наследниками и их продолжателями. А первое большое собрание святых отцов – это как раз и был I Вселенский собор в Никее.

Поэтому естественно, что рядом с Пятидесятницей совершается память этого собора. А точнее говоря, было естественным собирать сами соборы поближе к Пятидесятнице. Потому что в Пятидесятницу мы поем "Днесь благодать Святаго Духа нас собра", и так же она собирала святых богоносных отцев на их соборы.

И I Вселенский собор особенно важен не только потому, что он была самый первый, хотя это тоже важно, но и потому, что тогда была обличена ересь, захватившая почти весь мир. Ее можно по масштабам своим сравнить разве что с современной ересью экуменизма. Только тогда этот пожар еще как-то был потушен, хотя, может быть, не до конца, и следующие ереси, которые потом возникали, были как-то преемственно связаны с арианством, а то, что экуменизм будет до скончания века потушен, на это надежда гораздо меньше.

Но как бы то ни было, когда уже очень многие епископы склонились к ложной вере Ария, в 325 году собрался собор, который все-таки утвердил православие. И вот если не знать настоящей церковной истории, а воспринимать ее только по прилизанным учебникам, то все время получается, что православие все время побеждало-побеждало-побеждало. И отсюда у людей поневоле усваивается такой вывод, что те, кто побеждал, те и православные, а если все-таки православие когда и не побеждало, то это были краткие периоды.

Действительно, до 325 года арианство относительно краткий период развивалось. Но что произошло потом? И эта самая реальная церковная история, которая нас учит гораздо больше, чем какие-то прилизанные учебники.

А именно, уже через два года, в 327 году, святой равноапостольный император Константин, который разрешил официально христианство, который собрал этот собор, чтобы христиане перестали между собой спорить и перестали давать тем самым соблазн язычникам, сам встал на сторону ариан, и сам решил осудить деяния этого собора.

Начиная с этого времени, арианство становится государственной религией. Хотя, действительно, последовавшаяв 336 году смерть Ария воспринималась многими православными как торжество, но уж особо принципиально она ничего не изменила, потому что к тому времени господствующий епископат, основная его часть, все были арианами, и как до смерти Ария арианство было фактически государственной религией, так и после.

С большим трудом православным удавалось находить какие-то компромиссы для выживания. Кому-то удавалось, а кому-то и не удавалось. Святой Афанасий Великий, который был преемником епископа Александрии Александра, осудившего Ария, и сам был тоже участником IВселенского собора, несмотря на то, что провел на своей кафедре 46 лет – все это время он считался у православных епископом Александрии, — из них он почти все время пробыл в ссылке, а иногда и скрываясь, потому что его преследовали по разным уголовным обвинениям.

В том числе, его обвиняли в том, что он убил некоего епископа. А когда этого епископа нашли, — а тогда не было современных средств идентификации личности, таких как фотография, — то тогда этот епископ стал говорить, что это не он. И еще отдельно надо было доказывать, что это все-таки он. Тогда, по крайней мере, это обвинение против Афанасия исчезло. Но были и политические обвинения, и просто какие угодно. И так ему удалось только примерно семь лет пробыть на своей кафедре из сорока шести, и это все вразбивку.

Вот такое было "торжество православия" после I Вселенского собора. Потому что и при детях Константина, которые потом царствовали, тоже продолжалось господство арианства. А потом оно было прервано, но уже только в 360 году, потому что воцарился император, который войдет в историю под именем Юлиана Отступника. Он и вовсе сделал государственной религией язычество, стал воздвигать гонения на христиан. Но поскольку первые гонения были на государственную церковь, то арианам досталось больше, но и до православных дошли руки.

Потом все-таки восстановилось православие — восстал православный царь Иовиан — через три года, в 363 году. Но через восемь месяцев этот царь умер, и опять началось арианство. И так продолжалось фактически до II Вселенского собора. Незадолго только перед этим царь Феодосий Великий склонился к православию, и вот в 381 году был II Вселенский собор, который утвердил православие. Сколько же это лет прошло с 327 по 381? Более пятидесяти лет.

Дело Никейского собора восторжествовало, действительно, потом официальная церковь стала его признавать, но прошло пятьдесят лет. Для истории это, конечно, ерунда, а для одного или даже не одного, а двух-трех поколений верующих это как раз их жизнь.

Поэтому по своей жизни можно ничего и не увидеть, никакого торжества православия.

И даже, кстати, более того: когда в восточной империи восторжествовало православие в конце IVвека, тогда как раз в западных частях бывшей Римской империи восторжествовало арианство. И господство арианства там продолжалось до конца VIвека. В Испании, в Италии были новые мученики, от ариан пострадавшие. И уже только в конце VI века, а по сути даже в течение VII века, там арианство удалось преодолеть, и то не до конца.

Вот что мы сегодня празднуем. И какие уроки нам даются сегодня? А вот какие.

Никогда нельзя выбирать веру по тому, как начальство велит: какая вера официальная и государственная. Это относится и к христианской истории: когда вроде бы государство поддерживает христианство, это совершенно не означает, что оно поддерживает настоящее христианство.

Нам не надо смотреть на то, что поддерживает или, наоборот, не поддерживает государство, а надо смотреть на то, что согласно со Священным Писанием и учением святых отцов, которые не ориентируются "на князи и на сыны человеческия". Это относится к IV веку, который мы сегодня вспоминаем, и это точно так же относится к XXI, XXIIи XXIIIвеку, если такие века настанут, и мир до них достоит.

Поэтому, если у нас нет никаких религиозных побуждений ходить в церковь, а просто мы туда ходим из одиночества, для того, чтобы было с кем пообщаться, для того, чтобы получить порцию психотерапии, для того, чтобы чувствовать себя частью какого-то большого целого и так далее, то надо ходить, конечно, туда, куда государство пускает, куда рекомендует, может быть, даже.

Но не надо эти свои мысли интерпретировать как религиозные, потому что религиозного в этом нет совершенно ничего. Если же мы хотим заботиться о своей душе, о вечной жизни, то надо тогда подходить к жизни религиозно. А тогда надо учиться у тех, кто может научить. Не государство нас может научить истинной вере, а только святые древние и новые, в том числе, такими примерами, как сегодняшний, когда вроде бы и дело ничем хорошим не закончилось, а однако все-таки в Царствии Небесном победили они.

Нечто подобное происходит и в XX веке. Была исповедническая катакомбная Церковь во время гонений, устроенных большевиками. Она уменьшалась численно, хотя все равно до конца советской власти была довольно большой, там были тысячи людей. Сколько у нас всего-то верующих людей, исповедующих христианство, было? Тогда получается, что из них довольно большой процент для катакомбной Церкви оставался. Но, конечно, она все равно уменьшалась, и вроде бы ее дело было проиграно.

Но оказалось, все-таки нет, восстановилась иерархия. Сейчас уже можно служить хоть и с какими-то притеснениями, но открыто,и, слава Богу, можно проповедовать. Пока такая возможность есть, ей надо пользоваться, но не потому, что мы, скажем, когда-нибудь, рассчитываем получить статус государственной Церкви или еще какие-нибудь блага земные. И не потому что, принадлежа к нашей Церкви можно как-то в обществе утвердиться,и претендовать на какой-то социальный статус. Совсем не поэтому.

А потому что можно, принадлежа к нашей Церкви, надеяться на то, что если мы сами захотим усвоить то, что она преподает, ее святые таинства, ее учения, то мы тогда будем иметь надежду на Царствие Небесное.

Аминь.

credo.ru

http://www.portal-credo.ru/authors/riskzone/index.php?status=txt&id=575

Добавить комментарий