ДЕЛАЕМ ЛИ МЫ САМИ СЕБЯ?




Владимир ЛЕБЕДЕВ

 

Профессор ВУЗа окинул взглядом аудиторию. Казалось, одного его взгляда достаточно для того, чтобы убедить студентов в том, о чем он намеревался говорить.

"Вы сели за парты, чтобы "построить" себя! Возвысьте самих себя до лучшего "Я"! Узрите в себе прекрасных самих себя! Вы и я ответственны за свою жизнь. Мы делаем самих себя. Мы созидаем собственную жизнь. Никто не сделает это за вас".

Впечатленные студенты внимали, в то время как профессор заканчивал свою установочную лекцию: "Я не религиозный человек, хотя у меня есть вера. Но вера – это дело глубоко личное! Что же касается религии, то мне трудно представить, что где-то там», — профессор указал в потолок, — "сидит какой-то бог и указывает мне, что делать или определяет мою жизнь. Я сам хозяин своей жизни! Я сам достиг того, что имею и кем являюсь!" Многие студенты одобрительно кивали головами….

По пути домой я размышлял над словами профессора, доктора наук. Кроме упомянутого выше, в контексте излагаемых мыслей, этот ученый человек также задавал слушателям вопросы: "Религиозны ли вы?", "Свободны ли вы?", "Существуете вы, или живете?", и желающих ответить просил поднять руки.

Я не поднимал свою руку, потому что чувствовал, что профессору не нужны были альтернативные мнения. Он, похоже, заранее был готов вступить в полемику и опровергнуть любой оппозиционный взгляд. Как это бывает всегда в любых спорах, он исходил из определенных предпосылок. Однако, часто предпосылки являются всего лишь малообоснованными предубеждениями. Может быть, и мой профессор связан предубеждениями?… Чего тогда стоит его подход к жизни?

По-моему, человечество давным-давно доказало самому себе то, что его представители неспособны улучшить самих себя. "Прекрасное Я", которого можно добиться посредством образования, умственных упражнений – это миф, предубеждение и ложная предпосылка. От нее отталкиваться ни в коем случае нельзя. Ни разум, ни образование не облагораживают человека, во всяком случае, в той мере, в которой мы желали бы.

Взгляните на историю, хотя бы начиная со времен эпохи Просвещения (XVII-XVIII века), эпохи превознесения разума, как силы, посредством которой человек понимает вселенную и улучшает свое собственное бытие. Целями человек разумный поставил себе познание, свободу и счастье.

Гегель обольщал человечество, считая, что разум развивается с историей. Диалектический материализм Маркса, биологическая эволюция Дарвина и Ницше, со своей идеей «совершенного человека», двигались в том же направлении, хотя каждый это делал по-своему.

К чему же мы пришли? Мир сегодня жесток так же как всегда! Технологический прогресс помогает нам лишь уничтожать самих себя. Часто то, что кажется позитивной переменой, в конечном счете, становится петлей на нашей шее. Как образованным скептикам и мечтателям, так и рядовым членам общества нужно просто открыть глаза на реальность!

Р. Нибур писал: «Самой сложной проблемой человека является сам человек». Эйнштейн, не будучи христианином, считал: «Нам не следует делать интеллект богом; интеллект, конечно, имеет большие мускулы, но не обладает персональностью».

Он же говорил: «Я хочу знать Божьи мысли… Остальное – детали». И, наконец, Библия утверждает: «…Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились,…» (Пс. 13:1). И еще: «…они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели…» (Рим. 1:21-22). Итак, предпосылка о возможности самосовершенствования человека через образование и прилежные интеллектуальные упражнения в корне неверна.

С другой стороны, насколько достойна серьезного рассмотрения та предпосылка, что Бога, контролирующего и определяющего нашу жизнь, не существует?

То, что в это трудно поверить, не является достойным внимания основанием для такой предпосылки. Если она все же верна, то человек действительно предоставлен сам себе и держит собственную судьбу в руках. Но тогда без ответа остаются многие насущные вопросы.

Откуда мы и зачем существуем? Откуда у нас понятие морали, совести, вины? Откуда у нас и зачем нам эстетика, любовь? Почему мы настолько зависимы во многих отношениях, несмотря на все наши гордые заявления?

А что если верна другая предпосылка, именно та, что Бог существует и Он таков, каким открыл себя в Библии? В этом случае теория «создателей собственных судеб» рушится как карточный домик. И несостоятельность именно этой теории находит подтверждения в истории человечества! Ученые, философы, политики и артисты строят лишь иллюзию улучшения жизни. Хорошо отражают эту печальную реальность слова последнего перед его смертью популярного хита Фреди Меркюри из английской рок-группы «Куинн»: «Все идет своим чередом, но кто-нибудь скажет мне, для чего мы живем…».

Увы, жизнь без Бога оставляет этот болезненный вопрос без ответа. Человек не может помочь сам себе. Он обманут ложными предпосылками.

Только признание разумного и личностного Бога-Творца и принятие предложенного Им разрешения проблемы человеческой греховности через смерть и воскресение Его Сына может придать смысл человеческому познанию, деятельности, стремлениям, мечтам и жизни вообще. Мы не создаем себя сами; мы можем лишь позволить Творцу создать нас в соответствии с Его замыслом.

А те, кто думают, что создают себя сами, ведут себя подобно детям, хвастающим друг другу о том, как они одеваются, где они были, что у них есть, приписывая заслуги самим себе, в то время, как все дело в их родителях. В конечном же счете, все дело в Творце, а не в нас.

gazeta.mirt

http://gazeta.mirt.ru/?2-38-692—1

Добавить комментарий