Почему даже с помощью интернета не удается сократить очереди к столичным чиновникам




 «Комсомолка» решила проверить, как действуют электронные приемные в столице

Евгения СУПРЫЧЕВА 

 

А ЗА ПАРОЛЕМ — ЛИЧНО

В нашей стране получение справки — это почти спорт. Из последних сил, с пеной у рта, до победного конца, а вместо медали — бумажка из какой-нибудь конторы…

Но вроде как у нас появилась альтернатива — оформление справок через Интернет. Это одна из функций так называемого электронного правительства (см. «Справку «КП»). Но как оно работает и существует ли на уровне Москвы? Проверим.

Захожу на сайт «Электронная приемная Москвы» (адрес — https://oo.mos.ru). Выбор услуг смехотворен. В природе существует до тысячи разных справок, а на сайте можно заказать всего 12 видов бумажек.

— Что бы такое заказать? — размышляю. — Справку многодетной семьи? Не дадут. Единый жилищный документ? Триста лет не нужен.

Задумчиво щелкаю мышкой, ожидая увидеть список возможных справок. Черта с два! Оказывается, пока не прошел регистрацию, продолжения не будет.

— Ладно! — пожимаю плечами, забивая свои данные в длиннющую электронную анкету, которая вылезла на сайте. Нажимаю кнопку «Далее».

«Не заполнено обязательное поле!» — пульсирует красная надпись.

Проверяю еще раз: имя, фамилия, дата рождения, номер паспорта. Что еще надо? Набираю телефон службы поддержки.

— Алле! — тянет в трубку парень. — А у вас что — Safari (программа, которая обеспечивает доступ к  Интернету. — Авт.)? Мы там кое-что недоработали… Иногда работает — иногда не очень. Заходите с Internet Explorer.

— А у меня только Safari, — отвечаю. — Что делать?

— Твори добро, — вдруг запел в трубку парень, старательно пародируя Шуру. — Хм… Извините. Вообще-то мы этот сайт уже не обслуживаем — тендер выиграла другая компания, а телефон не меняют… собаки! И меня это немножко… раздражает.

— Меня тоже, — признаюсь.

Худо-бедно регистрацию на сайте я прошла. Но это лишь начало марафона. Теперь надо получить пароль. Притом идти за ним лично. И не куда-нибудь, а в ГУИС (Госучреждение «Инженерная служба») района.

— Какой идиотизм! — таращусь на инструкцию, которая высветилась на мониторе. — Обычно пароль приходит на электронную почту. Но чтобы ходить за ним лично…

Оказывается, есть резон.

— Представьте: случайный человек узнал ваш пароль и с помощью Интернета прописался в вашей квартире (услуги по прописке пока нет, но планируется. — Авт.), — говорит руководитель направления  Института государственного управления Высшей школы экономики Андрей Жулин. — Потому его выдают только в руки и при предъявлении паспорта.

Но почему паспорт надо показывать именно сотрудникам инженерной службы? — не дает покоя вопрос.  — А не, допустим, сантехникам из  «Мосводоканала»?

— Пароль выдают в службе «одного окна», которое в принципе есть при каждом ведомстве, — говорит сотрудник Комитета госуслуг Москвы Сергей Миляев.  —  Но не каждое ведомство принимает онлайн-заявки («Мосводоканал» пока не принимает). А инженерная служба принимает, ее отделение есть в каждом районе. Мы старались сделать процесс получения кода максимально удобным.

О да! Отпрашиваться с работы и топать в ГУИС — это очень «удобно». Почему не упростить процедуру и не высылать код заказным письмом? Почтальон проверяет паспорт, я ставлю подпись — и  порядок!

— Такая система действует при регистрации на общероссийском портале gosuslugi.ru, — говорит Андрей Жулин. — Московские власти решили по-другому. Единого регламента нет. Потому каждый регион креативит на свой лад. Опыт-то новый и потому не всегда удачный.

Но знаете, что самое обидное? Игра не стоит свеч. Получу я код — и что? Могу заказать по Интернету всего 12 справок. Более того, получать мне их нужно лично, то есть опять отпрашиваться с работы. В чем тогда пафос этого электронного правительства? Столько разговоров, а по факту — пшик…

— То, что мы имеем сейчас, электронным правительством не назовешь, — считает гендиректор компании по разработке сайтов «Стратег» Екатерина Аксенова. — Вы знаете, как оно работает в идеале? Поясню на опыте Сингапура или Канады — они по этой части передовики.

Итак. Допустим, житель Канады по фамилии Ридо решил оформить льготу. Направил письмо в департамент Х. Там чиновники сами (!) запрашивают разные справки отовсюду. Собирают пакет документов, отсылают в другой департамент. Там проверяют — подтверждают. Опять куда-то отсылают. И наконец выписывают итоговую справку. Далее чиновники сами звонят в аналог нашего ТСЖ: мол, господин Ридо должен получить льготы при оплате «коммуналки». Сам господин Ридо тем временем курит бамбук. И лишь на финальной стадии получает электронное письмо: старик, поздравляем! И ссылку на готовый документ (он в электронном виде хранится в архиве ведомства. — Авт.).

То есть мужик палец о палец не ударил. Все сделали ВМЕСТО него. Московское «электронное правительство» такой «комплексный обед» даже не предполагает. Упрощен лишь первый шаг по выдаче отдельных ингредиентов. А дальше все как встарь: схватил бумажку и побежал с ней в префектуру, в управу, в ТСЖ (нужное подчеркнуть). По-прежнему исполняешь роль курьера. И чтобы оформить пакет документов, нужно брать если не отпуск, то отгул точно.

 НЕ ДАЙ БЛОГ!

А если мне нужна не просто выписка, а справедливость? Допустим, спорный вопрос: мелкий чиновник из управы в проблему не вникает — строчит отказ. Значит, нужно стучаться в инстанцию повыше. Например, записаться на прием к префекту или главе департамента. Казалось бы, нет ничего проще. По нынешним-то временам!

— На Западе чиновники практикуют виртуальное общение с населением через скайп (бесплатная компьютерная программа, позволяющая разговаривать с собеседником, находящимся на большом расстоянии, с помощью мини-камеры и микрофона. — Ред.), — продолжает Андрей Жулин. — Отсылаешь онлайн-заявку, записываясь на прием. В условленное время надеваешь наушники, включаешь камеру и скайп. На экране тебе уже улыбается и машет чиновник. И ты ему машешь — и все счастливы. Но нет! У нас ни один департамент не проводит виртуальных приемов. По Интернету нельзя записаться даже на обычный прием. Нужно приходить лично и расписываться в журнале.

— Почему-у-у? — вою на луну. — Почему нет виртуальных приемных? Это ведь не сложно…

Ответ простой: мэрия не получала на этот счет никаких распоряжений от правительства России. А если нет поручения, зачем напрягаться?

— Не стоит забывать и о букве закона, — напоминает Андрей Жулин. — Порой все упирается во внутренние  указы: положено или не положено. Пока эти документы не переписаны, мы далеко не уедем.

Это факт. Но в этом ли главная проблема пробуксовки? Не похоже. Основная проблема в том, что чиновники впрягаются в Интернет нехотя, из-под палки. Их все устраивает и без Интернета.

Вот когда приходишь в какой-нибудь департамент правительства Москвы, сразу ясно, кто тут хозяин, а кто гость. В Интернете чиновнику в рамках электронного правительства уготована роль даже не гостя, а разносчика пиццы. Управленец считает, что это неправильно и недостойно. Конечно, он слыхал термин «слуга народа», но кто воспринимает это всерьез?

Плюс боязно. Для чиновника Всемирная сеть — среда не только чуждая, но и враждебная. Там ведь на чины и ранги не смотрят, режут правду-матку. Вот в древности чиновники Греции раз в месяц должны были идти на заседание сената пешком. Люди устраивали коридор и могли высказывать все, что накипело. И убежать нельзя. Интернет — аналог такого коридора. Чиновник остается один на один с народом. Попробуй-ка с непривычки! Они, конечно, пробуют. Но одно дело — робкая вылазка в блог и совсем другое — полноценная работа в «гетто». Они эту «радость» будут откладывать до последнего. А последний рубеж — 2014 год. Именно до этого года почти все взаимоотношения чиновников с народом должны перейти в интернет-пространство. Этот срок определил Дмитрий Медведев, и он на нем настаивает. И мы настаиваем. Главное — в течение ближайших четырех лет не сгинуть в очередях, дожить до «светлого будущего». А пожилым людям — научиться-таки пользоваться компьютерами и Интернетом.

СПРАВКА «КП»

Электронное правительство дает возможность чиновникам взаимодействовать с гражданами и бизнес-структурами. Взаимодействие идет на площадке Интернета. По идее, это упрощает процесс, делает его более оперативным, снижает коррупцию. Есть еще такое понятие, как электронный документооборот (в рамках виртуального правительства). Это когда бумажные документы полностью заменяются их электронными аналогами и ведомства перебрасываются ссылками на эти документы, а не шлют факсы и письма в конвертах.

ОФИЦИАЛЬНО

Елена ЛАШКИНА, пресс-секретарь министра связи и массовых коммуникаций России:

— Долгое время, еще до старта программы «Электронное правительство», каждая система развивалась по-своему, поэтому до сих пор многие региональные интернет-приемные отличаются друг от друга. Однако в скором времени они будут объединены под одним порталом gosuslugi.ru. Это позволит не только унифицировать работу всех электронных приемных, но и сэкономить деньги, которые уходят на создание и развитие мелких порталов. Уже сейчас, зайдя на этот сайт и выбрав свой регион, можно воспользоваться услугами, предоставляемыми именно в вашей области. И со временем количество услуг будет только увеличиваться.

Михаил РЯБИКОВ

В ТЕМУ

Передовики интернет-производства

Сайты столичных департаментов — отдельная песня. В мэрии нет департамента, который бы курировал работу этих сайтов. А потому заполняют их по своему разумению. А периодически даже чудят. Мы с помощью эксперта и гендиректора компании «Стратег» (разработка сайтов Минэкономразвития, Министерства промышленности и торговли) Екатерины Аксеновой решили проанализировать «придумки» чиновников, которые можно обнаружить на официальных сайтах префектур и ведомств.

1. В Зеленограде придумали услугу «Соседи в дозоре» (www.zelao.ru)

— По большому счету это система SMS-оповещения на тему: пропала собака, угнали автомобиль, нужен донор, — говорит сотрудница префектуры Зеленограда Анна Коробова. — Один человек написал — другие получили SMS. Может, кто-то видел собаку или был свидетелем угона. Кроме того, эти сообщения выкладываются на специальную ленту на портале префектуры — читать и комментировать их могут все посетители сайта.

Комментарий эксперта:

— Начинание отличное. Можно пойти дальше, как это сделано во многих мегаполисах мира. Жители сообщают о проблеме, отправляя на сайт той же префектуры фото спонтанной мусорки или разрисованной стены через мобильный телефон или по электронной почте. Заявка регистрируется, профильная служба наводит порядок и выставляет на сайт микроотчет о выполненной работе, в качестве доказательства прилагая фото.

2. Префектура ЮВАО открыла свой Твиттер (www.uao.mos.ru)

На сайте появился свой микроблог (в каждом сообщении должно быть максимум 140 символов). Там ежедневно публикуют новости, для их просмотра регистрироваться не нужно.

Комментарий эксперта:

— Что завели Твиттер — хорошо. Другое дело, как ведется этот Твиттер — его замусоривают заголовками пресс-релизов, которые неинтересны даже местной прессе. Допустим: «В кинотеатрах юго-востока Москвы запустят ролики о спорте и здоровом образе жизни». Кому это интересно?

3. Департамент ЖКХ (www.dgkh.ru) осенью открывает сезон онлайн-приемов

Система такая: чиновник сидит перед видеокамерой и в режиме онлайн отвечает на вопросы, которые вы присылаете по электронной почте. Вы смотрите на монитор компьютера: видите там чиновника и слышите его (как по телику). Справа на мониторе видите также бегущую строку из поступающих вопросов.

Комментарий эксперта:

— К сожалению, не все можно описать одной строчкой в вопросе.  Потому прием граждан через скайп предпочтителен: можно обрисовать проблему, прервать чиновника и задать дополнительный вопрос. Одним словом,  больше шансов добиться от управленца конкретики.

ОФИЦИАЛЬНО

Портал не идеален

— Сайт «Электронная приемная Москвы» создавался два года назад, — говорит заместитель начальника Управления информатизации Москвы Станислав Журавлев, — и он не идеален. Сейчас создан новый расширенный портал (mos.gosuslugi.ru) — аналог общероссийского.

— То есть в Москве будет два ключевых сайта? — уточняю.

— Они будут объединены. Список услуг расширим, введем онлайн-приемы. До 2014 года успеем. Уже началась работа по переписыванию внутренних регламентов. Но есть и проблема. Чтобы люди участвовали в процессе электронного документооборота, им нужна так называемая цифровая подпись (более 200 обращений и заявлений требуют личного автографа. — Авт.). Ее цена для физических лиц — 4,5 тысячи рублей, и покупать эту подпись надо ежегодно. Сейчас на федеральном уровне думают, как удешевить подпись (как вариант могут снять несколько ступеней защиты. — Авт.). Пока решение не найдено, мы не сможем полностью «поселиться» в Интернете и отказаться от бумаги.
 

kp.ru

http://kp.ru/daily/24549/726311/

Добавить комментарий