Теология преуспевания: прошлое и настоящее




Денис Костин

 

Теология преуспевания, — термин, как и само учение, пришедшее к нам из Соединённых Штатов Америки. Учение зародилось во второй половине ХХ века, в результате так называемого «движения веры», было популяризировано такими, признанными в определённых богословских кругах, учителями как Кеннет Хейгин, Орал Робэртс, Кеннет и Глория Коупленд, Джон Аванзини и нашло своё подтверждение и продолжение в трудах Д. Йонгги Чо, Ульфа Экмана и некоторых других проповедников. Основным постулатом теологии процветания, является вера в то, что Бог желает финансового процветания верующих.

 В Россию учение о финансовом преуспевании пришло с опозданием, на 20-30 лет. Как у себя на родине, так и на территории бывшего Советского Союза оно вызвало заметный интерес в христианском сообществе и получило разностороннюю оценку. С одной стороны тот духовный вакуум первой половины 90-х годов, и неблагополучное материальное положение большей части населения страны позволило ему завоевать в самые короткие сроки огромное число сторонников. С другой, оно вызвало совершенно противоположную, негативную реакцию и неприятие некоторых консервативных христианских кругов и объединений. До сих пор теология преуспевания вызывает полемику и жаркие споры по поводу соответствия её библейскому учению, вплоть до обвинений в антихристианской сущности её как таковой.

Если вернуться в Россию, в начало 90-х прошлого века и вспомнить то, с каким восторгом учение о преуспевании принималось большинством обездоленных христиан, всего лишь несколько недель или дней назад, познакомившихся с евангельской вестью, переживших глубокое внутреннее покаяние и встречу со Христом, то это находит своё понимание и много объясняет. Повальное опьянение начала 90-х теорией финансового преуспевания, когда каждый второй, включая пасторов церквей, мечтал о многомиллионном банковском счёте, собственной яхте и персональном мерседесе, в скором времени сменилось глубоким разочарованием. Собственной яхтой так никто и не обзавелся, а мерседесы достались лишь «избранным» и то изрядно подержанные. Было от чего огорчиться.

 

 В этот период в России теория преуспевания начинает терять своих сторонников, но по большей части не отторгается полностью, а преобразуется в умеренный вариант. (Хотя, надо заметить, до сих пор есть те, которые грезят иметь собственный самолёт и по несколько раз в год летать в Куршавель, на Сейшелы и многие другие замечательные места).

Но в большинстве церквей учение о финансовом преуспевании верующих прошло глубокую переработку, и приобрело тот более-менее сбалансированный вид, который мы можем наблюдать сегодня.

Конечно, за последние пару десятилетий христиане стали жить значительно лучше, и по мнению сторонников учения о преуспевании, это стало возможно в том числе благодаря выработке взвешенного подхода к тем откровениям, которые изложены в этом учении. Но всё же привкус какой-то недосказанности по денежным вопросам остался и продолжает давать о себе знать с каждым новым финансовым скандалом, связанным с протестантскими церквями, будь то финансовые махинации King`s Capital или что-то подобное.

 

Несмотря на то, что во многих христианских объединениях, церквях ежегодно проводятся конференции и семинары по данной тематике, ничего нового в теории финансового преуспевания уже на протяжении последних нескольких лет ни в России, ни за рубежом мы так и не услышали. Вместе с тем, последние 20 лет мы имеем возможность наблюдать то, как неоднократно и единодушно большинство христиан на западе, в первую очередь тех, кто исповедует учение о преуспевании, под громогласное Аллилуйя и Аминь голосуют «за» и заявляют о поддержке политики своих стран, использующих сомнительные с точки зрения христианской веры и морали средства для удовлетворения своих интересов на территориях иных государств. Наблюдая всё это, приходишь к выводу о том, что личное преуспевание имеет глубокую связь и неотделимо от преуспевания общегосударственного и порой достигается дорогой ценой, особенно когда речь идёт о больших деньгах.

 

Но даже если речь не идёт о больших деньгах то, как показывает практика, среди верующих нередко можно встретить тех, кто не прочь пройтись по головам и по костям своих предшественников, дабы оказаться в тёплом месте, гарантирующем более высокий статус, властные полномочия и лучшее материальное положение.

 

Не стоит также забывать о категории верующих, тех церквей и объединений которые изначально восприняли в штыки учение о финансовом благополучии и по сей день являются её ярыми противниками. 

Епископы этих объединений предпочитают передвигаться исключительно на старых жигулях и тому же учат своих последователей. Вместе с тем им не дают покоя новенькие бюджетные иномарки «неопятидесятнических» пасторов, их стильные костюмы, наряды и макияж их жен, и многое другое.

На самом деле, неважно, на чём они ездят. Они могут ездить на чём угодно: на жигулях, на велосипедах, на ослах. Это их личное дело. Трудно сказать, что именно ими движет, личные убеждения, выраженные в отказе от технических новинок и определяемые ими как некая жертва Господу или недостаток интеллекта, чтобы разобраться, как работают новые опции. Главное, чтобы дорога не увела этих «российских амишей» под землю, повторять подвиг пензенских сидельцев.

Возможно, кому-то в силу их душевного состояния как воздух необходимо изоляция от мира и поселение в каком-нибудь уютном монастыре, где бы они могли вволю поупражняться в стяжании благодати Духа, совершать другие аскетические подвиги. Но пропагандировать такой образ жизни и тем более заявлять о нём как о единственно верном способе существования, пытаясь найти подтверждение такой форме бытия в глубине веков, не может быть правильным.

Средняя заработная плата работающего гражданина России в ближайшие 10 лет увеличится до 2700 долларов США. Такое обещание сделал глава администрации президента России Сергей Нарышкин. Именно достойный уровень жизни подразумевает в себе и «теология преуспевания», очищенная от крайностей. Если в планах у государства стоит повышение финансового благосостояния граждан, то как-то странно звучит критика о вреде теории финансового благополучия и её антихристианской сущности.

 

Деньги никогда не бывают лишними и заявления некоторых служителей о стремлении к личной аскезе, ограничению потребностей своих и своей паствы, говорят об их нежелании серьёзно заниматься благотворительностью, проблемами сирот и инвалидов и т.п. Скорее они говорят о стремлении переложить эти проблемы на плечи кого-нибудь другого, на государство, на частные фонды или нате церкви, члены которых стремятся к повышению своего личного благосостояния и как следствие благосостояния своей общины, открывая тем самым больше возможностей для реализации социальных проектов. 

Проблема некоторых руководителей традиционных церквей в том, что они очень любят заглядывать в чужой карман. У них не укладывается в уме, что кто-то может иметь гармонию с Богом за рулем собственного ВMW, точно так же, как они, сидя на табуретке.

Заявления некоторых господ о вреде теории преуспевания, тянут экономику России не вверх, а вниз, отбивая у людей желания и стремления повышать уровень своего материального благосостояния. Каждый христианин вправе сам решать, какую духовную практику применить и с кем посоветоваться по поводу инвестирования своих финансовых средств и распределения своего бюджета. Теология преуспевания ни даёт никаких гарантий относительно величины будущего дохода, не указывает никаких конкретных сроков. Она лишь даёт направление мысли и действий, замечая при этом, что Иисус после своего воскресения и вознесения на небо сел на трон, а не на пень. Согласно теологии преуспевания победа Христа становится не только его персональной победой, но и имеет самое непосредственное отношение к церкви, позволяя каждому верующему стать её соучастником и давая основания надеяться на повышение в некоторой степени своего уровня жизни, духовного и физического здоровья, а также и финансового благополучия в будущем. (Ефес. 2:5-7) При этом конечно сохраняется доля риска, но где её нет? Государство со всеми его механизмами контроля, также не всегда, оказывается способным вовремя пресекать и предотвращать появление финансовых или строительных пирамид и других преступлений так или иначе связанных с деньгами. Чуть ли не каждый месяц отзываются лицензии у 2-3 банков, однако никто не заявляет (за исключение отдельных, известных персонажей), что экономика в государстве лживая и в корне неправильная. Никто не призывает закрыть все финансово-экономический институты, академии и переписывать учебники, по причине того, что парочка разорившихся брокеров свели счёты со своей жизнью.

 

Теология преуспевания применима не только по отношению к отдельным людям, но и по отношению к целым странам и народам. Бог не выдавал лицензию на преуспевание исключительно Израилю или США. Любое государство может совершить прорыв в финансовой сфере, при здравом подходе и правильном понимании того, как действуют рычаги финансового благополучия.

 

И в этом смысле продолжение богословских исследований в этом направлении может оказаться полезным и необходимым.

 

protestant.ru  

http://protestant.ru/news/analitiks/?id=3024 

Добавить комментарий