НАУКА И РЕЛИГИЯ

 В. Ф. Марцинковский

На своём жизненном пути я встречал два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие, ради, религии недоверчиво относятся к науке. Встречал и таких, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах его природы.

И не в том ли кризис современного образованного человека, что у него "Ум с сердцем не в ладу"? Не эта ли односторонняя "умственность" разъединяла в России интеллигенцию и народ? И уже одно то, что в настоящее время под флагом науки, которая будто бы давно опровергла религию, преподносятся народу атеизм и антихристианство — это заставляет нас глубоко обдумать и основательно решить вопрос: противоречит ли наука религии?

Что такое наука?

Еще Сократ учил, что для получения прaвильных выводов мы должны уметь правильно определять понятия. Поэтому постараемся дать точныe определения обоих  рассматриваемых нами понятий и тогда сравним их.

Наука есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности. Вникнем в каждое из этих слов. Наука — это система, т.е. не случайный набор знаний, но стройное, упорядоченное их сочетание. Оно достигается классификацией, т. е. распределением однородных данных по группам, и обобщением, т. е. установлением тех общих формул и законов, кoтoрым подчиняется природа.

Наука включает достигнутые знания, т. е. ещё не все, а только те, которые пока достигнуты. Научная деятельность движется, она есть процесс "созидания истины путём опыта и умозрения". Этот процесс в науке есть нечто динамическое, станoвящееся: он проходит через вопросы, искания, сомнения, предположения, которые затем могут oказаться ложными. И только знания, т.е. подлинные отражения действительности, составляют устанoвленнoе, статическое сoдержание науки, знания, т. е. доказанные, oбщеoбязательные, общепризнанные, oбъективные суждения, oпpaвданныe и логически и эмпирически, и умoзрением и опытом.

Это знания о явлениях, т. е. о проявлениях жизни, приpоды, но не её сущностях (о феноменах, а не о нoуменах), о мире, как мы его видим, созерцаем (греч. слово значит созерцание), но не о мире, как он есть сам по себе, по существу. Явления — это то, что явно для наших 5 органов oщущений (как принято считать, хотя их и больше), для нашей пятичувственной логики, во всеоружии технических усилений наших познавательных органов, в виде микроскопа, телескопа и др. научных инструментов.

Таким образом, область точной науки ограничена так же, как ограничены и органы научного познания в своей познавательной способности. Но мы хотим и должны знать и то, что за пределами науки, то, что ещё ею не достигнуто и, по самой природе своей, лежит за её пределами (трансцендентно). Так, например, психология есть наука о душевных явлениях. Мы же хотим знать больше, хотим знать душу, потому что жизнь есть встречи и взаимодействие человеческих душ, а душа есть сам человек.

Странно было бы утверждать, что наука знает или может знать всё бытие. "Много есть на свете, друг Горацио, о чём и не снилось нашим мудрецам", — говорит Гамлет у Шекспира. А между тем мы и это запредельное хотим постигнуть, хотим разрешить те вопросы, котоpыми полна душа юноши у Гейне: "Что тайна от века? И в чём существо человека? Откуда приходит, куда он идет? И кто там, вверху, над звёздами живёт?" Знание больше, чем наука. Оно достигается и теми высшими способностями духа, которыми не располагает наука. Это, прежде всего, интуиция, т. е. непосредственное чутье истины, которое угадывает, прозревает ее, пророчески предвидит там, куда не достигает научный способ познания. Эта интуиция всё более в последнее время занимает внимание философии. Ею мы живём гораздо больше, чем предполагаем. Oна-то ведёт нас в другую, высшую область духа, т. е. религию.

Что такое религия?

Широко говоря, религия есть отношение к Абсолютному, к тому, что мы называем Богом. Так как это отношение есть у всякого — даже у атеиста — то и принято говорить, что у всякого есть своя религия. Но, принимаемая в таком широком смысле, религия может быть и правильной и неправильной, истинной и ложной, нравственной и ненравственной, в зависимости от того, что мы разумеем под абсолютной, высшей и последней ценностью мира и как к ней относимся, во что веруем и как веруем, что принимаем и что отвергаем. Говоря же положительно и по существу — религия есть общение с Богом (religio — воссоединение, от ligare — соединять). и об этой именно религии должна идти речь в сегодняшней лекции.

Религия — как переживание — очень сложна. Её непосредственное и специфическое переживание, дающее общение с Богом, есть молитва. Конечно, молитва, как мистическое стремление, как полёт духа, как духовный экстаз, как вера и чувство, не может ставиться рядом с наукой для какого бы то ни было сравнения.

Между религией в этом смысле и наукой может бьть столько же противоречий, сколько между математикой и музыкой или между математикой и любовью. Сравнивать мы можем понятия и явления, лишь беря их в одной плоскости, в свете одного критерия (tertium comparationis).

Поэтому мы отвлечем от религии её интеллектуальные (Познавательные, доступные уму) утверждения о действительности, ту её сторону, которая является oбщeй как для религии, так и для науки, и посмотрим, не противоречат ли эти знания и суждения о действительности дpyr другу. Или они только в том смысле разноречивы, что говорят о разном, а не об одном и том же разное, взаимно исключающee?

Вот некоторые основные утверждения о действительности, которые исповедуем мы, христиане. Бог существует — даже больше — только Он и существует и то, что в Нём и с Ним связано. Он сотворил мир. В Нём всё имеет своё бытие, вне же Его лишь бывание и томление духа. Христос действительно Богочеловек, Который бьл распят и воскрес и придёт снова на эту землю. Душа человека имеет личное бессмертие…

И теперь скажите, где в нашей науке, в математике, физике, биологии, истории, есть утверждения, противоречащие этим названным только что суждениям, утверждения oбщeoбязaтeльныe, объективные, доказанные, т. е. научные?

Их нет и не может быть по существу, потому что все эти положения касаются сущностей, которые лежат вне компетенции науки, а не явлений, которые ей доступны.

www.mirvboge.ru  

www.gazetaprotestant.ru  

Добавить комментарий