Протестанты на пути к консолидации.

В 2013 г. французские реформаты и лютеране создадут Объединенную протестантскую Церковь Франции

Павел Верин, по материалам французской прессы

 

Реформаты и лютеране, составляющие ядро традиционного французского протестантизма, решили создать в 2013 году Объединенную протестантскую Церковь Франции. По мнению обеих сторон к настоящему времени все теологические разногласия, препятствовавшие лютеранско-реформатскому соглашению, сняты. К настоящему моменту уже практически не остается нерешенных принципиальных вопросов, мешающих объединению этих двух ветвей главного протестантского течения Франции.

Движение к объединению реформатских и лютеранских церквей во Франции было начато 4 года назад и должно завершиться на учредительном Синоде, который планируется провести в Лионе весной 2013 года. В январе, на совместном Синоде Реформатской Церкви Франции и Евангелической Лютеранской Церкви Франции, был пройден символический рубеж – принято решение о создании новой деноминации.

220 делегатов синода согласились с новым названием: "Объединенная протестантская церковь Франции" (l’Eglise protestante unie de France). Еще его можно переводить как "Единая протестантская Церковь Франции". Однако ни то, ни другое наименование не будет правильно отражать реальное положение дел во французском протестантизме, поскольку еще существует течение евангельских церквей, которые несколько месяцев тому назад объединились и сформировали собственный Национальный совет евангельских общин Франции.

На Синоде было решено создать единую для реформатов и лютеран комиссию по священническим служениям, которая будет заниматься рассмотрением кандидатур будущих пасторов. В положении реформатских или лютеранских пасторов различия, конечно, останутся, но у них будет одинаковый статус, одинаковое жалование и одинаковая церковная поддержка. Однако шаги к сближению не будут сопровождаться уничтожением и стиранием всех обрядовых и других различий, особенностей и акцентов служения каждой из традиций. Делегаты Синода говорили о необходимости соблюдения этих традиций даже тогда, когда в теологическом плане единство будет считаться достигнутым. Например, лютеранские и реформатские обряды причастия очень отличаются, и эти отличия должны быть сохранены.

Процесс создания союза Реформатских и Лютеранских Церквей идет на институциональном уровне, о чем свидетельствуют приходские верующие, как реформаты, так и лютеране, выражающие свою точку зрения по вопросу об объединении. Хотя оба течения и развивались отдельно еще с истоков Реформации, новый протестантский альянс под названием "Объединенная протестантская Церковь Франции", как представляется, не вызовет большого волнения ни в рядах сыновей Кальвина, ни у сыновей Лютера.

"Большинство наших верующих даже удивлено, что этого еще не произошло", – говорит пастор Ж. Машаберт, который объезжает лютеранские и реформатские приходы восточной Франции для газеты "Протестантские слова", в которой сотрудничают обе Церкви. "Уже длительное время наблюдается взаимодействие Церквей на уровне личностных связей и географических перемещений верующих", – объясняет лютеранский пастор Монтбельяра.

Фактически в течение нескольких лет пасторы готовятся в одних и тех же учебных заведениях и могут служить как в той, так и в другой Церкви. Многочисленны совместные заявления и действия, совместными являются служба зарубежной миссии, посылающая добровольцев за границу ("Defap"), и движение скаутов.

"Лютеране иногда нам слишком напоминают католиков"

"Мы очень близки со всех точек зрения, но мы собираемся так или иначе сохранять в наших приходах собственные отличительные черты", – отмечает Б. Вейе из Реформатской Церкви. "Главное – сохранение верности великим принципам Реформации: безусловному авторитету Писания и спасению лишь милостью Божией".

Конечно, различия у французских лютеран и реформатов есть, и они проявляются. Главное из них связано с литургией. "Мы придаем большее значение торжественности, набожности, священному, – детализирует лютеранский пастор Ф. Кальтенмарк. В наших церквях вы часто встретите облатку, а не хлеб, алтарь, а не святой престол, представления, посвященные Деве Марии". "Лютеране иногда нам слишком напоминают католиков, – подсмеивается, со своей стороны, Л. Берло, реформатский пастор. Они слишком привязаны к внешним обрядовым признакам, таким как знак креста, стихарь, распятие, тогда как я больше ценю реформатские строгость и простоту". Есть и проблемы различного понимания таинства Евхаристии. "Лютеране считают, что Христос присутствует в хлебе и вине, – продолжает Л.Берло, – для меня же это присутствие является духовным, а не материальным".

"Наши различия это интеллектуальные конструкции"

Беспокойство по поводу опасности утраты собственной идентичности особенно характерно для Парижа, где конфессиональные отличия более заметны. Лютеранская церковь Парижа продолжает исторически считать себя "самой близкой к лютеранству чистых истоков". В целом, как реформаты, так и лютеране не склонны рассматривать эти отличия как непреодолимые для объединения, хотя они существуют до сих пор не только между деноминациями, но даже внутри каждой из Церквей. Например, со времени своего создания в 1938 г. Реформатская Церковь Франции остается объединением различающихся между собой течений.

"Для меня наши различия являются лишь интеллектуальными конструкциями, обоюдными недопониманиями. Существует лишь единственная протестантская Церковь", – утверждает Х. Годрон, лютеранин немецкого происхождения, более 10 лет посещающий один из реформатских приходов Парижа.

Для 39-летнего лютеранина Ф. Дегранжа различия в конечном итоге представляются меньшими между лютеранами и реформатами, чем между сельскими жителями и городскими, у которых "еще сохраняются живые силы". "У нас одинаковая проблема: уменьшение числа прихожан и финансовых поступлений", – отмечает он.

"Протестанты должны быть более заметны в обществе"

Верующие реформаты, супруги Монин, пенсионеры из Фонтенбло, двадцать два года посещали церковь лютеранского прихода, где они крестили и своих пятерых детей. "Поначалу это не было для нас очевидным, поскольку в то время Лютеранская церковь гораздо решительнее утверждала свои особенности. Мы чувствовали себя несколько "ущемленными" на фоне лютеранского богатства. Были у нас и долгие дискуссии с нашим пастором о смысле Евхаристии, но в моих глазах таинства лишь подпорки, помогающие нам жить вместе". По их мнению, Объединенная церковь придаст "больший вес лютеро-реформатскому протестантизму" и позволит добиться "значительно большей заметности протестантов в обществе".

Новые тенденции

Процесс унификации во французском протестантизме происходит в русле общемировой тенденции развития объединительных теологических процессов в Лютеранской и Реформатской Церквях. Движение к унификации отмечается и в других странах мира, в том числе и среди других протестантских, в частности Евангельских церквей. Аналогичные тенденции прослеживаются в рамках крупной Евангелической Церкви Германии (EKD), а также между лютеранскими и англиканскими церквями.

Однако, одновременно с центростремительными тенденциями во французском протестантизме развиваются и другие тенденции, о которых и лютеране и реформаты говорят менее охотно. Дело в том, что оба эти объединения протестантских церквей уже несколько лет подряд теряют своих верующих. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы увеличить их число (в частности, благодаря и новым обращенным) путем более эффективного управления церквями за счет выделения гораздо больших средств на евангелизацию, как это уже делают евангельские христиане.

Число верующих у французских лютеран и реформатов невелико. Реформатская церковь – это 110 тысяч семей и 441 объединение. У Лютеранской Церкви 35 тысяч членов, 41 пастор и 52 объединения. Некоторое уменьшение числа верующих этих протестантских церквей Франции соответствует той же тенденции, с которой сталкиваются другие христианские церкви Европы и Америки, в том числе государственные протестантские церкви, как, например, в Швеции или в Германии.

В то же самое время во Франции, как и во всем мире, Евангельские Церкви, являющиеся теологически более ортодоксальными, но зато менее институциализированными в своей деятельности, переживают пусть и небольшой, но достаточно выраженный рост. Активность евангельских христиан часто служит вдохновляющим примером для других лютеранско-евангелических церквей.

Интересно отметить, что евангельские общины также переживают тенденции, направленные на поиск и создание новых форм сближения и совместной деятельности с другими протестантскими конфессиями. Так, Национальный совет евангельских общин Франции (CNEF), созданный летом 2010 года, объединил почти 70% верующих различных евангельских церквей Франции.

На международном уровне евангельские церкви продолжают объединяться в рамках действующего Всемирного евангелического альянса. Альянс расширяет свои контакты и инициирует диалоги с другими церквями. Возможно, в данном случае речь идет о новых формах движения к христианскому единству, которое еще не может назвать своего имени, но которое, тем не менее, хочет быть услышанным на международной арене.

Трудно отделить этот феномен от общего контекста объединительного демарша лютеран и реформатов. Можно ли делать вывод о начавшемся исцелении от главной беды протестантизма, его болезненной тенденции к бесконечному делению? Выводы делать рано. Но факты есть факты, их нет смысла ни отрицать, ни замалчивать. Возможно, вышеописанные тенденции развития основных течений протестантизма приведут к новым формам единения для их совместного служения Богу.

"Послушай, Бог нам говорит…"

Инициатива, названная "Послушай, Бог нам говорит…", – это совместный демарш, предпринятый Реформатской и Лютеранской Церквями Франции. Цель этой инициативы в том, чтобы помочь верующим "вновь обрести соль, сердце жизни Церкви и ее миссии". По словам Л. Шлюмбергера, нового президента Национального совета Реформатской Церкви Франции и основателя этого движения "Церковь – это прежде всего не организация, но, как подчеркивал Кальвин, место, где Слово Божье слушается и возвещается". Данная инициатива была ориентирована на сближение и подготовку к формированию единой Церкви. "Как мы вместе будем свидетельствовать о нашей вере? Что мы будем говорить людям, которые не знают Иисуса Христа?", – спрашивают протестантские пасторы.

Лютеранско-реформатский проект зиждется на трех пунктах: библейское чтение, углубленная духовность и обновленное свидетельство. Предлагаемые методы многочисленны: культ, катехизис, евангелизация, диалог с миром культуры и искусства, экологическая сфера, межрелигиозные и экуменические контакты, социальная деятельность…

"Мы слышим Бога тогда, когда мы слушаем его вместе с другими"

"Мы убеждены, что восприятие Слова Божия эффективнее в группе, – утверждает пастор Л. Шлюмбергер. — Мы слышим Бога, когда мы слушаем его вместе с другими. Рядом с нашими современниками, а не напротив них или над ними". Инициатива "Послушай! Бог нам говорит…" будет реализовываться с 2011 по 2013 годы и достигнет кульминации в праздник Вознесения в 2013 году.

 

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=82663

www.mirvboge.ru

 www.gazetaprotestant.ru      

Добавить комментарий