Русские христиане в Америке

Юлия Вдовина

 

О чем заботятся эмигранты на новой Родине? Только ли о том, как получше устроиться в жизни, купить дом, машину… Оказывается, русскоязычные эмигранты США своей первоочередной задачей избрали сохранение русского языка и культуры. Об этом «Протестанту» рассказал президент Ассоциации славянских иммигрантов Василий Васильевич Ступин.

По разным оценкам в настоящее время в США проживает около 11 миллионов жителей, имеющих право называть себя славянами. Это не только русские, украинцы, белорусы, но также поляки, чехи, словаки, болгары и другие, — всего тринадцать национальностей. Исторически так сложилось, что Америка всегда отдавала предпочтение иммигрантам-протестантам. Например, в советские времена разрешение на переселение в США получали евреи и протестанты разных деноминаций. Поэтому на сегодняшний день до 90-95% иммигрантов-славян из СССР — это протестанты. Они и составляют основу американской Ассоциации славянских иммигрантов, которая была создана в 1996 году.

 Среди многих направлений работы Ассоциации главными являются: сохранения родного языка и культуры, сохранение и утверждение христианских ценностей как образа жизни, а также объединения церквей в вопросах защиты гражданских прав и свобод славянского населения США.

 Если с первым пунктом все более-менее понятно (славяне все-таки!), то какое отношение второе и третье направления работы имеют к светской организации? Дело в том, что протестанты— иммигранты объединились в США в христианские союзы, в основном, баптистские и пятидесятнические. Ассоциация активно сотрудничает с союзами и церквами по распространению христианской морали и утверждению христианских принципов как образа жизни. Кстати, о существовании в США такого объединения как евангельские христиане Василий Васильевич даже не слышал. Но после его недавнего визита в Москву и личного знакомства с руководством ВСЕХ, Ассоциация начнет устанавливать контакты и с американскими евангельскими христианами

По инициативе Ассоциации практически при каждой славянской церкви в США были созданы школы по изучению родного языка. Со временем пришло понимание, что необходимы общеобразовательные школы, которые получили бы лицензию на соответствующую деятельность. Слава Богу, что в славянском братстве есть такие христиане, как Александр и Елена Солодянкины из города Споукэн, штат Вашингтон. Несмотря на огромные трудности (процесс сертификации занимает от одного до трех лет), они продолжают трудиться над созданием общеобразовательных сертифицированных школ.

В этих школах основной язык преподавания — английский, но для сохранения культуры и языка в программу включены ежедневные уроки по родному языку и литературе. Это очень важно для славянских евангельских общин, желающих, чтобы молодежь оставалась в церквах, где богослужебные собрания ведутся, в основном, на родном языке.

Недавно русско-украинский союз евангельских христиан-баптистов США отметил свое девяностолетие. И все это время союз остается верен русскому и украинскому языкам. Правда, в последние годы в некоторых церквах (их пока немного) молодежное служение ведется на английском языке. Василий Ступин считает это следствием недостаточного внимания пресвитеров к вопросам сохранения родного языка, а главное, отсутствием учебной литературы. Сегодня дети иммигрантов-славян, даже те, кто свободно говорит на английском и родном языках, с трудом читают и пишут на языке своих предков, а, зачастую, вообще не могут ни читать, ни писать.

Президент Ассоциации славянских иммигрантов уверен: настало время обратится к российскому и украинскому правительствам с просьбой о помощи в написании учебников по изучению языка для молодой иммиграции. Славянская молодежь Америки живет в другой культурной и языковой среде и нуждается в другой методике обучения родному языку. Эти и многие другие вопросы стали поводом для встречи Василия Ступина с руководством Международного Совета российских соотечественников в Москве.

Василий Васильевич пригласил специалистов из института русского языка им. А.С. Пушкина приехать в США, погрузиться в среду, провести семинары с преподавателями русских школ, собрать материалы необходимые для написания учебников.

Еще одна задумка Ассоциации — преподавать историю России и Украины в школах хотя бы факультативно. Сегодня существует большой выбор учебников по истории, особенно по истории современного периода, которые противоречивы в оценке важнейших событий. Ступин говорит, что «нашим детям в Америке важно не раздоры преподавать, а дать понимание о родине их родителей, ее возникновении и историческом развитии».

 Ассоциация готовит предложение о проведения референдума по реорганизации системы школьного образования, суть которого заключается в том, чтобы дать родителям право получить ваучер на сумму соответствующую материальным затратам государства на обучения конкретного ученика. Это даст возможность родителям выбрать школу для обучения своего ребенка (в том числе, и частную христианскую) и ваучером оплатить обучение.

Еще одно из важнейших направлений деятельности Ассоциации — сохранения христианских ценностей. Василий Ступин рассказывает: «Мы постоянно ведем дискуссии, публикуем статьи, выступаем против однополых браков. Вместе с другими общественными организациями собираем подписи и проводим митинги протеста. В США голос каждого избирателя для конгрессмена или сенатора имеет значение, и они внимательно следят за мнением своего электората (выборщиков) по тому или иному вопросу. У наших соотечественников почти нет опыта при выборе методов протеста. Кроме того, некоторые пасторы негативно относятся к подобным акциям, называя это «политикой». Но как только вопрос касается члена конкретной церкви, который нуждается в общественной поддержке, то действия «политические» становятся делами доброго Самарянина.

Ассоциация выступает против однополых браков в штатах, где хотели узаконить это право. Наиболее острая борьба за голоса избирателей развернулась в Калифорнии. Противники легализации однополых браков и большинство калифорнийских избирателей проголосовали против этого закона.

В Вашингтоне правительство штата весной этого года уровняло права «супругов» из однополых «семей» с правами супругов, состоящих в традиционном браке. На защиту семейных ценностей поднялись верующие штата. Были собраны более ста тридцати тысяч голосов, необходимых для проведений референдума, который состоится в начале ноября.

 Третьим направлением деятельности Ассоциации, равнозначным с остальными двумя, является укрепление рабочих контактов и наведения мостов между церквами разных деноминаций, что непросто из-за возникающих противоречий и разделений. Некоторые пасторы или даже руководители объединений неохотно идут на деловые контакты, необходимые для решения вопросов значимых для всей славянской диаспоры. «Слава Богу, что меня принимают во всех христианских деноминациях, представляют кафедру для проповеди Слова Божия и участия в обсуждении возникших сложных ситуаций», — рассказывает Василий Васильевич.

Василий Ступин выступает за долгосрочные отношения с христианскими союзами и объединениями, говорящими на английском, испанском, корейском и любом другом языке, ведь в процентном отношении в США славян недостаточно, чтобы остановить принятие законов, противоречащих Библейским принципам и христианской морали.

Признание Василия Васильевича Ступина разными конфессиями США особенно интересно тем, что христианином он стал не так давно — в 1993 году. Его мама из семьи молокан. Но сын вырос в СССР и, естественно, искренне верил в коммунистические идеалы. Он сделал головокружительную партийную карьеру. Благодаря занимаемому положению знал многие неприглядные факты из жизни некоторых руководителей-коммунистов, но считал, что в партии, где 18 миллионов членов, есть и «примазавшиеся». Когда Советский Союз рухнул, Ступин впал в депрессию. К тому моменту все его сестры давно эмигрировали в США, звали к себе и маму. Пожилая женщина сказала сыну: «Без тебя не поеду!» Ему было уже все равно, и ради матери согласился на переезд. Мама не однажды мечтала: «Сынок, вот придешь в церковь, уверуешь, и начнется новая жизнь», но сын только горько улыбался. Василий Васильевич приехал в Калифорнию. В первое же воскресенье вся семья Ступиных (жена и двое сыновей, третий остался в Москве) и его мама пошли в церковь. Пожилая женщина, как старица, представила своих родных (как там это было заведено), и все подумали, что Василий Васильевич — покаявшийся христианин. Он начал изучать Библию в воскресной школе для взрослых, разбирал Слово Божье, задавал вопросы. Настолько ревностно во всем участвовал, что месяца через три ему позвонил пастор:

— Брат Василий, не могли бы вы подготовить и сказать проповедь в ближайшее воскресенье?

— Могу. Только я же не член церкви, — ответил Ступин. — Так вступите когда-нибудь, главное, что вы — член поместной церкви в России. — Да нет, я же еще не покаялся. Повисла пауза… — Извините, — и пастор положил трубку. Служитель растерялся от услышанного и не нашел слов для ответа. А в воскресенье подошел к Василию и стал расспрашивать: «Как же так, вы же так хорошо все объясняете…»

Своим духовным учителем Василий Васильевич считает Василия Даниловича Бондаренко. По несколько часов в день они разбирали Библию. Братья до сих пор общаются, хотя разъехались по разным городам. Ступин два года ходил в церковь прежде, чем покаялся. Он уже даже искал покаяния, но не было позыва выйти перед всей церковью и обратиться ко Христу. Василий Васильевич молился, вопрошал Господа, искал ответа, а потом понял, что дело в его гордыне. Он был заметным человеком в России, имел высшее образование и на членов церкви смотрел свысока. Тогда Василий стал искать самую унизительную, с его точки зрения, работу. Жена ничего не могла понять. Но Ступин был тверд в своем решении. Проработал он там четыре месяца. Это была его Голгофа, как он сам говорит. А когда понял, что может выполнять качественно и такую работу, не раздражаясь и не обижаясь на хозяина за его придирки, вдруг почувствовал, что Бог смирил его гордыню. Ступин уволился.

Вскоре после этого в церкви отмечали Пасху. Василий Васильевич ожидал, что тут-то он и покается. Но ничего не произошло. На вечернем богослужении не может объяснить, как оказался возле кафедры: «Если просмотреть церковное видео того времени, то это было образцово-показательное покаяние: я до сих пор не могу сдержать слез и благодарен церкви, которая почти час слушала меня: я плакал, каялся, плакал, каялся. К концу моего покаяния на подиуме не было места — больше двадцати человек вышли на покаяние. В том числе, и моя жена. Таким сильным было присутствие Духа Святого». Сейчас и жена, и дети — все верующие. Сын в Москве называет себя православным, но отец считает, что ему еще далеко до возрождения, и молится за него. Другой сын в Америке учится в университете. Третий отслужил в армии, выучился, несет дьяконское служение в церкви. Когда у него родилась дочь, попросил родителей помочь — посидеть с малышкой, молодые не могли оставить работу. Ступины согласились. Попросили благословения у церкви и поехали. После родилась вторая внучка и вместо года старшие Ступины рядом с сыном уже четыре года. На новом месте недалеко от детей купили дом. Жена Василия Васильевича присматривает за внуками, а он колесит по стране, — его работа предполагает много разъездов.

В конце беседы Василий Васильевич сказал: «В Америке не все идеально. У нас много разногласий, некоторые рвутся руководить. Но это не повод для того, чтобы сложить руки и ничего не делать. Мы продолжаем строить. Мы хотим, чтобы нас понимали и принимали посредством живого диалога. Мы готовы к конструктивному разговору. Возможны споры в рамках братского общения. Но, когда начинается навешивание ярлыков и обидные высказывания, ничего братского в этом нет. Это далеко от того, чего хотел Христос. Сказано ведь: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).

 

www.mirvboge.ru

 www.gazetaprotestant.ru      

Добавить комментарий