ВЕРА ВАРАКА И ДЕВОРЫ

В.Я. Канатуш 

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повест­вовать… о Вараке… и других пророках, которые верой… творили правду, получали обетования,.. были крепки на войне, прогоняли полки чужих.

Евр. 11:32-34

Обосновавшись в Ханаане и твердо установив свое господство в давно желанной земле, евреи приступили к осуществлению предписанного Моисеем богоправления. Так началась полная драматизма эпоха их истории, эпоха судей. Судьи — были особо избранные вожди народа, которые поддерживали Израиль в вере отцов, когда он уклонялся от истинного пути и начинал поклоняться идолам соседних племен. Они также спасали его от вторжений филистимлян и других враждебных народов.

Из судей, период которых продолжался около 350 лет (1450-1100 гг до Р.Х), наиболее замечательны Гофониил, Варак с пророчицей Деворой, Гедеон, Иеффай, Самсон и Самуил.

Судьи Израиля жили во времена формирования его как нации и государства. Это были хотя и героические, но трудные времена — времена величайших бедствий и тяжелейших конфликтов евреев с окружающими народами, времена внутреннего смятения и национального позора. Автор книги Судей с печалью отмечает: «В те дни не было царя у Израиля. Каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6).

В то время в Израиле отсутствовало организованное управление, часто царила все­общая анархия. Как в социальной, так и в религиозной жизни не было подъема. Между израильскими коленами не было полного единства, иногда возникала вражда, выли­вав­шаяся в междоусобные войны. Кроме того, отдельные колена в северных рай­онах Ханаа­на вели более кочевой образ жизни, переходя с места на место; в южных, успокоившись от войн по завоеванию земли, бездействовали и пребывали в каком-то сонном равнодушии. Таким образом, народ был разобщен, обессилен внутренними распря­ми и духовно неустой­­­чив. Его несчастья и бедствия, изложенные в книге Судей, были в какой-то степени повторением скорбей евреев в египетском рабстве, только это было уже рабство в земле их свободы в наказание за грехи и непослушание Господу.

Но Бог не оставлял Своего первенца совсем. Хотя и проводил его через испытания и наказания, но периодически Он пробуждал отдельные души, призывал их в качестве судей и избавителей народа от допущенного Им гнета. Одновременно с пророческой миссией эти избавители несли и служение на общественном поприще, которое зачастую было предпочтительнее и считалось важнейшим. Исключение составляли Девора и Самуил.

Казалось, этот период не мог родить героических личностей. Но они все же родились! Бог намечал их задолго до выхода на общественное поприще. Это были самые обычные люди, каких много жило в Израиле и какие есть и у нас. Но от всех их отличало то, что они не могли смириться с бедствием своего народа и активно выступали за его освобождение, когда их призывал Бог. Героизм их веры заключался не в том, что они были исключительными, идеальными людьми, а в том, что, несмотря на свои немощи и недостатки, израильтяне в трудные времена явили Богу верность и в определенный час смогли стать Его орудием. Верой и силой Божией они смогли преодолеть и свои недостатки, и тиранический гнет поработителей.

Самое трагическое, что произошло тогда с Израилем, — это его частое отпадение от Бога и смешение с господствующим идолопоклонством окружающих его племен. До тех пор, пока жили Моисей и Иисус Навин, выдающиеся вожди, сильные и преданные Богу люди, которые неумолимо проводили строгие, установленные Богом законы и мероприятия, ограждавшие стан от проникновения сатанинских властей, Израиль оставался верным Господу и находился на высоте положения. Эти вожди понимали, что только пребывая в истине и соблюдая Закон, народ может быть чист, свят и защищен от посягательств духов тьмы, от всех бедствий и поражений. Но как только они отступят от Бога и Его истины, силы тьмы хлынут в стан и наведут на него бедствия и мрак, чтобы его поработить. Вот почему Моисей и Иисус Навин крепко держали духовную дисциплину в стане, оберегая Израиля от языческих культов идолопоклонства, всех видов оккультизма и всяческих извращений язычества (Вт. 18:9-15; И.Нав. 24:14-24). Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Особенно в духовном плане. И мы тоже должны понимать это.

Но то, от чего вожди предостерегали свой народ, случилось после их отшествия. Когда умерли эти великие мужи веры, сыны Израилевы стали отступать от Бога, подвергаться воздействию различных культов Ханаана и очень скоро оболь­сти­лись поклонением языческим божествам. Да и отцы их не изгнали до конца всех хананеев, и эти хананеи служили для них преткновением (Вт. 32:15-18). Псалмопевец сетует: «Не истребили народов, о которых сказал им Господь; но смешались с язычниками, и научились делам их. Служили истуканам их, которые были для них сетью…» (Пс. 105:34-40).

Вера в Иегову, Бога Израилева, в еврейском народе в то время оскудела. Свет откровения угасал как в жизни отдельных людей, так и в истории всего общества. В сознании и представлении народа Бог Израиля был низведен до уровня других национальных покровительствующих божеств соседних племен. И в религиозной жизни израильтяне стали жить двойной жизнью: они приносили жертвы Иегове и в то же время вопрошали Ваалов Ханаана. Когда их постигали суды и наказания для их вразумления, они взывали к Богу, но более искали политического и общест­венного избавления, чем нравственного очищения и обновления сердца. Народ нуждался в покровительстве Божием, но не проявлял к Нему ни преданности, ни веры, ни любви.

Такова печальная действительность тех дней.

Но печальнее всего то, что грех, в который впадал Израиль, Бог расценивает, как поклонение сатане и общение с бесами (Пс. 105:37; 1Кор. 10:19-21). В таком свете идолопоклонство выглядит, как страшное преступление перед всесвятым Богом, вызывающее Его гнев и возмездие. Это предупреждение и для нас, чтобы мы бодрствовали, стояли на страже своего сердца и ни в чем не давали места диаволу (Еф. 4:27). Через пророков Ветхого Завета и особенно через Евангелие Иисуса Христа идолопоклонство было разоблачено и грубые его формы отвергнуты и вытеснены из сознания многих народов. И все же оно сохранилось до наших времен, только обрело более утонченные и многочисленные формы.

В ту эпоху, когда Израилем управляли судьи, положение было трагическим. Вместо того, чтобы быть светочем для народов, научать их истинному богопочитанию, евреи сами заразились грехом идолопоклонства и свои неразрешенные задачи подменили культовой жизнью хананеев. Какой позор! И неудивительно, что гнев Божий приводил их в чувства. Увещательные слова Моисея потрясающим образом исполнились над ними (Вт. 32:19-25). Книга Судей открывает несколько случаев отпадений Израиля от Бога и уклонение его в идолопоклонство. И после каждого отпадения, когда сердца евреев прилеплялись к идолам и им грозило духовное умирание, Бог предавал их в руки врагов. Стеная от тяжелого угнетения, они отвращались от идолов и искали лица Божия. Так, от падения к падению, они проходили Суд за Судом, но и милость за милостью, и потому не исчезли.

Отцы Церкви видят в испытаниях, постигавших ветхозаветный Божий народ, образ борьбы, которую душа ведет за обладание истинной «Землей Обетованной» — Небесным Ханааном.

Перед нами главы 4 и 5 книги Судей, где рассказывается о героической вере Варака и пророчицы Деворы. Эти имена в Писании стоят рядом, потому что дело, которое они совершили, было обоюдным делом их веры. Как сообщает Библия, по смерти Аода израильтяне за свои беззаконные дела были преданы в руки ханаанского царя Иавина, жестоко угнетавшего их в течение двадцати лет (Суд. 4:1-4). Резиденция Иавина находилась в городе Хацоре (Асоре), на запад от озера Мером (И.Нав. 11:4-5; 4Цар. 15:29). Хананеяне были хорошо вооружены: они имели 900 железных колесниц и способного военачальника Сисару и крепко устрашали Израиля. Свой командный пункт Сисара разместил в городе Харошеф-Гоиме, очень удобном страте­ги­ческом пункте. Занимая его, армия Сисары тем самым разделила израильские колена, не давая им возможности сплотиться для противостояния ему. Хананеяне на своих быстрых колесницах совершали опустошительные набеги на израильские поселения и грабили их.

Народ стенал от этого невыносимого гнета и взмолился к Богу об освобождении. Орудием его освобождения Господь избрал пророчицу Девору из колена Ефремова, которая была в то время судьей Израиля. Удивительно, что среди мужской половины общества Израилева не нашлось человека, могущего занять этот пост. Печально, когда среди мужчин не находится духовных лидеров, способных нести ответственное служение. Тогда Господь обратился к женщинам и в их среде нашел одну с высоким духом пророчицы, которую и призвал быть судьей. В дальнейшем образ Варака будем рассматривать вместе с образом Деворы. Феодорит, толкователь Писания первых столетий, утверждает, что Девора была одарена пророческим даром в обличение мужчин своего времени.

О своем высоком призвании Девора сама говорит в торжественной оде, посвя­щен­ной победе над врагами Израиля: «Не стало обитателей в селениях Израиля, не ста­ло, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле» (Суд. 5:7).

Девора была не просто судья, занимавшая административную должность упра­ви­теля народа, но была матерью людям, которыми управляла. Мать — не просто женщина, родившая детей, с любовью и самоотверженностью воспитавшая их достойными членами общества. Мать — это великое звание женщины, имеющей материнский дух ко всем людям. Матерью можно назвать ту, которая является душой общества, которая исполнена сердечного участия и заботы не только к своим детям, но ко всем людям. Мать — это женщина с великим сердцем, способная на самопожертвование и служение на любом месте: в собственном доме, в своей церкви и в обществе. Есть матери, обнимающие своим сердцем весь мир. Таких в мире мало, как мало и мужчин, имеющих истинный отеческий дух. Но иметь его можно, и стремиться к этому должен каждый и каждая. Мать в Израиле, мать в христианстве, мать бедным, сирым, убогим, несчастным, нуждающимся в тепле человеческого сердца, и просто чуткость, простертая к любому человеку, — что может быть выше этого? А в материнском сочувствии и теплом слове люди нуждаются больше, чем в правителях и судьях.

Именно такой матерью и была Девора в своем народе.

О, если бы все матери сегодня понимали свое высокое призвание и достойно выполняли свой материнский долг, тогда, наверное, не было бы на земле столько осиротевшей, одинокой, бунтующей и разложившейся молодежи. И с другой стороны, если бы дети всегда прислушивались к материнским советам и наставлениям, пути их были бы намного чище, прямее, а жизнь — более устроенной. Настоящая мать старается передать ребенку не только молоко из своей груди, но и свою душу, и здоровые нравственные начала. Мать закладывает в его душе истинное познание о Боге, о правде, о святой жизни, о добре и зле и о многих других вещах, которые человеку нужно хорошо знать, чтобы не сбиться с пути.

Девора была матерью в Израиле в полном смысле этого слова — матерью не только рожденным ею детям от мужа своего Лапидофа, но и всем сыновьям и дочерям Израилевым. Она с материнской заботой и любовью пеклась о духовном и мате­риальном благополучии своего народа. Как пророчица, Девора непосредственно соприкасалась с престолом Божиим, получая оттуда силу и откровение и оказывая духовную помощь людям. К ней приходили на суд разрешать свои проблемы, лечить свои раны и боли. Она передавала им волю Божию, старалась отвратить их от идолопоклонства и управляла народом по правде и справедливости.

Израильтяне стенали под тяжелым бременем угнетения. Но еще более они томились от того, что не видели вождя, который вступился бы за них, сплотил рассеянные силы их колен (особенно в северной части Ханаана) и возглавил военный поход против Иавина, чтобы сбросить его иго. В своем бессилии они воззвали к Господу, и Господь послал им избавление в лице Варака и Деворы.

Когда читаешь книгу Судей, создается впечатление, что Девора стоит на первом месте, а Варак — на втором. Но фактически дело, которое они сделали, требовало участия обоих; и Девора сыграла в нем духовную роль, а Варак — практическую. Благодаря своей вере он выдвинулся на передний план, что подтверждает и Новый Завет.

Безусловно, Девора, пророчица и судья Израиля, — самая значительная фигура среди судей того периода, кроме Самуила. «Моисей дал народу закон, Иисус Навин — родину, а Девора — общую песнь» (Я.Крекер). Это важное дело — давать порабощенному, угнетенному народу ободряющую песнь, поскольку песнь вдохнов­ляет, разгоняя тьму. Она — одно из сильных оружий в борьбе против духовного врага. Девора как мать в Израиле понимала это, так как была женщиной с большим кругозором и великим сердцем. Духовно она высоко поднялась над бедами своего народа и видела вещи, которых не видели ее братья. Она обладала пророческим оком и священнической душой и очень страдала за свой народ. Занимая пост судьи, Девора была близка всем израильтянам, приходившим к ней на аудиенцию, находившуюся под пальмой, которую прозвали в ее честь «Девориною», на горе Ефремовой, между Рамой и Вефилем.

Девора вовремя уловила тот момент, когда настало время освободить Израиля. Это был час крайнего бедствия и позора ее народа, сердца которого повернулись к Богу. Она ходатайствует перед Богом, и Он повелевает ей «воззвать к знаменам Израиля». Она обращается к Вараку, сыну Авиноамову, из колена Неффалимова (Суд. 4:6) и поручает ему возглавить военный поход против поработителей. В своей песне позже она запишет: «Воспряни, воспряни, Девора, воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! и веди пленников твоих, сын Аминоамов!» (Суд. 5:12). Так сам Дух Святой взывал к рассеянным овцам дома Израилева.

Девора воспрянула, а вместе с ней восстал и Варак, поведший «пленников» на решительную борьбу за свое освобождение. Благодаря Деворе и Вараку воспрянул, пробудился, очнулся от беззаконий и народ, встав на свою защиту. В народе всегда есть верные Богу люди. Хотя нам их не видно, но Бог Своим всепроницающим оком видит и знает их. Казалось, откуда взяться в Израиле воинственным людям? Но когда раздался клич, тех, кто владел мечом, набралось десять тысяч. Нашелся для них и предводитель, кото­рый повел их на битву. Необходимо было только пробудить в них дремлю­щие силы и угасшие надежды, окрылить их дух, открыть им новые перспективы и направить взор их на всемогущего Бога. Это было достигнуто через пламен­ный клич матери в Израиле: она воззвала к разрозненным коленам, сообщила им волю Божию и вдохновила на борьбу. Это говорит о ее большом авторитете в народе. Она призвала Варака, которого Бог избрал в воена­чаль­ники, и поручила ему мобилизовать войско из десяти тысяч человек, чтобы вступить в сражение против поработителей и сбросить их иго.

Хотя Девора и была судьей Израиля, но она сама не могла возглавить войско. Ей, женщине, эта задача была не по плечу. Мало иметь пророческий дух, учить, наставлять, просвещать народ. Надо суметь и защитить его. Поэтому потребовалась сильная и твердая мужская рука, способная организовать и повести за собой воинов, чтобы сразиться с таким жестоким и опытным противником, как Сисара. Так рядом с Деворой становится Варак, умелый и храбрый предводитель войска.

При этом заметим замечательную черту Деворы, истинно святой и богобоязненной женщины: она понимает, что во главе дела Божия должны стоять мужи, облеченные властью от Бога, а ей, женщине, подобает оставаться на своем месте, быть «помощницей», как и определил Господь от начала. Это не просто ее скромность, но это дух истинного благочестия, понимание своего долга и своего места. Девора ясно отдает себе отчет в том, что не женам, а мужам Бог доверил руководящую роль в обществе, особенно в деле Божием и тем более в военном. Для этого Господь наделил мужчин силой и способностью воинствовать, держать в руках меч. Девора же, хотя и женщина и считается «немощным сосудом», но совершала в Израиле великую миссию судьи, неся на своих плечах нужды всего народа, что должен был бы выпол­нять кто-то из мужчин . Идти же впереди войска она решительно поручает Вараку.

Что представлял из себя этот человек до того, как был призван Богом, из Писания не видно. Известно только, что род его незнатен и колено его незначительно, и сам он ничем особенным не отличался. Но при всем этом именно его избирает Господь быть освободителем Израиля. Почему? Потому что Бог смотрит не на родословную человека, не на его способности или заслуги, а на его сердце. Сердце же Варака было преисполнено веры, любви и преданности Господу. Он был смелым и храбрым вои­ном, ревновавшим за свой народ, за дело Божие, и готов был доказать это на деле.

«Как Священное Писание, так и история Церкви подтверждают, — пишет Освальд Зандерс, — что если Бог находит человека, отвечающего его духовным требованиям и готового заплатить полную цену за свое ученичество, то Он воспользуется этим человеком до крайнего предела, несмотря на его явные слабости».

Такого человека, несмотря на его некоторые слабые стороны, Бог нашел в лице Варака, благословил и настолько использовал его, что Варак удостоился стать одним из национальных героев Израиля. Само имя «Варак» означает: «блеск, молния». Когда Девора призвала его возглавить армию, он немедленно откликнулся. Не все, однако, способные к войне, приняли горячее участие в военном походе. Из гимна Деворы видно, как некоторые из колен уклонились и не поддержали своих братьев. Одни проявляли нерешительность, равнодушие, другие занимались делом постыдной наживы. А Варак ни на минуту не усомнился в важности своей задачи, поверил слову Господа и послушался голоса Деворы.

Правда, он не решался идти в поход один, без нее. На ее призыв он ответил: «Если ты пойдешь со мною, пойду, а если не пойдешь со мною, не пойду» (Суд. 4:8). Некоторые в этих словах усматривают его малодушие или страх. Но более точный перевод с подлинника несколько проясняет смысл его слов: «…потому что я не знаю того дня, в который Господь пошлет мне Своего Ангела». Из этих слов следует, что Вараку, сугубо военному человеку, не хватало способности духовного видения. Он вынужден был довериться пророческому видению Деворы, поэтому и приглашает ее с собой в качестве пророчицы. Он целиком полагался на то откровение, которое она получит от Господа и в нужный час передаст ему. Только получив ее согласие, Варак обратился с призывом к народу и собрал большое войско.

Девора предсказала успешный исход битвы и сопровождала Варака в походе, чтобы его поддерживать и вдохновлять на подвиг веры. И надо сказать, делала это умело и с великим тактом. Она подала ему мудрый совет от Господа расположить военный лагерь на горе Фавор, которая являлась границей между уделами Иссахара и Завулона. Гора Фавор находилась на северо-восток от Ездрелонской равнины и была очень удобным стратегическим пунктом для военных действий израильтян.

Когда Сисара узнал, что Варак сосредоточил на горе Фавор свои боевые силы, он снарядил 900 колесниц и огромную армию. Историк Иосиф Флавий сообщает, что у Сисары было 300 тысяч пехоты, 10 тысяч конницы и 3 тысячи колесниц. И Писание говорит, что он имел «многолюдное войско» (Суд. 4:7), во много раз превосходившее силы Израиля. Свой стан Сисара расположил на одном из удоб­ней­ших для сражения мест — в Ездрелонской долине, вблизи потока Киссон, где он располагал необходимой пищей и водой для своей армии (людей и коней). Кроме того, оттуда он имел возможность угрожать израильтянам и на юг, и на север. На такой позиции можно было продержаться долго, выжидая, пока истощатся запасы у израильского войска, и оно вынуждено будет оставить свою позицию. Сисаре ка­залось, что ему ничего не стоит разбить израильтян.

Но Бог решил иначе и раз­рушил все планы хананеян. Как только Сисара занял свою позицию, Девора, по велению Господа, дала сигнал Вараку сделать молниеносный бросок. Находясь на горе Фавор и обозревая оттуда надвигающиеся орды, она, объятая Духом Господним, воскликнула: «Встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою» (Суд. 4:14).

Этот момент был очень важен для исхода битвы. В этой подсказке Деворы и нуждался Варак.

Благодаря стремительной атаке израильтян огромное войско Сисары дрогнуло, пришло в замешательство и обратилось в бегство. Колесницы из-за неровности почвы застревали в долине. Иосиф Флавий пишет, что в момент атаки поднялась сильная буря с градом и дождем, причем ветер дул в лицо хананеям и в тыл израильтянам. Все это сильно затрудняло обороноспособность ханаанских солдат. Поэтому одна часть войска Сисары обратилась к северу, стараясь скрыться в Харошеф-Гоиме, но была перебита преследовавшими их евреями. Другая часть устремилась к югу, чтобы перебраться через поток Киссон, который от дождя переполнился. Его бурные воды потопили остатки пресловутой армии Сисары (Суд. 5:19-22).

Так, в течение короткого времени, могущество Иавина было сокрушено и положен конец двадцатилетнему угнетению израильтян. Победа Варака над хананеями привела к полному исчезновению этого племени с Обетованной Земли, и в дальнейшем они больше не упоминаются в числе угнетателей Израиля. Там, где есть истинная, живая вера, где на Бога полагаются всем сердцем, Он идет впереди, как сильный ратоборец и сокрушает все силы врага, обращая его в бегство. Так вдвоем, Варак и Девора, носители веры Божией, воин и пророчица (которая по еврейскому преданию причислена к семи выдающимся пророчицам Ветхого Завета), совершили славную победу. Это была победа веры, мудрой стратегии и необыкновенной храбрости, где «народ показал рвение». Сисара с его полками, колесницами и конницей был разбит. Сам он ускакал на колеснице, а потом пеший побежал и по пути был убит кенеянкой Иаилью в ее шатре, где искал укрытия. Благодаря этой победе Израиль усилился так, что «земля покоилась сорок лет» (Суд. 5:31).

Варак и Девора с триумфом и ликованием вернулись с поля сражения. Они сложили чудесный гимн, который является шедевром древнееврейской литературы, жемчужиной поэзии. В этом блестящем произведении еврейского красноречия отражены не только исторические события, но дана их оценка с Божией точки зрения и толкование высоких истин. Фактически это гимн торжествующей благодарности Богу и прославления Его имени. Бог помог Своему народу, и Ему принадлежит победа. Эта воинственная песнь исполнена искренней любви к Нему, проникнута верой в Его обетования. В ней звучит духовный подъем народа, вместе с тем напоминается его главный грех: «Избрали новых богов, оттого война у ворот» (Суд. 5:8). Сознавая это преступление, Варак и Девора призывают начальников колен всем сердцем покаяться в нем, очиститься и обратиться к Богу, чтобы служить Ему в благоговении и чистой совести.

Чему учит нас Бог через Варака и Девору, и какой урок извлечем мы для себя?

Писание воздвигает памятник этим людям не как храбрым национальным героям, но как подвижникам Божиим в основном по двум причинам:

Во-первых, Варак и Девора жили в очень трудные времена, когда их народ бедствовал и стенал, а вождей, способных его освободить, которых Бог мог бы употребить, не было. Тогда Он воспользовался людьми с меньшими силами, которые отдали себя в Его распоряжение, и через них совершил победу.

Во-вторых, Варак — это единственный образ в Писании, когда муж Божий со­вершает блестящую победу над врагами совместно с женщиной, той, которая названа в Писании «немощнейшим сосудом» (1Пет. 3:7). Эта чудесная победа прославила Варака, мужа веры, но и Девору, жену веры, возвысила до небес. Бог показал, что даже с малой верой и немощными силами можно достичь большого результата.

Женщина, если она ходит в истине и соблюдает Слово Божие, способна оказывать влияние, как и служители Божии из мужчин. И через ее уста может говорить Бог, как Он говорил через Девору. Эта жена веры стяжала себе славу тем, что пробудила совесть своего народа, зажгла в их сердце веру и надежду. Она учила народ, потому что стояла на более высокой страже, чем ее братья. Все же она была ограничена в своих возможностях и нуждалась в муже веры, уступая ему ведущую роль. Содействуя друг другу и дополняя друг друга, Варак и Девора послужили своему народу тем даром, которым Бог их наделил. Братья и сестры, будем помнить, что Господь не возлагает тяжелых обязанностей на одни плечи, но раскладывает их поровну на всех, повелевая служить друг другу каждый тем даром, какой получил (1Пет. 4:10).

И если посмотрим теперь на новозаветную Церковь, то с кем в ней побеждает Господь? Через кого Он делает Свои великие дела? С теми и через тех, кто в этом мире самые немощные и бессильные (1Кор. 4:13). Но Он «избрал немудрое мира, что­бы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и не­знатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1:26-31).

В этом смысле Варак являет собой прообраз Иисуса Христа, Который победил мир и диавола и строит Царство Божие не с мудрыми и сильными мира сего, не с благородными и знатными по происхождению, а с простыми людьми, каких миллионы, но которые откликнулись на Его призыв (Мф. 11:25; 1Ин. 5:4).

Вместе с тем Бог открывает здесь, как Он возвеличил женщину. В Новом Завете Благодать Христова подняла женщину из подневольного состояния и наравне с мужчинами сделала ее «сонаследницей благодатной жизни» (1Пет. 3:7), равно­правным членом Царствия Божия.

Отмечая заслуги героев веры в трудный период истории израильского народа, мы должны подчеркнуть, что Библии чужд дух патриотического почитания этих героев. Если судьи, о которых идет речь, смогли помочь народу выйти из состояния внутреннего разложения или совершить победу над врагами, то это были не их личные заслуги, но это было дело Господа, Который любит Свой народ и заботится о нем.

Итак, если причиной бедствий израильского народа в то далекое время было, как правило, его обольщение и увлечение идолопоклонством, то и в наши дни различное идолопоклонство служит причиной падения многих христиан. Поэтому Апостол Иоанн писал: «Дети! храните себя от идолов» (1Ин. 5:21). Идолом для верующего становится все, что занимает первое место в сердце, отодвигая Господа на второй план. Если это происходит с нами, Господь допускает в нашей жизни трудности и борьбу, как и у израильтян при судьях.

Да хранит нас Бог от духовного идолопоклонства и да даст светлый разум и дух распознавать его в каждом отдельном случае, чтобы отвергать его.

 

http://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm

www.mirvboge.ru  

www.gazetaprotestant.ru  

Добавить комментарий