Человек после сотворения

 Калашников Юрий,  Основы христианского учения о человеке

 

Изначальным состоянием человека являлось совершенство, соответствующее духовному «образу Бога», выдохнутому в материальный компонент плоти (Быт. 2:7). Поставленные Богом цель и смысл жизни человека заключаются в знании Творца в непрерывном общении и единстве с Ним на протяжении всей вечности (Ин. 17:3). Образ Божий, Творца и  вечного Правителя вселенной, определял владычество и бессмертие человека. Данное Господом приказание (культурный мандат) относительно наполнения земли человеческим родом и управления нею (Быт. 1:26,28) открыло основные задачи, поставленные перед человеком, и засвидетельствовало о подчинённом положении человека по отношению к Богу и руководящем – в отношении остального творения, включая и общество и природу. Это руководство должно проявляться в заботе, попечении, созидании (Быт. 2:15), а не в эксплуатации и разрушении вверенного в руки человека произведения.

Неотъемлемой частью жизни человека является также общение с другими людьми, как в браке, так и в других сферах общества (Быт. 2:18; Д.А. 2:42). Мужчина и женщина были созданы равноценными, по совершенству и достоинству, но разными по функциям, как в телесном, так и в духовном отношении. То, что Ева взята от Адама, чтобы быть ему помощницей, говорит о ведущей роли мужчины в руководстве и его ответственности за выполнение возложенных на них обязанностей. Это идеальное положение супругов в семье, которое действительно, приносит в дом и всё общество гармонию и счастье.

Если бы первые люди не согрешили, то никогда бы и не умерли, так как свободно могли вкушать плоды древа вечной жизни. Очевидной поэтому является свободная воля, полученная от Бога, так как нет ничего, что могло бы помешать человеку начать делать или, по меньшей мере, планировать то, что он считает нужным. 

Для более глубокого понимания человеческой сущности необходимо рассмотреть её составные компоненты: тело, душу и дух.

Тело – רשׂב басар (евр.), σωμα– сома (гр.) материальная часть человека. Является чудным творением Бога, открывающим великую силу Его мудрости и власти (Пс. 138:14-16). Служит для проявления духовной сущности человека, как в материальном мире, так и в общении с Богом (Быт. 1:28; 2; 3). Обладает особой ценностью и потребностью в заботе, по причине того, что оно создано Богом с определённой Им целью.

Душа и дух – нетелесные составляющие человека.

Душа – שׁפנ нефеш (евр.) в Ветхом Завете слово встречается 755 раз и в переводе на русский язык ему соответствуют несколько десятков слов, наиболее часто душа и жизнь, а также желания, чувства, воля.

В Септуагинте слово нефеш переведено  как  ψυχη  психе (гр.) около 600 раз. В Новом Завете это слово имеет ряд оттенков значения, взятое в широком объёме, обозначает жизнь (Ин. 10:15, 13:37; Флп. 2:30; Лк. 14:26…), в более узком– личность отдельного человека  (Д.А. 2:41, 27:37; Лк. 12:19; 1Фес. 2:8…), в ещё более узком объёме – психику человека (Мф. 12:18, 26:38; Ин. 12:27; Лук. 1:46…).  

Во-первых, Бог является носителем души (Ис. 1:14; Иер. 15:1; Евр. 10:38). И наличие соответствующего образа Божьего и поставленных перед человеком целей и задач отличает его и ставит выше всего материального живого и не живого творения, в качественном и функциональном отношении (Пс. 8:6,7).

Необходимо отметить, что душой обладают также все живые существа, но они не несут в себе образа Божьего, поэтому их душа отличается от человеческой своими определёнными качествами (Быт. 1:20,21,24).

Дух – חור руах (евр.) встречается в ВЗ 389 раз. Одно из его значений – ветер, но необходимо учитывать, что оно употреблялось не в современном понимании движения воздушных масс, объясняемое наукой, и в частности, метеорологией, а как неконтролируемая, неведомая и невидимая сила (Исх. 10:13; Иова 1:19…). Отметим что, несмотря на серьёзные успехи учёных настоящего времени, вопросов в метеорологии, как и в других областях знания, не только не уменьшилось, но и значительно добавилось. Подобное указанному выше, следующее значение выражает действие неконтролируемого, неведомого и невидимого бесплотного, но думающего, чувствующего существа – Духа Божьего (Числ. 11:25,26; Суд. 14:6;…).

Дух человеческий – такая же внутренняя сущность, выдохнутая однажды Творцом в плоть человека, имеющая отношение к  его разуму, чувствам и действиям (Числ. 14:24; Ис. 29:24).

Кроме этого все живые существа в природе имеют дух (Быт. 6:17; 7:15; Числ. 16:22). Существуют так же бестелесные духи зла (1Цар. 16:23; 3 Цар. 22:21) и добра (Быт. 3:24). Учитывая такое многообразие духовного мира, когда мы говорим о духе, важно определиться, о каком именно идёт речь.

πνευμα пневма (греч.) – слово соответствующее ВЗ руах, в тех же значениях, но в ряде случаев с новым оттенком. Для обозначения ветра применяется слово, употребляемое только в этом смысле, «anemov»  энемос, хотя оно произошло от слова «ahr» аэр, имеющее значение неосознанного дыхания.

Дух Божий в НЗ явственно выступает как отдельная личность единого Бога. В ВЗ мы также можем видеть Святой Дух, но в несколько завуалированной форме.

Дух человеческий – второй нематериальный компонент человеческой сущности (Лук. 1:47; Д.А. 18:25). Особенная и важнейшая функция духа человека состоит в осуществлении таинственных, с непонятной для нас природой, взаимоотношений с Богом: единения (Рим. 8:16; Аг. 1:14; Гал. 6:18) или вражды, после грехопадения. Свою роль в этих отношениях играет также и душа, но через их предварительное осмысление и понимание. Это является одним из основных фактов различия духа и души, которые открываются нам в Священном Писании.

Человек представляет собой единство из трёх составных компонентов духа, души и тела (1 Фес. 5:23). Они равны в своём совершенстве, «хорош(и) весьма» (Быт. 1:31), одинаково нуждаются в заботе и сотворены для вечной жизни (Быт. 3:22) в гармоничных отношениях с Богом и всем Его творением.

Понятие םולשׁ шалом (евр.)  и ειρηνη эрини (греч.)  – мир выражают задуманное Богом состояние гармонии, баланса и равновесия в отношениях человека как с его Творцом, так и с окружающем его обществом. Это слово имеет множество смысловых оттенков, которые можно определить как: 1) гармоничные взаимоотношения с Богом и людьми; 2) физическое и духовное здоровье; 3) благополучие, процветание, успех; 4) победа над врагами или отсутствие войны. Важно помнить, что существует только один источник мира, который во всей полноте выразился однажды в своём творении и сейчас проявляется в поддержании Его порядка, – Бог «Иегова Шалом» (Суд. 6:24; Иов. 25:2). Поэтому в работе душепопечения, как и других сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с эталонами истины и совершенства, важно помнить, что идеальные образцы существуют только в Боге и становятся нам доступны через Его личное откровение в Священном Писании.

Гармонично развитая личность, добровольно подчинившая себя Богу и с ответственностью заботящаяся о своём окружении – идеальный образец, задуманный и сотворённый Создателем, представляемый нам Библией, для работы над собой и попечения о душах, вверенных служителям.

http://vcsl.dn.ua/privatedits/research/MANfr.htm

www.mirvboge.ru  

www.gazetaprotestant.ru  

Добавить комментарий