Особенности вероучения представителей основных протестантских конфессий, переезжавших на жительство в Россию.

А. Э. Алакшин

Протестантские общины, сформированные в 16-18 веках протестантами- переселенцами из Европы, сыграли значительную, но совершенно неоцененную роль в истории России, поскольку через свои институты управления помогли органам власти сформировать новый контекст взаимоотношений между различными религиозными группами и через своих представителей укоренили в России лучшие образцы европейской культуры.

К тому времени протестанты Европы уже давно сформулировали основные тезисы своей религиозной доктрины отказа христиан от посредничества римской церкви в их взаимоотношениях с Богом; от всего Священного Предания, мешающего человеку прочувствовать свою личную связь с Христом; и большинства способов католического культа.
Единственным авторитетом для каждого последователя Иисуса мог являться только текст Священного Писания и Библии, при прочтении которой человек и получает Божественное
откровение. Последний постулат оказался фактором дробления протестантского течения христианства на десятки тысяч больших и мелких общин. Эти формы конфессий, среди которых крупнейшими по численности последователей признаны лютеранство, кальвинизм, англиканство, меннонитство, анабаптизм и пр., различаются между собой как системой культовой организации, так и вариантами учений о практиках служения Богу, «избранности» Богом человека и т. п. Поскольку почти все пребывавшие в России XVI–XVIII вв. протестанты являлись лютеранами, кальвинистами u1080 и англиканами, отметим типовые особенности именно их конфессиональных традиций.

Мартин Лютер (1483–1546) — идейный основоположник одноименной религии — полагал, что человек, потерявший связь с Создателем после изгнания из Эдемского сада, есть существо порочное и в сердце его живет Зло. В эдемском преступлении человек потерял не только подобие (согласно трактовке католической церкви), но и образ Божий. Душа человека не в состоянии самостоятельно вернуться к Богу, даже если он признает христианское учение как истинно Божественное,— лишь сам Творец, по своей Благости, может дать человеку чувство веры в качестве средства восстановления прежней связи. Сыновнюю почтительность Создателю человек свидетельствует не совершением дел, а только лишь той степенью веры, которую дает ему Бог (впрочем, по объяснениям М. Лютера, и всякого рода земные дела «при наличии веры, могут исполняться во славу Божию»1).

Идея о личной вере христианина была положена в основу всего лютеранского учения. Человек, по М. Лютеру, может познать мир единственно благодаря фактору личной веры, которая передается от Бога посредством Святого Духа,— только в состоянии Благодати проясняется смысл происходящего, приходит любовь к ближним и изживается человеческая греховность. М. Лютер, различая две сферы жизни человека в этом мире — Царство Небесное и Царство Земное, призывал христиан подчиняться каждой из них, поскольку первая, по его представлениям, делает человека благочестивым, другая же «создает внешний мир и защищает от злых дел»2. «Внешнему миру», т. е. светской власти, следует нелицемерно служить, видя в ней инструмент наведения социального порядка.

Из обрядов таинств католиков в новой конфессии были оставлены крещение и евхаристия3 — таинства имели, однако, уже более символический, чем мистический характер. М. Лютер, кстати, первым перевел текст Нового Завета с латинского языка на немецкий, что дало лютеранам возможность открыть западноевропейскую традицию проведения богослужений на национальных языках. Обет безбрачия для лютеранских священников был отменен уже в первые годы Реформации, а пастором в приходе мог стать любой удостоенный доверия общины богослов. Культ по сравнению с католическим был значительно упрощен.

Кроме «Библии», авторитетными книгами для лютеран являлись написанные в первой половине XVI в. Большой и Малый катехизисы, «Аугсбургское исповедание» (в нем Ф. Меланхтон изложил суть ключевых принципов учения) и сборник избранных статей М. Лютера. Все эти тексты были объединены в изданной в 1580 г. так называемой «Книге согласия». Наибольшее распространение лютеранские идеи получили в Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии.

Кальвинизм, достаточно близкий по духу традиций союзник лютеранства, серьезно отличается от него основными положениями учения и культа. Жан Кальвин (1509–1564), будучи главой протестантской общины швейцарского города Женевы, тщательно разработал систему регламентации поведения христиан во всех случаях жизни. Суровые правила диктовали необходимость выполнения каждым аскетического императива — воздержания в бытовой обстановке (христианин должен потреблять лишь самый минимум), посещения богослужений несколько дней в неделю, ежедневного чтения многократной молитвы и т. п.

Исполнения своего устава Ж. Кальвин добивался различными формами наказания — вплоть до пыток и смертной казни. Он запретил горожанам смеяться, носить цветную одежду, слушать музыку, читать что-либо, кроме Библии и его собственных сочинений. После смерти Ж. Кальвина женевские традиции, хотя и в гораздо более смягченном варианте, обрели популярность в Швейцарии, Голландии, Шотландии, Франции, Германии, где воплотились в оболочки пресвитерианства, пуританизма, конгрегационализма и т. д.

Церковный культ у кальвинистов отличается чрезвычайной простотой — обрядовость была полностью упразднена, а в качестве таинств утвердились только крещение и евхаристия, носившие чисто символический смысл. Центральное место в идеологии кальвинистов занимает учение Ж. Кальвина об «абсолютном предопределении», или избранности человека.

Почерпнутая в Ветхом Завете идея избранности еврейского народа, осмысленная в христианской традиции в V в. н. э. Августином Блаженным в форме тезиса об «избранности христиан по отношению к язычникам» и впоследствии переработанная бывшим монахом августинского ордена М. Лютером в парадигму «спасения христианина личной верой», у Кальвина приобретает совершенно специфический вид. Каждый человек, по учению, еще до рождения приговорен Богом или к спасению, или к гибели. Сам он в своей судьбе изменить ничего не может и обязан лишь доказывать себе самому и Богу собственную избранность путем успешной деятельности в той или иной сфере земного бытия.

Кальвинизм благодаря идее предопределения явился мощнейшим духовным импульсом развития капитализма — «мирской аскетизм» не позволял «избранному» христианину тратить полученные им доходы на средства роскоши или на благотворительные социальные нужды (неудачники в лице малоимущих едва ли не любым поступком подтверждают свою «осужденность» Богом) и заставлял вкладывать все имеющиеся деньги в оборот4. Ж. Кальвин также утверждал, что человек несет ответственность за все данное ему Богом. Этот религиозный тезис сформировал со временем общественный тип «педантичного служаки… образцового чиновника и идеального человека среднего сословия».

Кальвинисты признают сильную государственную власть, но лишь в той степени, насколько она берет на себя организующую функцию в христианском обществе; в противном же случае она становится объектом борьбы. Главной книгой для представителей этой традиции кроме Библии является многотомный труд Ж. Кальвина «Наставления в христианской вере». Для обозначения кальвинизма — как вида учения и традиции общинной организации — в работе использован наиболее употребительный в сфере религиозной историографии термин «реформатство».

Традиция англиканской религии основана на смешении обломков прежнего католического культа с апологетикой лютеран. Тексты «Книги общих молитв» и 39 нормативных документов, разъяснявших суть вероучения англикан, были обнародованы в XVI в., в период разгара событий английской Реформации. Государственная власть упраздняла идею главенства римского папы над английской паствой, оставляя местную духовную иерархию каркасом структуры церкви; были приняты догматы о спасении личной верой, всем англиканам, однако, вменялось в обязанность регулярно исповедоваться священнику; был отменен обычай поклонения иконам, но разрешалось их размещение в храмах. Руководил англиканской церковью действующий монарх, который назначал
архиепископов и епископов. Подавляющее большинство англичан, со времен Реформации, являются прихожанами англиканских общин.

Отметим также, что особенности процессов развития реформационной идеологии на территориях различных стран обусловили ситуацию распространения лютеранского учения по преимуществу в государствах с ярко выраженной структурой иерархичного устройства, где представители каждого сословия действовали в рамках строго обозначенного статуса; кальвинистского — в обществах, декларировавших идеи демократического самоуправления и уравнивания политико-экономических прав всех граждан.

Аристократы лютеранских обществ, например, имели над подданными реальную власть, отчасти ограниченную нормами установленного права; аристократы-реформаты в большинстве своем были вынуждены утверждать свое влияние на окружающих лишь благодаря объемам собственной прибыли в сферах торговли и ремесла. Лютеране всех сословий в силу нормативных монархических установок готовы были служить государям для блага вверенных им Богом народов, тем самым внося вклад и в дело спасения каждым своей души.  Кальвинисты, абсолютизировав тезис о доказательстве избранности через дела, реализовывали собственную метафизическую программу накопления богатств и использования их в обороте своих торгово-денежных начинаний без всякой зависимости от социальных обстоятельств.

Протестантские общины в Петербурге в XVIII веке

 

www.gazetaprotestant.ru    

Добавить комментарий