Протестантизм «восточного разлива» в России

Подберезский И.В., "Москва протестантская"

 

Восток и христианство — особая тема: христианство — это не культура, которую надо принести и в которую надо обратить все народы. "Несть эллина ни иудея" — это во Христе; тут на земле — разные народы, и обращение в христианство не должно означать утрату национальной идентичности. Корейцы с принятием христианства вовсе не должны перестать быть корейца ми. Что значит "скрытные"? Это оценочное суждение, это по нашим меркам они скрытные. (А, скажем, по американским меркам мы, русские, чудовищно скрытны: они пишут о "параноидальной склонности русских всё засекречивать".) По корейским же понятиям то, что нам представляется замкнутостью, есть норма, нарушение которой даже и неприлично.

Вообще христианство, как говорил сам Спаситель, — это закваска, соль, которые способны и должны заквасить, осолить любую культуру, обогатить её. Но оно не означает отречения от своей культуры, и христианизация не есть принесение иной культуры. Происходит обогащение существующей культуры, не ее отмена.

Так, Русь, несомненно, обогатило принятие христианства. Хотя появились и у нас теоретики, утверждающие, что крещение Руси было актом уничтожения национальной самобытности, которую они берутся восстановить, возрождая разные языческие культы. Вот довольно типичная сентенция из арсенала совсем уж крайних наших самобытников:

"Христианство радикальным образом денационализировало русских. Будучи метаморфизированным иудаизмом, христианство ознаменовало наползание иудейского права на славянское право. Под обломками этой глобальной катастрофы сгинула идеология пра-славян и русских, которая была ничем (так в тексте — И. П.) иным, как благородной экологией, обожествлением природы."

В принципе любая культура проницаема для христианства; Восток тоже — если относиться к нему с уважением. По роду своих занятий мне всю сознательную жизнь пришлось заниматься Филиппинами, а 85% нынешних филиппинцев — католики уже в двадцатом поколении. И весьма ревностные. Это там каждый год на Пасху находятся охотники быть распятыми, как Христос. Иногда их действительно распинают: надо же помочь человеку, желающему именно так послужить Христу…

Встаёт вопрос о сочетании исконной культуры с христианством.

Ранее официальный католицизм был строг по этой части. Нынешние иезуиты сетуют: если бы в XVII веке, когда им удалось закрепиться в Китае, Ватикан разрешил им ввести некоторые элементы традиционной китайской культуры (прежде всего — почитание предков) в доктрину и богослужение, то сейчас Китай был бы католическим. Но тогда Римская курия сурово осудила все попытки учесть китайские традиции.

Сейчас положение изменилось. Глава филиппинских иезуитов писал после Второго Ватиканского собора (1963-1965): "Христос смотрит на Восток точно так же, как и на Запад. Его послание о спасении адресовано Азии в не меньшей степени, чем Европе. Нам нет нужды отрекаться от нашего азиатского происхождения, чтобы обрести место под крестом."

И корейцам не надо отрекаться от своих традиций; обиды не должно быть. Бог им судья; может, так пока лучше. …

А на богослужениях у них я был. У пресвитериан есть смешанные русско-корейские церкви, одна из них — возле станции метро "Академическая". Это типичная протестантская служба, с хором из русских и корейских девушек в красивых длинных синих с белым одеяниях, с регентом и камертоном. Прихожан русских больше, чем корейцев, причём щедро представлен средний и пожилой возраст. Тут, судя по объявлениям, им дают медицинские консультации, даже лечат. Но есть и молодёжь спортивного вида: этих, видимо, привлекают восточными единоборствами.

Странно только видеть, с каким напряжённым вниманием они слушают проповедь на корейском языке с последовательным переводом. Восточное ораторское искусство — не западное, тут свои законы. Пастор говорит эмоционально, с резкими подъёмами голоса, с непривычки можно подумать — сердится (вовсе нет: после службы он пожимает прихожанам руки, по-доброму улыбается). Переводчик невольно смягчает, но всё равно непривычно слушать об озабоченности судьбой "матушки — России" из уст человека явно нерусского вида.

Был я и на богослужении у методистов, которые квартируют в бывшей Высшей школе профсоюзного движения, ныне Академии труда на улице Лобачевского. Хотя добрался я до них только в сентябре 1994 г., на листовке с расписанием богослужения стояло: "Московское советско-американо-корейское объединение методистской церкви". На самом деле прилагательные тут надо бы расположить в обратном порядке: корейцы явно преобладали, "советско-" к тому времени просто отпало. Вся служба шла на корейском языке — с синхронным переводом через наушники на русский. Был один негр (представлявший, видимо, "-американо-"), несколько лиц европейского вида.

Прекрасный хор в несколько классическом стиле поёт под аккомпанемент рояля. Хористы в одеждах такого же покроя, что и у пресвитериан, но в фиолетово-белых. Может, и суетно говорить о таких вещах, хотя нельзя не отметить безупречный вкус восточных церквей (вспомним важность "благолепия" в России).

Проповедь интонационно помягче, на ветхозаветную тему. Материальное служение — мешочки с двумя ручками, куда верующие засовывают руки глубоко — это конфуцианский Восток, тут не любят выставлять себя напоказ, не то, что, скажем, Филиппины. Хор поёт слаженно, аудитория тоже. Очень хорошее богослужение, очень торжественный чин. И распорядок в листовке расписан подробнейшим образом на корейском и русском языках, начиная с "молитвы про себя" и кончая молитвой Господней ("Отче наш"), причём указано: "совершается стоя".

Так что с корейскими протестантскими церквами в Москве я всё же познакомился, несмотря на их, скажем так, неразговорчивость. Надо признать, что протестантов из-за рубежа осаждают прожектёры всех мастей и любители покормиться от иностранных религиозных фондов. Отсюда естественное желание уклониться от общения. Но бывает, что у иностранцев и желания такого нет — поинтересоваться, как смотрят на религиозные дела в самой России. Такая демонстративная незаинтересованность симпатий не вызывает.

«Быть протестантом в России»

www.gazetaprotestant.ru      

Добавить комментарий