Различия между российскими протестантскими конфессиями по социальному составу их церквей

И. Г. Каргина. Российские протестанты в условиях религиозного плюрализма: анализ современных тенденций (по результатам социологических исследований)

 

В то же время следует отметить, что характер распределения членов церквей по социальному составу существенно отличается друг от друга в разных протестантских конфессиях. Так, состав харизматических церквей характеризуется наименьшим количеством пенсионеров (15%) и максимальным количеством служащих (30%) и учащихся (19%). Больше всего пенсионеров в церквях ЕХБ (49%) и АСД (43%), а верующих, принадлежащих к социальной группе «рабочие», больше всего в церквях ЕХ (48%).

Как уже отмечалось, протестантские верующие стали более «молодыми». Каждый четвертый протестант – это человек моложе 30 лет, причем этот показатель почти в два раза выше аналогичных показателей, характеризующих православных верующих. Одну треть составляют люди от 31 до 55 лет. В целом, на протяжении последних нескольких лет существенной динамики в соотношении возрастных групп не наблюдается. Те пропорции, которые сложились в конце 90-х гг., сохраняются и сегодня. Однако внутри отдельных конфессий определенная динамика все же присутствует. Так, в харизматических церквях и церквях ЕХ доля молодых людей до 30 лет увеличилась и составляет на сегодняшний день соответственно 41% и 46%.

Гендерное распределение протестантов соответствует тенденции, общей для всего религиозного пространства России: женщин среди верующих значительно больше, чем мужчин (70% и 30% соответственно). При этом в подавляющем числе случаев возглавляют церкви или занимают ключевые посты в церкви только мужчины – 99,8%. Отклонения от традиционного уклада встречаются, но исключительно редко. Первые (и единичные) протестантские церкви с пастором-женщиной образовались в Москве и Санкт-Петербурге еще в конце 90-х гг. (они действуют и сегодня, причем довольно успешно), когда получило широкое распространение т. н. женское служение. В этот период стали выпускаться женские христианские журналы, в Москве и Санкт-Петербурге прошло несколько международных форумов женщин-христианок.

Вместе с тем, на фоне возросшей общественной активности «женского служения» в протестантской среде лидирующие позиции в церкви устойчиво остаются у мужчин, и нет никаких оснований полагать, что это положение может измениться. Опросы, проводившиеся в протестантских церквях, показывают, что верующие (а это в основном женщины, в силу объективно существующего перевеса в численности) в основном отрицательно высказываются относительно того, чтобы женщины возглавляли церковь в качестве пасторов (92%), в качестве старейшин (90%), учили мужчин (86%), проповедовали в церкви (80%). Большинство рядовых членов протестантских церквей считают необходимым, чтобы замужние женщины находились в церкви с покрытой головой (63%).

Доля верующих, имеющих полную христианскую семью и посещающих одну и ту же церковь, значительно снизилась после 1996 г. и составила в 2001 г. 12 % (в 1996 г. было 25%). Наибольшее количество супружеских пар – в церквях евангельских христиан, меньше всего – у харизматов и пятидесятников.

Одним из факторов, повлиявших на снижение доли семей, посещающих одну церковь, явилось постепенное охлаждение интереса к церкви части неофитов, последовавшее после общего всплеска религиозной активности в стране в начале 90-х гг. Эти процессы естественны и прогнозировались исследователями, они затронули не только протестантов, но и другие религии.

Другим, и наиболее существенным фактором, особенно чувствительным для протестантских церквей, стало неумение «старых» протестантских верующих общаться и понимать интересы и потребности новых верующих, значительную часть которых в начале 90-х гг. составила интеллигенция.

Доля безработных среди протестантов в среднем ниже, чем по стране. Например, если к концу 1999 г. ее уровень по стране в целом составил 12,4%, среди протестантов безработных было 8,3%.

В качестве заключительных штрихов к портрету современных российских протестантов хотелось бы привести некоторые обобщенные результаты части исследования, нацеленных на то, чтобы понять особенности суждений протестантских верующих по ряду вопросов, лежащих в плоскости отношения церкви и общества. Итак, большинство протестантов высказываются позитивно относительно необходимости для верующего христианина получения высшего образования, возможности заниматься бизнесом и политической деятельностью, необходимости службы в армии, возможности высказывать свою точку зрения в средствах массовой информации. Примечательно то, что по данным вопросам мнения современных протестантов являются полярными в сравнении с позицией, занимаемой протестантской церковью в начале 90-х гг.

Подавляющее большинство современных российских протестантов уверено в том, что церковь должна заниматься социальными программами для бедных слоев населения, ограничивать доступ молодежи на дискотеки, продвигать идею сексуального образования подростков в средних школах, способствовать сохранению института семьи, жить в мире и сотрудничестве с православной церковью.

Бoльшая часть верующих также считает, что государство должно отменить смертную казнь, сохранить бесплатное медицинское обслуживание для бедных слоев населения. В то же время верующие высказываются резко отрицательно по вопросам, касающимся эвтаназии, легализации сексуальных меньшинств, абортов, контроля над рождаемостью в любом виде, курения и употребления алкоголя.

Таким образом, по целому ряду вопросов, связанных с отношениями церкви и современного общества, протестантские церкви занимают позицию, направленную на интеграцию и сотрудничество с обществом. Современные российские протестанты уже мало напоминают отчужденную от основной части общества группу, всеми силами стремящуюся сохранить себя, даже ценой полной изоляции от остальных.  

 

www.mirvboge.ru

 www.gazetaprotestant.ru      

Добавить комментарий