Случайные люди в российских протестантских церквах

Подберезский И.В., "Москва протестантская"

Быть протестантом в России — это значит всегда быть под наблюдением, не обязательно доброжелательным, и в первую очередь это относится как раз к протестантам, приехавшим из-за границы. Так что лучше бы, наверное, побольше благожелательности. Но и то правда, что вокруг зарубежных протестантов люди вьются разные, и потому они держатся несколько настороженно.

Мне самому в ходе "хождения по протестантам" попадались разные персонажи. Среди них довольно отчётливо выделяется группа энергичных молодых ещё людей с хорошим образованием (МГИМО, философский факультет МГУ, неоконченная аспирантура, иногда учёная степень), с недурным знанием иностранного языка, с хорошими манерами, с умением говорить проникновенно. Есть среди них бывшие профессиональные артисты.

Не скрою, поначалу я усомнился в искренности их обращения к Богу. Странно было беседовать с представителем какой-нибудь традиционной русской секты, всегда состоявшей из крестьян, который чуть ли не в каждом предложении употреблял слова "интенциональность", "трансцендентность" (вполне осмысленно, не как Сатин с его "трансцендентальный" в "На дне"). Но, послушав таких вот новоявленных пасторов, я почти всегда убеждался, что тут дело серьёзное. Многие из них распознают волю Божию и творят её здесь, они талантливые проповедники, они вполне честны и искренни.

А если даже и нет, то опять-таки — кто, кроме Бога, может судить их? Ведь сказал же апостол: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться…" [Флп 1:18]. Хотя, конечно, хочется, чтобы искренне… К тому же апостол велел удаляться от тех, "которые думают, будто благочестие служит для прибытка." [1 Тим 6:5].

И всё же есть протестантские церкви, которые вызывают по меньшей мере сомнения. Обычно это небольшие, на несколько десятков человек объединения, часто из людей с высшим образованием. Нередко в них разыгрывают какую-то глупую военно-революционную оперетку с конспирацией. Сообщаются какие-то таинственные абонентные ящики, через которые только и можно связаться с ними. В ответ на письмо либо молчание (три четверти случаев, как говорит мой личный опыт), либо пристрастный телефонный допрос, который чаще всего тоже кончается ничем. А если и попадаешь к ним, то скоро убеждаешься, что тут много разговоров, рассуждений о вере, но мало самой веры.

И иногда возникает вопрос: а к чему стремятся члены такой церкви — к Богу или к разговорам о Нём? Или того хуже: только к контактам с заграницей? Там тоже иногда попадаются недостаточно разборчивые люди, начинается оживлённый обмен. Только всегда ли такая деятельность на пользу делу Божию в нашей стране? Впрочем, и тут не следует спешить со словом осуждения. И всё-таки встречались "протестанты", возглавлявшие организации без прихожан, из одних руководителей состоявшие.

Все эти "мы вам позвоним", "оставьте телефон", "позвоните нам" (и дают взятый с потолка номер), очень раздражали и огорчали. Многое можно понять: годы гонений приучили к недоверию, к подозрительности. Но это не основание для того, чтобы разрешать себе "ложь на упреждение", ложь, так сказать, на всякий случай, впрок. Не мне судить, конечно, но ведь сказал же Христос: "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" [Мф 5:37].

Чаще всего это было с откровенными сектантами или с сообществами, приближающимися к сектам, а также с этнически замкнутыми деноминациями (хотя и тут не без исключения: немецкие лютеране очень открыты для всякого общения). Представители самых крупных, уверенных в себе протестантских деноминаций никогда не опускались ни до увиливаний, ни, тем более, до прямой лжи. Увёртки, неискренность суть свидетельства незрелости: деноминационной, общехристианской. И нередко попадалось то, что в западной социологии религии именуется нарцистическими группами: много самолюбования, полная невосприимчивость к слову о себе, неспособность взглянуть на себя со стороны. Этим, впрочем, страдают у нас не только малые религиозные группы.

 

www.gazetaprotestant.ru      

Добавить комментарий