Социальный портрет современного российского протестанта

И. Г. Каргина. Российские протестанты в условиях религиозного плюрализма: анализ современных тенденций (по результатам социологических исследований)

Что же характерно сегодня для протестантской среды, каков социальный портрет современного российского протестанта? Вот некоторые штрихи к общему портрету. В настоящее время среди действующих на территории России объединений протестантских церквей, выделяются пять наиболее многочисленных (по числу членов церквей и религиозных образований) конфессий – это евангельские христиане-баптисты (ЕХБ), христиане веры евангельской – пятидесятники (ХВЕ), харизматы (РОСХВЕ), адвентисты седьмого дня (АСД) и евангельские христиане (ЕХ). Наиболее быстро сегодня развиваются харизматические церкви и церкви евангельских христиан.  

Это конфессии, организационное оформление которых началось в 1993–1994 гг. Знаменательно, что «евангельские христиане» – это конфессия, вновь созданная в России к середине 90-х гг, образовавшаяся, как правило, из церквей, вышедших из состава Союза ЕХБ. Характерной особенностью церквей отмеченных конфессий является открытость к сотрудничеству с различными общественными институтами, отсутствие жестких регламентов в проведении богослужений, гибкость и лояльность в оценке исполнения верующими религиозных обрядов и правил.

В целом, наиболее быстро по числу членов и по количеству объединений растут те конфессии, которые характеризуются бoльшим демократизмом внутрицерковного  устройства и являются менее организационно централизованными и богословски консервативными.

Вместе с тем, среди протестантов наиболее крупным объединением  остаются баптисты (ЕХБ), хотя динамика их роста в настоящее время невелика. В начале 2000 г. церкви ЕХБ в ряде регионов России, прежде всего Центральном, вообще испытали кризис – часть верующих совсем покинула церковь или перешла в церкви других конфессий. Церкви ЕХБ считаются наиболее консервативными среди всех протестантов. То, что церкви ЕХБ по-прежнему остаются наиболее многочисленной конфессией, прежде всего, обусловлено ее российскими корнями, уходящими далеко в историю государства, а также и тем, что это одно из наиболее стройно организационно оформленных объединений, с исторически разветленной инфраструктурой и финансовыми источниками.

При характеристике обобщенного социального портрета современного протестантского сообщества интерес представляет описание отдельных, наиболее типичных его черт. Среди лидеров протестантских церквей (55,3%) чуть более половины – это мужчины моложе 46 лет. Как правило, это пасторы, получившие богословское образование в богословских институтах, семинариях или школах в 90-х гг. Менее 40% из них имели высшее образование. Больше всего пасторов в возрасте до 46 лет несли служение в харизматических церквях – 97%, а также церквях евангельских христиан – 95% и ХВЕ – 74%. Пасторов в возрасте старше 60 лет в протестантских церквях — в среднем около 23%. Больше всего пасторов пожилого возраста было отмечено в церквях ЕХБ – свыше 30%.

Основным местом работы для большей части пасторов (в среднем – 63%) являлось служение в церкви, остальные совмещали служение в церкви со вторым местом работы. Показательно, что и здесь цифры фиксируют большую финансовую состоятельность церквей евангельских христиан и харизматов по сравнению с другими церквями. В этих конфессиях соответственно 90% и 89% пасторов имеют возможность нести служение только в своей церкви, получая от общины вполне достаточную для такого выбора зарплату. Пасторов, у которых церковь была  основным и единственным местом работы, меньше всего в церквях ЕХБ (48%).

Проведенные обследования позволили оценить среднюю численность современной российской протестантской общины – 90 человек, при этом средняя численность городских общин превышает сельские более чем в 3 раза. Отмечаются колебания данного показателя и по конфессиональной принадлежности. Наиболее многолюдными являются общины харизматов (РОСВЕ), которые, в среднем, оставляют 200 человек, церквей АСД – 120 человек и церквей ХВЕ – 110 человек. следует отметить, что в последние годы средняя численность протестантской общины немного снизилась (кроме церквей евангельских христиан и харизматов). Например, среднее число членов городской протестантской церкви в 1998 г.составила 136 человек, но к 2001 г. этот показатель снизилась до 114 членов. Кстати, эта цифра могла бы быть  еще меньше: ее снижение было приостановлено ростом числа членов харизматических церквей.

Социальный состав протестантских церквей с начала 90-х гг. претерпел кардинальные изменения – протестанты значительно «помолодели» и стали более образованными.

Авторы исследования едины в том, что современные российские протестанты преодолели свою былую социальную маргинальность. Хотя в целом распределение верующих по социальному и возрастному составу подвержено определенным колебаниям, данная тенденция остается достаточно стабильной. Результаты исследований 2001 г. в сравнении с 1996 г. демонстрируют следующую тенденцию: доля лиц пенсионного возраста являлась максимальной и составляла 40%, хотя и снизилась на 4%. Удельный вес рабочих снизился до 29,4% (было – 32%), а служащих — возрос до 11% (было – 9%), доля учащихся в сократилась до 11% (было 13%).

www.mirvboge.ru

 www.gazetaprotestant.ru      

Добавить комментарий