Удобные члены церквей

Что мы можем сказать о ценностных ориентациях руководителей поместных церквей:

А) редко упоминаются в качестве важных, типичные «мужские» ценности общества. Но, в то же время, часто упоминаются «женские» ценности.

Самые популярные ценности в нашем братстве находятся в сфере интересов женской половины общества. Это: «мир», «духовность», «любовь», «согласие», «вести добропорядочную жизнь», «быть порядочным человеком», «милосердие»,

Типичные мужские ценности, популярные у основной массы «сильного пола» менее популярны в среде руководства поместных церквей ЕХБ. Ценности: «законность», «профессионализм», «порядок», «успех», «достаток», «хорошая работа», «быть первым» значительно отстают от общероссийских показателей. Так, по некоторым пунктам это отставание достигает 20% от общих мужских показателей.

Практически, в среде руководства поместных церквей ЕХБ со среднероссийскими показателями совпадают только ценности, связанных с семьей и детьми, а также ценность — «обеспечить здоровье и счастье ваших родителей». Что вполне объяснимо возрастным цензом самих служителей.

Б) наиболее популярны в нашем братстве ценности, характерные для лиц старшего и пожилого возраста. Не пользуются успехом «молодежные» ценности.

Говоря о возрастных пристрастиях нашего братства, необходимо отметить, что наиболее популярны у нас ценности старшего и пожилого возраста: «достойно умереть», «делать добро для других людей», «быть честным, порядочным человеком», «никому не завидовать», «вести добропорядочную жизнь».

Нужно отметить, что в отличие от большинства пожилых россиян, отсутствует в списке значимых — «добиться, чтобы государство заботилось обо мне». Что вполне объяснимо, зная общее нигилистическое отношение к государству в нашем братстве из-за предшествующих долгих лет гонений на церковь.

Ценности российской молодежи практически не встречают поддержки. При этом чем более популярен тот или иной фактор у молодых, тем менее он ценен у руководства наших церквей. Это можно наглядно проследить по ценностям: «успех», «профессионализм», «собственность», «свобода», «процветание», «получить образование», «секс», «быть первым», «входить в элиту», интерес к которым выше у молодых в 2-3 раза, чем у пастырей церквей. Факторы І(самоосуществление), 2(внешний успех) — популярные у основной массы молодых людей России, не встречают поддержки в церковном руководстве.

Так как руководители поместных церквей, в основном, сами старше среднего возраста, то естественно, трудно ожидать от них приверженности молодежным идеалам. Но, даже и братья молодые по возрасту, часто проявляют консерватизм старших поколений.

Церковь всегда и везде была выразителем консервативных интересов. Но на Западе протестантская традиция всегда поощряла частную инициативу, предпринимательство, а наша российская модификация баптизма долгое время принимала негативное отношение российского общества к личностям желающим достичь больших успехов в жизни, тем самым естественное желание молодежи самоутвердиться в жизни не находит поддержки у руководителей поместных церквей.

В) наиболее распространенные ценности в нашем братстве характерны для лиц с незаконченным средним образованием. Гораздо менее популярны ценности лиц с более высоким уровнем образованием.

Анализ полученных данных показывает нам, что служители церкви являются приверженцами консервативного взгляда на жизнь: почти полностью отвергаются ценности факторов «самоосуществление» и «внешний успех» — «законность», «стабильность», «развить способности», «профессионализм», «успех», «процветание», «культура», «достаток» и т.д. Все эти ценности входят в разряд «важных» или «очень важных» для лиц имеющих высшее образование.

Зато поддержкой пользуются ценности лиц с неполным средним образованием: «союз», «порядок», «милосердие», «надежда», «уважение к родителям», «дом», «мир», «равенство», «справедливость».

Г) в нашем братстве не популярны ценности характерные для предпринимателей и руководителей предприятий. В противовес этим ценностям и целям, у нас более популярны ценности рабочих и пенсионеров.

Ценностные ориентации руководителей поместных церквей ЕХБ имеют определенное сходство с ценностями рабочих и пенсионеров. Так же широко представлены ценности морально-этического характера: «согласие», «порядок», «дом», «равенство», «надежда», «справедливость». Но слабо представлены ценности руководителей и предпринимателей: «собственность», «труд», «профессионализм», «свобода», «процветание».

К сожалению, протестантская этика в нашей стране не стала этикой предпринимателей, хотя в последнее время и появляются в церкви свои «новые русские». Но это не стало массовым явлением — т.к. духовной поддержки в церкви эти люди не получают. Что и не удивительно, если сами руководители церквей не заинтересованы в том, чтобы в их окружении находились люди этих профессий.

Д) необходимо отметить, что более популярны в нашем братстве «провинциальные» ценности, мало популярные у жителей больших городов и мегаполисов. Соответственно, не пользуются успехом ценности крупных городов.

Ценности урбанизированных центров: «успех», «достоинство», «профессионализм», «культура», «труд», «достаток» — не входят в число выбираемых служителями. Жители сельских районов и небольших городков традиционно считаются во всем мире приверженцами традиционализма и консерватизма. Но процесс урбанизации захватил и Россию. Конфликт интересов в данном случае имеет предрешенный финал — мы не первые и не последние. Несомненно, мы можем многое почерпнуть для себя из жизни церкви прошлых лет. Но некоторые моменты в нынешних условиях выглядят анахронизмом.

 

Краткий итог работы — выявление самого восприимчивого (идеального) слушателя для проповеди среднего служителя ЕХБ. Его характеристики следующие: пол — женский; возраст — пожилой; образование — неполное среднее; профессия — рабочий (пенсионер); место жительства (рождения) — село (небольшой городок). Отсюда  и тенденция на формирование точно такого же образа идеального, удобного для руководства ЕХБ, члена обычной церкви ЕХБ.

 

 

Библиотека Гумер

 

www.mirvboge.ru

www.gazetaprotestant.ru  

Добавить комментарий