ВЕРОЙ СОВЕРШИЛ МОИСЕЙ ПАСХУ

 В.Я. Канатуш 

Верой совершил он пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

Евр. 11:28

 

Наступил самый ответственный период жизни Моисея — период величайшего служения, который длился сорок лет. В 80 лет он был призван и поставлен Господом на это служение, а в 120 — отошел с земли. Насколько велико было его служение, настолько долго Бог и готовил его. Его сорокалетнее пребывание у мадиамского священника послужило для него, по мнению отцов церкви, «временем просветления и очищения».

Существует легенда, записанная раввинами; в ней рассказывается, что Моисей, будучи пастухом у Иофора, однажды долго искал заблудившегося ягненка и, найдя его, принес домой на руках, так как бедное животное очень устало. Тогда небо открылось, прибавляет легенда, и послышался голос: «Ты достоин быть пастырем Моего народа».

Призвание Моисея на пастырское служение состоялось удивительным образом, как, впрочем, и вся его жизнь исполнена чудес. Однажды, пася свое стадо, он углубился в пустыню «и пришел к горе Божией Хориву». Гора Хорив входит в состав горного хребта Синайского полуострова. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3: 1-2).

Это видение, кроме своей фактической стороны, носит глубоко символический смысл. Горящий, но не сгорающий терновый куст — это еврейский народ; пламя огня — прообраз тяжести страданий (Вт. 4:20; Иер. 11:4; 3Цар. 8:51). Израиль горит в огне страданий, но не уничтожается, а только очищается (Исх. 2:23), как, впрочем, никогда и нигде не уничтожился (Мал. 3:6). Терновник — колючий кустарник невысокого роста, непривлекательный с виду и не отличающийся благородством своих плодов; приносит терны — ягоды, терпкие на вкус. Согласно Суд. 9:8-15, он символ человека, презираемого и отвергнутого обществом. Так и Израиль был тогда похож на терновый куст, отражавший его глубоко уничиженное, подневольное положение в Египте. Явившийся в пламени огня Ангел Господень, по учению отцов Церкви, — это Сам Христос, что подтвердил и Стефан (Деян. 7:35). У пророка Исаии (63:9) Он назван «Ангелом лица Его». Ангелом Господним Он называется по Своей деятельности среди израильского народа (Исх. 13:21; 14:19), по своему видимому явлению людям (Исх. 3:2-14).

Важно отметить, что некоторые пророки и цари были призваны Бо­гом на служение в юности, как Давид (1Цар. 16:12-13) и Иеремия (1:4-7). Были и такие, кто был призван в отрочестве, даже в детстве, как Са­муил (1Цар. 3 гл.), царь Иоас (2Пар. 24:1), царь Иосия (2Пар. 34:1). Мои­сей же был призван в преклонные годы, когда его дух наиболее созрел. Его мис­сия — особая, потому и подготовка его шла особым путем: сорок лет в царском дворце он учился земной мудрости, которая ему пригодилась в его духовной деятельности; затем сорок лет в пустыне учился мудрости Божией.

Там, в мадиамской пустыне, он получает величайшие откровения о тайне неви­димого духовного мира.

Во-первых, он познает тайну Бога, Его невидимого, сокровенного естества (Ис. 45:15), Бога, Ко­торый обитает на высоте небес в неприступном свете, Его всемогущества, святости, пре­мудрости (1Тим. 6:15-17). Познает Его как Сущего — Иегову, Бога Авраама, Исаака и Иакова и их потомков (Исх. 3:1-15). Это тайна Бога Отца и Христа (Кол. 2:2).

Во-вторых, познает тайну Ангелов Божиих, светлых небесных духов. Их жизнь и строение уди­вительны. Ангельский мир имеет свою иерархию и делится на различные по высоте положения степени. По учению отцов Церкви (напр., Дионисия Ареопагита), существует девять категорий Ангелов, разделенных по три чина в каждой: высший, средний и низший. Чины высшей группы — это шестикрылые Серафимы, много­очис­тые Херувимы и Престолы. Серафим — огненный, он горит пламенеющей лю­бовью к Богу; Херувим — созерцающий, он созерцает мудрость Божию и проникает в ее тайны. На Престолах обитает или покоится Сам Бог. Средняя группа — это Начала, Власти и Силы. Низшая группа — Господства, Архангелы и Ангелы. Число всех Ангелов — тьмы тем, т. е. неисчислимое множество (Кол. 1:15-16). Все это Моисей познал в мадиамской пустыне.

И в-третьих, Бог открыл Моисею тайну властей тьмы, падших ангелов, тоже имеющих свою иерархию: начальства, власти, мироправители, под­не­бес­ные духи злобы (Еф. 6:12) во главе с диаволом, «богом века сего» (2Кор. 4:4).

О том, что Моисею были открыты все эти тайны, свидетельствует его внутренняя собранность, уверенность и подготовленность и то, как он в полном всеоружии Божием смело предстал перед фараоном и египтянами и решительно сражался за сынов Израилевых. Он сражался не просто с самими египтянами, но, в основном, с полчищами невидимых властей тьмы, поражая их словом истины и жезлом Божиим.

Моисей — редчайшая личность, рождающаяся один раз в тысячу лет, как Авраам, Давид и Апостол Павел. Диавол знал, что Бог обещал евреям исход из Египта, но когда и как это совершится, он до времени не знал. Поэтому диавол и возбуждал фараона на умерщвление еврейских мальчиков. Однако Господь скрыл Моисея сперва во дворце фараона на сорок лет, затем в пустыне на сорок лет, доколе наступил срок исхода Израиля из Египта.

Бог готовил Моисея не только в пророка и вождя, но и в законодателя израильского народа, через которого Он преподал им Закон (Деян. 7:53). По выражению Ап. Павла, Моисей был «посредником» между Богом и народом (Гал. 3:19), являясь прообразом великого Посредника Нового Завета — Госпо­да Иисуса Христа (1Тим. 2:5). Это служение Моисея было так величественно и славно, что во Вто­розаконии (33:5) он назван «царем Израиля».

Интересно отметить, что молодой Моисей сам рвется на служение освобождения своих братьев. Он мечтает вывести их из рабства и ищет пути к этому (Деян. 7:23-25). А пожилой Моисей долго отказывается от призвания Божия, считая себя неподходящей кандидатурой.

Чем это объяснить?

В молодости человек полон сил и кипучей энергии, чаще всего более плотской, чем духовной. Он горит огнем ревности и берется за дело, не всегда рассчитав свои силы, ибо это дело захватывает его целиком. В зрелые же годы человек многое испытал, приобрел опыт и понимает, как все это нелегко. Он боится ошибиться и потому не решается. Зрелая вера трезво взве­шивает всю ответственность задачи, свои возможности и силы. Она предвидит многие затруднения, осложнения и потому осмотрительна, осторож­на и сдерживает свой пыл. Она знает по опыту, что такое призвание не сулит восторженных радостей, но, напротив, несет много страданий, порой горьких разочарований и даже времена жгучей скорби и отчаяния.

Поэтому Моисей так настойчиво, под разными предлогами, категорически отказывается от призвания: и что он косноязычен, и что его не примут братья, и наконец говорит: «Пошли другого, кого можешь послать» (Исх. 3:13).

Но Господь недаром много лет готовил именно его и потому властно повелевает ему принять это ответственное задание, и тогда Моисей повинуется. Бог в Своем всемогуществе считает, что человеческая слабость способна на великое тогда, когда человек отдает себя в распоряжение Бога. И когда в душе Моисея угасли самомнение, само­надеянность, опора на собственные силы и притязания на геройство, Господь усмотрел призвать его и превратить в Своего слугу — вестника и пророка для Израиля. Он и обеспечивает его необходимыми полномочиями и силами.

Духовные пастыри и вожди не создаются, как видим, путем выборов или назначений. Ими становятся в силу призвания Божия, когда человек в состоянии заплатить самую высокую цену. Божии условия при этом принимаются в тишине, наедине с Ним в молитвенной комнате, прежде нежели они будут обнародованы. Так и Моисею Бог ясно дал понять, что в Его домостроительстве полномочие дается для важного труда и предназначается тому человеку, кто оправдал себя в тиши. «Настоящий и надежный руководитель, — пишет д-р А. В. Тозер, — тот, кто не стремится руководить, а под внутренним давлением Духа Святого и под давлением внешних обстоятельств вынужден занять это место… Тот, кто стремится руководить, уже не годится в руководители. У подлинного руководителя нет никакого стремления играть роль повелителя над Божиим наследием, но он будет смиренным, кротким, готовым сам к жертве и также готовым покоряться, как и руководить, если Дух Святой откроет ему, что есть кто-то умнее и способнее его».

Таким человеком и был Моисей.

По повелению Божию он идет в Египет, чтобы явиться к фараону и потребовать отпустить евреев из рабства. Это было очень нелегкое дело, потому что за спиной фараона стояли могущественные силы диавола, который вознамерился во что бы то ни стало задержать Израиля и нарушить планы Божии. Фараон — это прообраз диавола, крепко держащего души в своем рабстве и не отпускающего их на свободу без усиленной борь­бы.

Эту задачу и выполнял Моисей изо дня в день, представ перед фараоном от лица Иеговы, Бога Израилева, облеченный полномочиями, которые признавались на небе, на земле и в аду. В помощники ему Бог определил Аарона, его старшего брата (Исх. 4:27-31), который был для него устами (Исх. 4:14-16; 7:1-2). Доказательством Божественного посланничества был для Моисея жезл, который превращался в змея (Исх. 4:2-4,17; 7:8-10). Как свидетельствуют древние египетские памятники, жезл и змей были символами, эмблемами божества и атрибутами царской власти. Поэтому, явившись во дворец фарао­на, Моисей в первую очередь утвердил свои полномочия, превратив свой посох в змея перед глазами фараона и его свиты. А затем, образно выражаясь, он мертвой хваткой «вцепился в глотку». Жезл в руках Моисея оживал и поглощал жезлы магов, творил знамения и чудеса и казнь за казнью. Бог евреев оказался могущественнее прочих богов и оказался способен сокрушить власть Египта!

Упорство фараона, не желавшего признать над собой Его власть и могущество, приводит к целому ряду бедствий, разразившихся над Египтом и ставших великим знамением для египтян. Это была ожесточенная битва с властями тьмы, в которой Моисей и Аарон буквально шаг за шагом отвоевывали народ, поражая Египет все новыми и все более усиливаю­щимися казнями. Их было десять. Это Бог совершал Свой праведный Суд над египетской землей, наполненной языческими мерзостями, методично унижая идолов, которым поклонялись египтяне.

Познакомимся с интересным свидетельством ученого: «Куда бы ни обращал свои взоры египтянин, всюду видел он вокруг себя божеские существа. Вся окружающая природа было населена богами, и вся жизнь казалась ему божественной тайной. Небесные тела с их закономерным движением, плодородная мать-земля, благо­словенный Нил казались ему могущественными божествами, без помощи которых он не мог обойтись. Фантазия его рисовала ему пустыню населенной страшными баснословными животными, и ему казалось, что в шелесте листьев он слышит звуки божественного голоса.

Древнему египтянину животные казались наделенными сверхъестественными дарами, и он приписывал им дар слова, дар пророчества и сверхъестественные тонкие чувства. Он представлял себе, что животные одушевлены богами, и потому многим животным воздавал божеские почести.

Египтяне обоготворяли все: деревья, животных, людей и даже здания. Боги и демоны могли обитать повсюду. Но самым распространенным культом в Египте был культ животных, то есть поклонение животным. В Египте поклонялись ястребу, кошке, крокодилу, собаке, жабам, змеям, гусю, быкам, коровам, козлам, баранам, лошадям, верблюдам и т. д. Все животные считались воплощением божества и имели свои собственные храмы, жрецов, свои особые праздники. Весь Египет был покрыт храмами, посвященными разным священным животным, где совершалось поклонение и служение им. Сам фараон тоже обожествлялся и считался сыном бога-солнца Ра (отсюда слово «фа-ра-он», т. е. сын Ра)».

http://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm

www.gazetaprotestant.ru  

Добавить комментарий