Восстановление Давида

В.Я. Канатуш,   Давид и Вирсавия 

 

Как легко человеку упасть, но как трудно подняться! Зачастую бывает вообще невозможно встать, и некоторые упавшие не встают. Почему? Потому что они смотрят не на Господа, единственного, Кто может помочь человеку, а смотрят на само падение и на его причины и ищут себе оправдания. Но взгляните, какое богатство Благодати открыто в Слове Божием для всех духовно упавших, потерявших надежду и угасших верой: «Разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвра­щаются назад?» (Иер. 8:4).

По Моисееву Закону его тяжкий грех наказывался смертью (Лев. 20:10; Вт. 22:22), потому что он преступил сразу три заповеди: седьмую — «не прелюбодействуй», шестую — «не убивай» и десятую — «не желай жены ближнего твоего» (Исх. 20:13-14,17). Ко всему добавил еще и обман. Никакая жертва не могла его заступить, и Давид это понимал (Пс. 50:18). Что он мог сделать? Где мог он найти выход? Как ему спастись от разверзшейся перед ним бездны? Но он искал этот выход и нашел его! Вот что говорит он в одном из своих псалмов: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:3-5).

Когда Давид молчал, скрывая свой грех, его дух, душа и даже тело страдали от угрызений совести. Но когда он открыл и исповедал свой грех, то получил освобождение и облегчение от бремени. Бог простил его и снял его вину. Дело, сделанное им, Давид честно и прямо квалифицирует тремя словами по возрастающей: «грехи», «беззакония», «преступления». Это истинное исповедание! За это его прощенная душа получила радость избавления, а с ним «покров», охрану, милость и вечную защиту (стт. 7,10).

Обычно у упавших под тяжестью греховной ноши блекнет вера, гаснет дух молитвы, ослабевает любовь к Богу. Силы ада стараются отнять у человека эти Божест­венные средства, чтобы погубить душу. Но с Давидом не случилось этого. Конечно, он был сильно удручен и его внутренние переживания какое-то время протекали тайно, сокровенно, наедине с самим собой. Он молчал, размышлял, искал правильного выхода и, как показывают псалмы, нашел его в исповедании.

В связи с этим обратим наше внимание на три важных вопроса:

1) как Господь поступил с согрешившим Давидом;

2) как Давид воспринял Его обличение;

3) и что помогло Давиду в его бедствии.

Прежде всего Бог дал Давиду время поразмыслить, ощутить внутрен­ние муки под тяжестью греха, увидеть плоды злого дела для собственной души, а затем посылает к нему пророка Нафана со словом обличения. Нафан лицом к лицу встречается с царем, излагает в притче историю об овечке, кото­рая довольно резко обнажила преступление и грех фигурирующего в ней лица. Давид отреагировал на эту историю гневно, как строгий судья и как власть предержащий. «Достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо!» (стт. 5-6), — произнес он. Тогда Нафан, раскрыв смысл притчи, объявляет Давиду обви­нение и приговор Божий: «Ты — тот человек. Так говорит Господь, Бог Израилев: Я пома­зал тебя в цари над Израилем, и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего.., и если этого тебе мало, прибавил бы тебе еще больше. Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав зло пред очами Его?.. Итак не отступит меч от дома твоего во веки за то, что ты пренебрег Меня…» (стт. 7-10). Бог вынужден был применить (и применил) к Давиду учетверенную меру наказания по его же слову.

Обратим внимание, что не сразу, не в тот же день, когда Давид согрешил, Господь посылает к нему Нафана. Проходит примерно год, рождается дитя греха, сердце Давида становится все более беспокойным, — и только тогда Бог посылает к нему пророка с обличением.

Здесь открывается один из очень важных законов духовного мира. Бог не спешит обличать человека до тех пор, пока человек не измерит величины соделанного, не поймет нанесенного ущерба делу Божию, не осудит грех в корне и не отвергнет диавола, стоящего за грехом. Эта работа Духа Святого совершается внутри человека медленно и незаметно.

Нарисованная Нафаном картина привела Давида в страх и трепет и повергла к стопам Господним. В величайшем смирении и сокрушении он исповедует свой грех: его дух давно уже нес внутри суд Божий.

«И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь. Но как ты этим делом подал по­вод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (2Цар. 12:13-14).

Это была расплата за два смертных греха — прелюбодеяние и убийство. Тяжелее всего в этом наказании было то, что «меч» не отступит от его дома «вовеки».

Но Давид хорошо знал своего Господа, знал, что Его строгость сочетается с бла­гостью и любовью, а справедливость — с Благодатью и милостью (Пс. 84:11). И он решил положиться на милость Божию и вымолить для себя полное прощение, а для невинного младенца — жизнь. Беспредельная любовь к Богу и живая вера подска­зывают ему единственно правильное решение — идти на полноту исповедания греха, осудить его до конца и согласиться безропотно нести наказание, чтобы с него была снята вина греха, покрыто беззаконие и он не был отлучен от Бога.

Кто думает, что это так просто, глубоко ошибается. Это сильнейшее испытание веры, и лишь мужественный отважится войти в это горнило. Вера Давида пошла на это. Движимая любовью, она достигает престола Божия и приводит в действие Его прощающую Благодать.

После посещения Нафана дитя, рожденное Вирсавией, смертельно заболевает. Сильно скорбя об этом, Давид уединяется и проводит ночь, лежа на полу, вымаливая у Бога его жизнь. Так он проводит семь суток, лежа на земле, во вретище, в духе величайшего сокрушения и печали, в посте и скорбной молитве. Старейшины его дома забеспокоились о его собственной жизни, вошли к нему, чтобы поднять с земли, но он отказался. Невозможно было его утешить или ободрить: печаль его была беспредельной, а молитва похожа на самоистязание.

Между тем свершилось то, что определил Бог: на седьмой день дитя умерло. Что же делает Давид дальше? Казалось бы, он должен казнить себя еще больше. Но нет. Он понял, что Бог «праведен в приговоре Своем и чист в суде Своем» (Пс. 50:6), и по­тому Его суд надлежит принять с покорностью. Тогда он встал с земли, умыл­ся, помазался, переменил одежды, пошел в дом Божий и там продолжал молиться (2Цар. 12:20).

В своем покаянии Давид пошел на такую полноту исповедания и очищения, что пишет свой знаменитый 50-й Псалом и дает его левитам исполнить в Храме во время богослужения. Тот грех, который он совершил втайне, расчищая себе путь к запретному плоду, благодаря этому молитвенному псалму стал известен всему миру и прошел суд всего человечества. Такое покаяние не могло не отозваться милостью в сердце Божием и не могло не вызвать на себя обилие Его Благодати. Господь Бог высоко оценил покаяние Давида.

50-й Псалом — это неподражаемая молитва кающегося святого, через козни диавола ставшего великим грешником, который нашел спасение в Боге через Благодать. «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, — молит­ся он, — и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною…» Когда Давид вопиял в душевной агонии: «Тебе, Тебе единому со­грешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем», — он знал, что его отношения с Богом находятся на личностном уровне и что Бог непременно услышит его. Его мольба «сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» феноменальна. Она получила отзвук во всем чело­вечестве.

Давид также хорошо знал, что такой преднамеренный грех, как его, нельзя было загладить жертвоприношениями, приносимыми за неумышленные грехи: «Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь» (ст. 18). Ему оставалось одно: вновь придти к Богу через чистосердечное раскаяние и веру. «Жертва Богу — дух сокрушенный, — говорит он, — сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (ст. 19).

Такого покаяния никогда ни до, ни после него не слышало небо, земля и преисподняя. Это молитва любви и веры, ломающая на своем пути все преграды, чтобы добраться до глубин Божиего сердца. На этой молитве учились и учатся миллионы душ, спасалось и спасается бесчисленное множество упавших. Этот псалом — драгоценный памятник Благодати Божией за тысячу лет до ее прихода в мир через Иисуса Христа (Ин. 1:16-17). Этот памятник — живой свидетель того, что для любви Бога к человеку и стремлений человека к Богу не существует непреодолимых преград, возводимых сатаной.

На примере Давида показано, что истинная вера, движимая духом истинной любви и смирения, несмотря на великое падение человека, сохраняет его таким же верующим и таким же праведным, как и до падения. Осознанный, осужденный и исповеданный грех, принесенный под очищающее действие жертвенной Крови Агнца, аннулируется навсегда и больше для Бога не существует. Вера помогает сбросить иго греха и смерти и вновь идти вперед с негаснущей надеждой. Так и поступил Давид.

Важно отметить еще одно: хотя Давид и согрешил, но он не впал в отчаяние, не потерял голову, не изменил Богу духом своим и не упустил из рук веры сокровища драгоценных обетований. Именно это поучительно для нас! То, чего так настойчиво добивались силы зла, провалилось. Давид смертельно ненавидел врага, и хотя падал, хотя сотрясалась его душа, ценнейшего из обетований — о рождении Спасителя мира — он не отдал. Он не только сохранил его, но и передал потомству.

Благодатью Божией Давид был полностью восстановлен в своих правах. Он не только сам нашел путь к восстановлению в Господе, но указал его нам, и путь этот пролегал через покаяние, смирение и полное упование на милость Божию. При этом отметим, что только для похуливших Духа Святого, Духа, Который возрождает человека к новой жизни, нет прощения ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32), ибо это грех к смерти (1Ин. 5:16-17). Давид понимал это, а потому умолял Господа: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:13-14). И Господь не отнял у него Духа Святого и не лишил его пророческого дара, царского венца и царского достоинства, хотя диавол провоцировал на это.

В своем комментарии на 31-й Псалом Т. Е. Уилсон подметил: «Давид употребляет три слова для описания Божьей милости к нему: «отпущены», «покрыты», «не вменит» (стт. 1-2). Отпускает грехи Отец (Лук. 15:11-32), покрывает Священник   (Лев. 16:32; 1Тим. 2:5; Евр. 4:14-15) и не вменяет Судья (Пс. 7:12; 9:5; Рим. 4:5-8). Пример Давида прекрасно иллюстрирует Божий путь прощения и спасения для любого человека в любую эпоху» («День за днем с Ветхим Заветом»).

 

http://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm

www.mirvboge.ru  

www.gazetaprotestant.ru 

Добавить комментарий