Итальянские предприниматели намерены осуществлять принципы социального учения Католической церкви


34 тысячи итальянских предприятий разного профиля, коммерческих и некоммерческих, вошли в Ассоциацию, главная идея которой состоит в реализации принципов социального учения Католической церкви.

«Опыт нашей ассоциации – это попытка способствовать новой социальности, иначе взглянуть на любую деятельность», — сказал президент Ассоциации предпринимателей «Компаниа делле опере» Бернард Шольц. Выступая накануне в Москве, на итало-российском симпозиуме «Экономике нужны этические регуляторы», посвященном памяти итальянского священника Луиджи Стурцо, Б. Шольц объяснил, в чем же заключается эта «новая социальность», сообщает Благовест-инфо.

Свое выступление итальянский предприниматель начал с того, что менее всего ожидали от него услышать, — он заговорил о новомучениках российских, опыт которых так много значит для него лично. В первую очередь, для Б. Шольца драгоценно их свидетельство о том, что «вера освобождает». Какое это имеет отношение к предпринимательству? Как оказалось, самое прямое, если руководствоваться простой мыслью: «Благо может рождаться только от личной свободы. А работа, любая профессиональная деятельность – это всегда выражение личности и ее кредо, ее желания красоты, истины, справедливости».

Однако, по наблюдению Бернарда Шольца, «все это хорошее» очень быстро поглощается, как правило, «инстинктом власти, неудержимым индивидуализмом, страстью самоутверждения». Чтобы не попасть в эти ловушки через свою профессиональную деятельность, необходимо помнить: «Чем больше я живу в вере, тем более я становлюсь самим собой. Чем больше я признаю зависимость от Бога, тем более я освобождаюсь». Эта максима, которая покажется противоречивой большинству секулярно настроенных людей, позволяет верующим и неверующим членам итальянской Ассоциации, предпринимателям, финансистам, учителям, врачам и др. избегать индивидуализма – одной из главных болезней современности. «Индивидуализм лежит в корне всех сегодняшних проблем. Человек считает: мое благо не зависит от твоего блага, — говорит Б. Шольц. — Есть простой индикатор индивидуализма: человек все время ищет удовлетворения, в разных видах деятельности, но никогда не удовлетворен. Удовлетворение переживает тот, кто знает, что его жизнь полезна; тот, кто понимает, ради чего он живет».

Поэтому Б. Шольц и его единомышленники из «Компаниа делле опере» считают, что их Ассоциацию от всех прочих объединений предпринимателей отличает новый подход к работе: «Профессионализм должен являться выражением человечности, а не технологичности; выражением личности, которая готова дать все лучшее для улучшения жизни других».

Это не просто концепция социально ответственного бизнеса, она укоренена в христианской антропологии. Недаром Б. Шольц столько говорил о ценности каждой человеческой личности и о свободе. На этом же стоит воспитательная работа внутри Ассоциации, которая является приоритетом ее членов. Как рассказал глава «Компаниа делле опере», в Ассоциации есть много предприятий, которые предоставляют работу маргинальной молодежи – выходцам из неблагополучных семей, «потенциальным преступникам». Нередко бывает, что такие ребята со временем становятся хорошими специалистами, «отличниками», и предприятия соревнуются между собой, чтобы заполучить их. Разумеется, они становятся такими вовсе не потому, что им прочли пару лекций о том, «как нужно жить». Как объяснил выступавший, «есть простой факт: кто-то принял каждого из них как личность, кто-то проявил свою бескорыстную в них заинтересованность, и они смогли заново открыть себя, свои большие способности. Создать такое пространство открытости – наша первая задача, ведь нас в свое время тоже приняли безусловно. И я не смогу никого принять, если сам не имею такого опыта. А Церковь именно об этом свидетельствует – об изначальном принятии человека. И таким образом Церковь будет все больше присутствовать в обществе». При этом Б. Шольц подчеркнул, что Церковь задает ориентиры, но не может никого заставить следовать им.

Любой человек свободно выбирает – жить реальностью или иллюзиями. А «реальность сама говорит: прибыль никогда не отвечает на самые глубокие желания человека». «Жить реальностью», принимать жизнь от Творца — еще один из важнейших принципов коллег Б. Шольца по Ассоциации (которые, как он заметил, быстро становятся друзьями именно в силу «новой социальности»). Такой подход стимулирует творческое отношение к бизнесу и любой другой работе; он позволяет не закоснеть в прокрустовом ложе испытанных схем и моделей, что особенно ярко проявилось во время мирового финансового кризиса. «Свободу нельзя заменить схемой. Человек создан не для того, чтобы применять правила, а чтобы создавать их», — сказал далее Б. Шольц. От государства предпринимателям нужны правила, которые освобождают, но не в смысле «все позволено», а, например, такие, которые позволили ли бы развиваться малым предприятиям, ограничивая монополию крупных, которые бы не «блокировали личность» и т.д. «Мы не требуем привилегий от государства, но просим, чтобы каждая справедливая и полезная инициатива была оценена», — развивал Бернард Шольц теорию субсидиарности, о которой так много говорилось на симпозиуме.

«Наши предприниматели четко осознают: то, что мы получили, мы должны использовать для всех. Как ваши новомученики», — обратился гость из Италии к российской части аудитории.

Несколько слов о Луиджи Стурцо

Луиджи Стурцо (1871-1959) — итальянский священник, политический деятель, автор ряда глубоких исследований в области истории, социологии, культурологии, памяти которого посвящен симпозиум в Москве, сыграл важную роль в политической жизни и мире труда не только своей страны, но и Европы.

Он был одним из тех клириков, которые первыми принялись воплощать в жизнь призыв папы Льва XIII помочь рабочим улучшить их материальное положение и условия труда, содержавшийся в энциклике «Рерум новарум» (1891 г.). Л. Стурцо проявил на поприще социального служения недюжинную энергию, организаторские способности и пытливый ум ученого, убедительно доказав своей жизнью, что традиционную миссию приходского священника- духовное окормление паствы можно сочетать с организацией крестьянских кооперативов и касс взаимопомощи, с редактированием межприходской газеты, изучением социологии и публикацией статей и брошюр по этой тематике.

Снискав признание в своем родном городе Кальтаджироне, жители которого избрали его заместителем мэра, сицилийский священник-социолог Л. Стурцо принял активное участие в создании Итальянской конфедерации труда. В 1919 г. Л. Стурцо с группой друзей и единомышленников создал Итальянскую народную партию, которая в ноябре того же года добилась крупного успеха на парламентских выборах, набрав более 1 млн голосов. Фракция ИНП численностью 100 депутатов стала третьей после либералов и социалистов, этот успех партии в значительной мере был обеспечен популярностью ее секретаря — дона Стурцо, который с самого начала своей политической деятельности последовательно выступал против фашизма, как и большинство членов созданной им Итальянской народной партии. В октябре 1924 г. Л. Стурцо пришлось покинуть Италию. Более двух десятилетий он прожил в эмиграции, вернулся на Родину в 1946 г.

В 1952 г. декретом Президента Итальянской республики Л.Эйнауди дон.Стурцо был назначен пожизненным сенатором. (По материалам сайта Культурного центра «Покровские ворота»)

http://www.newsru.com/arch/religy/28jun2011/compania.html

www.gazetaprotestant.ru

Добавить комментарий