Что такое крещение Духом Святым


«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» КОР. 12:13

И. В. Музычко

Как говорилось выше, Церковь Христова — это общество возрожденных людей, крещенных Духом Святым в одно тело — Его Церковь. Что же такое крещение Духом Святым? По- видимому, никакая другая истина в Слове Божьем не вызывала столько споров, разногласий и даже разделений, на протяжении веков, как истина о крещении Духом Святым. Противник наш диавол не только «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Петр. 5:8), но часто «принимает вид ангела света» (2Кор. 11:14), чтобы посредством своего «хитрого искусства обольщения» (Еф. 4:14), вводить в заблуждение детей Божьих. Он приложил немало усилий для того, чтобы скрыть истинный смысл крещения Духом Святым от детей Божьих, чтобы затемнить этот смысл, или извратить его до неузнаваемости, как мы это видим в харизматическом движении. Сторонники этого движения понимают крещение Духом Святым, как проявление в человеке силы Духа Святого, сопровождаемое так называемым «говорением на иных языках». Такое понимание крещения Духом Святым является основной доктриной пятидесятнического и харизматического движений.

Основное место Писания, на которое ссылаются пятидесятники и харизматы — это Деяния Апостолов 2 глава. Но такое толкование этого места Писания является тонким обманом. Не говоря о том, что дар иных языков, полученных Апостолами в день Пятидесятницы, ясных и понятных для слушателей, не имеет ничего общего с невразумительными словами современных харизматов, необходимо четко сказать, что в Деян. 2 гл. нет вообще такого выражения, как «крещение Духом Святым». Дар иных языков в день Пятидесятницы был результатом не крещения Духом Святым, а исполнения Духом Святым. Там прямо сказано: «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4) . А исполнение Духом Святым никак нельзя путать с крещением Духом Святым, это совершенно разные духовные явления.

В протестантском христианстве было много благословенных тружеников на ниве Божьей (Финней, Торрей, Муди, Пен-Луис, Моррей и др.), которые не были пятидесятниками, но понимали, что крещение Духом Святым — это принятие полноты силы Духа Святого, по словам Христа: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8). Но это обетование Христа относится не к крещению Духом Святым, а к исполнению Духом Святым. И это обетование исполнилось в день Пятидесятницы: «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4).

В день Пятидесятницы произошло два события: незримое крещение Духом Святым (то есть погружение в Тело Христово) этих ста двадцати человек, которые были собраны в горнице, и видимое их исполнение Духом Святым, то есть излитие в их сердца полноты Духа Святого. Эти два события были предсказаны Господом Иисусом Христом в день Своего вознесения: о крещении Духом Святым Христос сказал в Деян. 1:5, а об исполнении Духом Святым Он сказал в Деян. 1:8. Слова Христовы в Деян. 1:5 можно перефразировать следующим образом: «Иоанн крестил водою, а через несколько дней Я погружу вас Духом Святым в тело Мое, и таким образом создам Церковь Мою, как Я обещал это сделать» (Мф. 16:18) . А слова Христа в Деян. 1:8 можно истолковать следующим образом: «кроме того, что Я создам из вас Церковь Мою, Я еще наделю вас силою свыше, чтобы вы были Моими свидетелями. Я исполню вас Духом Святым, так чтобы Он не только с вами пребывал, но и был в вас, как Я об этом сказал вам прежде» (Иоанн. 14:17). Об этих двух событиях сказал Ап. Павел в 1Кор. 12:13, как об уже осуществившихся в день Пятидесятницы: все одним Духом были крещены в одно тело, и все напоены были одним Духом.

Мысль о том, что в Деян. 1:5 Христос говорил об исполнении Духом Святым, которое произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2:4) неверная. Эта ошибочная мысль возникла на том основании, что в Деян. 2гл. не говорится о крещении Духом Святым, а только об исполнении. Отсюда произошел неверный вывод, что Христос назвал исполнение Духом Святым в день Пятидесятницы (Деян. 2:4) крещением Духом Святым (Деян. 1:5), тогда как Он это исполнение Духом Святым в день Пятидесятницы назвал »принятием силы, когда сойдет на них Дух Святой» (Деян. 1:8).

Исполнение Духом Святым (в отличие от крещение) имело место многократно в жизни Апостолов и всей ранней Церкви (Деян. 4:8,31; 13:9). Как следует из этих мест Писания, исполнение Духом Святым производит сильные переживания в духе и душе человека и, как правило, проявляется видимым образом в служении детей Божьих. Обетование исполнения Духом Святым исполнялось в жизни многих христиан, в том числе и в жизни и служении указанных выше Божьих работников. К великому сожалению, эти труженики недостаточно внимательно отнеслись к евангельской терминологии и свой опыт исполнения Духом Святым называли крещением Духом Святым, что и привело к путанице в этом вопросе. Более подробно об исполнении Духом Святым говорится в третьей главе.

Среди христиан весьма распространенным является понимание, что выражение «крещение Духом Святым» является синонимом выражения «рождение от Духа Святого», что рождение свыше это и есть крещение Духом Святым. Но такое понимание крещения Духом Святым невозможно подтвердить Писанием, и поэтому такое толкование является произвольным. Несмотря на это, такое понимание очень распространено. Так, например, на сайте «Русский баптист» (www.rus- baptist.narod.ru) помещена статья (без указания автора) под названием «О крещении Духом Святым», в которой говорится:

«Крещение Духом Святым есть ни что иное, как получение верующим «обещанного от Отца» Духа, о чем Он говорил ученикам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Итак, если верующий получил «обещанного от Отца», значит он крещен Духом Святым. Получение верующим обетованного Святого Духа в Слове Божием называется различно. Отсюда происходят различные заблуждения людей, превратно толкующих Слово Божие. Читая его внимательно, мы видим, что в одних местах получение Духа называется «крещением», в других местах это же событие называется «исполнением Духа» (Деян. 9:17), «рождением от Духа» (Ин. 3:5-6), «помазание» (2 Кор. 1:21, 1 Ин. 2:20), «сошествием Святого Духа» (Деян. 1:8) и т. д., верующие «напоены» (1 Кор. 12:13), «запечатлены» (Еф. 1:13, 4:30), «освящены» (2 Фес. 2:13, 1 Пет. 2:22)».

Несомненно, такое рассуждение является поверхностным и примитивным. Конечно, при желании или по непониманию, можно назвать синонимами слова с совершенно различным значением. Возьмем такой пример. Известно, что человек в своем развитии проходит различные стадии: зачатие, внутриутробное развитие, рождение, рост, созревание и, наконец, зрелость. Но при желании, все эти стадии роста можно назвать одним словом, например, развитием, на том основании, что все эти стадии являются единым процессом формирования человеческой личности. Духовная жизнь христианина, как указывалось выше, тоже подчиняется законам духовного развития и роста — от духовного младенчества до «мужа совершенного в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). И хотя каждый этап духовного роста происходит под воздействием Духа Святого, но нельзя не делать различия между действиями Духа Святого на разных этапах этого роста. Например, в процессе обращения грешника Дух Святой в первую очередь «обличает его о грехе» (Иоанн. 16:8), затем производит в нем веру и побуждает к покаянию.

После рождения свыше Дух Святой питает дитя Божие «чистым словесным молоком, чтобы оно возрастало во спасение» (1Петр.2:2). На этапе духовной зрелости Господь призывает христианина к служению и для этого наделяет его силой свыше через «исполнение Духом Святым» (Деян. 1:8; 6:3; Еф. 5:18).

И хотя все это производит один и тот же Дух Святой, но не логично считать, что между этими действиями Духа Святого нет никакой разницы. Все, что производит Дух Святой в человеке, при желании можно, конечно, назвать одним словом. Но если мы желаем более подробно изучить эту работу Духа Святого, то мы должны проанализировать эту работу, то есть разложить ее на составные части. Это обычный метод анализа библейского текста с помощью методов герменевтики и экзегетики. Таким образом, считать выражения «рождение от Духа Святого», «крещение Духом Святым» и «исполнение Духом Святым» просто синонимами — это совершать экзегетическую ошибку. Известный немецкий богослов А. Зайбель в своей книге «Церковь Иисуса: неужели подвергнется обольщению в последнее время?» пишет об этом следующее:

«Если же мы говорим об обретении Духа, о крещении Духом и полноте Духа, то мы должны эти выражения применять в том же смысле, как и в Библии. Мы не можем сказать: это лишь игра слов. Слова являются носителями духовных реалий и опыта, и история последних десятилетий в полной мере доказывает, что путаница слов приводила к духовной путанице. Так, например, известный американский проповедник Чарльз Финней назвал особый случай из своей христианской жизни крещением силой. Его друг и коллега, Аса Махэн, назвал это событие крещением Духом. Евангелист Торрей подхватил это выражение и дал развернутое его определение в своей книге: крещение Духом, считает он, есть особое явление, которое мы можем пережить после нашего покаяния и которое, вооружая на служение, наделяет нас силой свыше. Эту мысль Торрея подхватили основатели пятидесятнического движения и добавили лишь один признак, по которому мы узнаем, что приняли крещение Духом, и этим признаком является говорение языком. И вот уже готово учение, которое ныне перенимают миллионы верующих».

Итак, рассмотрим на основании Священного Писания, что же такое крещение Духом Святым. В Новом Завете семь раз упоминается о крещении Духом Святым: Мф. 3:11; Мр. 1:8; Лк. 3:16; Иоан. 1:33; Деян. 1:5; Деян. 11:16 и 1Кор. 12:13. В шести из этих семи мест Писания говорится, как об обетовании (в будущем) крещения Духом Святым, и в этих местах не говорится о значении крещения Духом Святым. И только в одном месте, а именно в 1Кор. 12:13 говорится о значении крещения Духом Святым. Там сказано: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Елены, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». В этом месте слово «крестились» стоит в форме возвратного глагола, что не совсем точно отражает смысл оригинала. В английской Библии эта фраза звучит более точно: «Ибо все мы одним Духом были крещены в одно тело». Давайте проанализируем эту фразу.

Известно, что слово «крестить» дословно означает «погружать». А что означает «одно тело»? Какое тело имеет в виду апостол Павел? Конечно, он имеет в виду Церковь Иисуса Христа (1Кор. 12:27; Еф. 1:22-23; Кол. 1:18). Таким образом, все верующие в Коринфе, к ним же апостол Павел присоединяет и себя, были погружены Духом Святым в тело Христово. Другими словами, каждый верующий в свое время был погружен в Церковь Христову. А что означает «быть погруженным» в Церковь Христову? Нашими словами — это быть присоединенным к Церкви Христовой, стать членом Церкви. Отсюда очень важный вывод: быть крещенным Духом Святым — это, значит, быть присоединенным к Церкви Христовой. Пастор В. Домашовец говорит об этом так: «Крещение Духом Святым не означает поливание человека какой-то духовной небесной водой, но тот факт, что Духом Святым мы крещены в тело Христово — в Его Святую Церковь, и стали ее членами, то есть Дух Святой, как Божья Личность, осуществил этот акт крещения для присоединения новорожденного дитяти Божьего к Церкви Христовой».

Таким образом, крещение Духом Святым означает присоединение верующего человека, рожденного свыше, дитяти Божьего к Церкви Христовой.

Отрадно сознавать, что в нашем братстве ЕХБ все больше растет понимание крещения Духом Святым, как погружения возрожденного христианина в тело Христово, как присоединение его к Церкви Христовой. В газете «Наши дни», номер 1828 от 7 июня 2003 года опубликована статья Олега Куксенко под названием «Крещение Духом Святым», в которой говорится:

«При крещении, или завете с нашим Господом (водном крещении), мы крещены Им, то есть Он, Дух Святой, взял нас и крестил, погрузил в Тело Господне… Как только Истинное Слово, Иисус, скажет Свое решение о христианине, заключающем завет с Ним в водном крещении или после водного крещения, в момент искреннего решения и обещания, то мгновенно этот христианин будет крещен Духом Святым в Тело Господа нашего Иисуса Христа».

О крещении Духом Святым, как о присоединении верующего к Церкви Христовой, говорит д-р Санников С. В. в его книге «Подготовка к крещению».

«Чтобы понять, что представляет собой крещение Духом Святым, надо прежде всего задуматься над тем, что такое крещение вообще? Дословный смысл еврейского и греческого слова «крещение» — означает «погружение», но в переносном смысле оно означало «присоединение». Таким образом, крещение Духом Святым есть процесс погружения, или присоединения, человека к Телу Христа; а Тело Его, как указывает Новый Завет, — это Его Невеста, Церковь».

 

И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония

Газета Протестант,ру

Добавить комментарий