Слава Господня и Его храм


Швецов П. Б.

 

Соломон построил храм на горе Мориа (2 Пар. 3:1) или Сион (Пс. 64:2; 134:21), на том месте, которое было указано Давиду Господом (2 Цар. 24:18). Это место — плоская часть возвышенности, названа в Иер 21:13 «скалой равнины», — единственная относительно ровная площадка в Иерусалиме. Ныне она носит название Харамэш-Шериф — «возвышенное святилище».

Давид пожелал построить дом Господу (2 Цар. 7), но смог лишь заготовить для возведения храма дорогостоящий строительный материал и подготовить чертежи (1 Пар. 28:11-29:8). Строительство же храма Господь поручил его наследнику (1 Пар. 28:3,6). Соломон заручился помощью финикийских строителей и мастеров по обработке металла (3 Цар. 5:1 и след.; 7:13 и след.). Строительный лес доставлялся по морю (3 Цар. 5:9); каменные блоки обтесывались с такой точностью, что на месте их достаточно было ставить, не подгоняя, один к другому (3 Цар. 6:7).

Строительство продолжалось семь лет, со 2-го месяца 4-го года (967 г. до Р.Х.; 3 Цар. 6:1) до 8-го месяца 11-го года царствования Соломона (961 г. до Р.Х.; ст. 38). Освящение храма в 7-м месяце (3 Цар. 8:2) (около 960 г. до Р.Х).

Храм Соломона не был очень большим сооружением. Он был всего лишь вдвое больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Стены храма возводились из натурального камня, а внутри обшивались кедровыми досками; пол был настлан из кипарисовых досок, помещение Святого Святых также было обшито кедровыми досками. Здание храма состояло из трех помещений: притвора, Святого и Святого Святых.

Вход в Святое закрывала двустворчатая дверь из кипарисового дерева, каждая створка которой также состояла из двух половинок, так что дверь могла складываться. Святое и Святое Святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была сделана дверь из масличного дерева; здесь же помещалась завеса, подобная завесе скинии (2 Пар. 3:14). Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями херувимов, пальм и цветов, драгоценными камнями (3 Цар. 6:29; 2 Пар 3:6) и отделаны золотом, пол был покрыт золотыми листами (3 Цар. 6:21,30).

В своем великолепии храм должен был стать видимым отображением невидимой славы Божьей. Храм, по архитектуре и убранству, предметам обстановки и порядку богослужения во многом копировавший скинию, до смерти Соломона оставался центральным святилищем народа Израиля (3 Цар. 8:14).

В рассказе о строительстве храма обращает на себя внимание, опять же, тесная связь между понятиями славы Божьей и именем Божьим. Характерно, что храм Соломонов описывается не как храм Господу, а как «дом имени Господню» — 2 Пар. 2:1. Та слава Божья, которая до построения Соломоном храма была связана со скинией и ковчегом завета, теперь наполняет собой весь храм. Бог снова явил Свое Присутствие Своему народу, чтобы его спасать, освящать и направлять. Это было такое же явление что при освящении скинии.

И другой важнейший момент. Вся жизнь Соломонова храма сосредоточена вокруг почитания имени Божьего, то есть Бога: храм называется именем Господним; в храме пребывает имя Господне; в храм приходят, услышав о имени Господнем; в храме исповедуют имя Господне. Священное имя Яхве определяет весь богослужебный строй храма. Но опять же это не абстрактное понятие, ярлык или название, а сам Бог, как личность.

Даже после того как первый храм будет разрушен и на его месте, после возвращения евреев из вавилонского плена, будет построен второй храм, он будет по-прежнему восприниматься как место, в котором обитает имя Божье, слава Господня.

Опять же здесь видно то же понимание славы и имени Божьего, которое можно увидеть при рассмотрении рассказа о явлении Бога Моисею на Синае.

Слава Господня относится к реальности Божественного присутствия, которое проявляется в силе, величии, и характере Бога. Явление Его славы, прежде всего, связано с познанием Бога, Его характера и Его деяний. Бог показывает через явление Своей Славы, что Он правитель Своего народа и верен Своему завету. Слава Божия — это потрясающее явление Самого Бога, Его присутствия, показывающее прежде всего Его характер. В Ветхом Завете «слава Яхве» обозначает видимое присутствие Божие, провозглашающее Его характер.

Газета Протестант,ру

Добавить комментарий