Почему молодёжь уходит из церквей


Т.Г.Богомолова

Это явление – повсеместное, распространенное во всём мире, никакая страна не избежала «старения» церквей. У этого явления есть общие особенности, независимо от страны его проявления, но есть и различия.

В России в последние годы молодежь мало остается в церквях и мало пополняет ряды даже таких стабильных и достаточно закрытых деноминаций, как баптисты и пятидесятники. В советские годы, казалось, молодежь нашей страны не могли остановить ни трудности, ни лишения от воцерковления в собрании Живого Бога – Господа Иисуса Христа. Молодые парни и девушки неистово и отчаянно верили и жили по вере, отсидели за веру свои сроки в лагерях, а многие из них донесли свою веру до конца, передали ее детям и внукам.

Но не все, уверовавшие в молодости в нашей стране, пронесли веру Христову до конца своей жизни. Было ли таковых много или мало? Никто статистику не вёл. Но старые верующие, сохранившие своё чистое житие до наших дней, помнят на протяжении своей жизни случаи отречения от веры и Христа как со стороны старых, так и молодых христиан. А их предки тоже знали это явление не понаслышке.

Сегодня в России есть все благоприятные условия для веры в Господа Иисуса Христа, открытого исповедания её. Но каждая эпоха и даже отрезок времени преподносит свои сюрпризы – новые формы испытаний наряду с отголосками старых. Да ведь и Сам Господь Иисус Христос предупреждал: «будете гонимы, ненавидимы за имя Моё». В явной или скрытой форме это есть и в нашей стране, несмотря на эпоху плюрализма мнений, толерантности, всеобщей демократизации и завоевания прав на общечеловеческие ценности, в числе которых и право на свободу веровать, открыто принадлежать к определенной религиозной конфессии и деноминации.

Очень часто в истории многих стран мы можем исследовать и обнаружить, что зачастую так называемые благоприятные условия и являлись трясиной, поглощающей в себя верующих в Бога людей. Это явление — не ново, но обострение этой борьбы будет все больше присуще эпохе конца человеческих царств и приближения Царства Божьего. Чтобы оставаться светом, становится невозможным светить в полмеры, держать светильник свой «под кроватью» — это как раз путь отхода от веры Христовой и попадания в «трясину» благоприятных условий.

Сегодня в России многие причины охлаждения в вере христиан являются той удочкой, которые вылавливают их из Реки Жизни и погружают в «болото обмирщения». Но в этом вопросе для разных возрастов есть своя специфика. Каковы же причины непопулярности христианства среди молодёжи России?

Дух нашей эпохи — это свобода и желание свободно получить всё и сейчас. Свобода окрыляет и побуждает действовать наступательно и стремительно. Так, христиане сегодня имеют возможности хорошо заработать и отдать своих детей в светские учебные заведения. А зачем? Чтобы они, закончив их, сразу или через время могли учиться в библейских учебных заведениях и получить степень магистра и(ли) доктора Богословия, а не только бакалавра. Но все ли молодые христиане, закончив светские учебные заведения, пожелают учиться Богословию? Далеко не все, очень малый процент от их числа. Ведь 5-6 лет, проведенные в среде свободы и вседозволенности, нарастающих возможностей в достижении целей и реализации своих желаний, посеют-таки в них своё тлетворное семя. В дальнейшем, когда молодые христиане станут работать «в миру», то, скорее всего, это гнилое семя будет развиваться. Потом христианин женится, и заботы о семьи будут требовать от него приносить хороший доход, а для этого в нашей стране человеку нужно основательно проникнуться духом «с волками жить, по-волчьи выть». Конечно, этот христианин еще может удерживать себя от прямых и явных грехов, но тайные грехи, такие, как ненависть, зависть, лукавство (изворотливость), соперничество по плоти, высокомерие перед «халдеями» — начнут в сердце христианина свою невидимую подтачивающую работу.

Представим себе, что христианин все-таки сохранит на себе внешнее подобие и установки христианских правил жизни. Но то, что он охладеет к Богу, не будет духовно расти — это окажется непреложным фактом, который и выявился в последние 7-10 лет Лаодикийским состоянием в российских церквях. А дети такого христианина точно не станут христианами, либо будут формальными прихожанами из страха перед родителями или перед неведомым для них Богом, о котором они знают лишь понаслышке.

Ложная идея материально преуспевающего христианина, как некий итог любви к нему Бога, всё более захватывает сердца христиан нашей страны и особенно молодёжи, не сведущей в самой сути христианства. Молодые христиане и могут знать о терпении, о страданиях за веру, об испытаниях, но они к ним не готовы ввиду своего духовного младенчества. Поэтому под влиянием духа эпохи — свобода и быстро всё и сразу – молодёжь не приемлет сути христианской жизни — самоотречения, несения своего креста, следования за Христом.

По большому счёту, молодёжи и не с кого брать пример: ведь самоотверженных и посвященных Богу людей среди нас становится всё меньше. Молодые прихожане церкви наивно полагают, что быть таким христианином – удел лишь священства (пасторов, проповедников, лидеров домашних групп, дьяконов, певцов и музыкантов). В церкви России (и других стран) утеряно понятие о «царях Царства Божьего». Ведь если все верующие — послы и представители Царства Божьего, а не только священники церкви, то это одно. А если носители Царства Божьего — только священнодействующие в церкви, то это другое. Именно эта вторая установка мешает осознанию прихожанами, не вовлеченными в процесс священнодействия в церкви, ощущать себя царями (послами) Бога и Его Царства на земле. Прихожане позиционируются как люди 2-го сорта, удел которых слушать, учиться, смиряться и вести себя подобающе христианам. А как вы представляете себе проповедование слова Божьего половиной прихожан?

И когда такого понимания нет, тогда прихожане, особенно, молодые тянутся в мир страстей и похотей, неугомонных желаний и прихотей. Ведь в церквях России очень мало разъясняется цена ученичества и следования за Христом, все учащие объяты желанием привести к покаянию, а не научить всему тому, что оставил Христос и Его апостолы. И хотя стареющие лидеры церквей отчаянно хотят вырастить Тимофеев, Акил с Прискилами, Филимонов, но являются ли они сами людьми в духе апостола Павла или Петра? Возможно, кто-то из них и является таким человеком. Но одновременно с этим, в церкви отчётливо проявляются люди в духе Авессалома или Диотрефа. А это явление не разъясняется, замалчивается, и христиане в духе апостола Павла лишь тайно страдают и переносят нападки со стороны тех быстрых, стремительных людей, действующих в церкви в духе эпохи — сейчас и сразу всё.

Таким образом, церковь в лице своих пастырей, все более отходит от жизни по Священному Писанию и занимается лицемерием и религией, наподобие священников других религий, которых все ругают, но действуют уже, как и они. Настало время или быть холодным — равнодушным или горячим — пламенеющим к Богу и Его делам на земле через тебя. В этом весь cмысл жизни и особенно для молодых, которые не боятся трудностей, но должны быть им понятны, не как теория, а как повседневная практика старых христиан, не отклоняющихся от узкого пути заповедей Господа Иисуса Христа. Именно в таких собраниях и есть возможность воцерковления молодёжи и не оставления ими собрания своего.

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий