Последние рейтинги социально-политической устойчивости регионов России


Представляем первый выпуск рейтинга Фонда «Петербургская политика», подготовленный при информационной поддержке ИА REGNUM.

Комментарий президента Фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова.

Решение об издании нового рейтинга регионов принято в связи с очевидной нехваткой интегральных оценок социально-политического климата в российских регионах. Большинство выходящих рейтинговых исследований, как правило, ограничиваются оценкой потенциала действующих губернаторов или содержат исключительно экономические оценки (например, в части присвоения кредитных рейтингов), слабо сопряженные с социальными и политическими рисками. Присвоение оценок (по 10-балльной шкале) дается с учетом как долгосрочных и среднесрочных факторов (конкурентоспособность экономики, наличие источников саморазвития, наличие системы урегулирования социально-политических разногласий), так и текущих событий.

К числу текущих событий, способствующих повышению рейтинга, относятся, в частности:

• Успехи при взаимодействии с федеральными органами власти

• Принятие решений, нацеленных на улучшение экономической ситуации

• Успешные для власти политические события (в том числе итоги избирательных кампаний)

• Высокие оценки регионов по итогам различных исследований и рейтингов

• Эффективное урегулирование конфликтных ситуаций.

В числе событий, понижающих социально-политическую устойчивость, могут быть названы:

• Рост напряженности в отношениях с федеральным Центром

• Активное вовлечение силовых структур в социально-политические события (включая проведение разного рода спецопераций)

• Эксцессы и инциденты, ставшие заметными событиями и способные повлиять на общественное самочувствие

• События, указывающие на ухудшение экономической конъюнктуры

• Внутриэлитные и межрегиональные конфликты.

Необходимо учитывать, что критерии устойчивости различаются для отдельных регионов с учетом неодинаковости привычных стандартов, существующих в каждом из субъектов (например, трудно говорить о сопоставимости существующих социальных и политических стандартов Калининградской области и Тывы). Поэтому места в рейтинге отражают не «передовой» или «отстающий» характер сложившихся социально-политических систем, а их устойчивость с учетом внутренних и внешних рисков.

Кратко анализируя события текущего рейтинга за сентябрь — октябрь 2012 года, можно отметить некоторый рост общей социально-политической устойчивости регионов. Выборы 14 октября не привели к серьезной политической дестабилизации. В некоторых регионах (Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Мурманская область, Владимирская область, Хабаровский край, Забайкальский край) они принесли сюрпризы, однако в целом не дали особого импульса для политизации избирателей и прошли в комфортной для власти среде. Прогнозы о высокой вероятности осеннего всплеска социальных протестов также не нашли подтверждения: локальные забастовки и акции почти не имели резонанса за пределами населенных пунктов их проведения. Традиционно конфликтный процесс формирования федерального бюджета тоже почти не сопровождался публичными разногласиями.

Тем временем предвыборные конфликты в российских регионах постепенно сменяются медийными. Их итоги неодинаковы для власти. Так, в Свердловской области в конфликте вокруг «Ура.ру» политическая инициатива перешла к губернатору Евгению Куйвашеву, сумевшему укрепить позиции в регионе накануне предстоящих в 2013 году выборов мэра Екатеринбурга. Наоборот, эксцессы вокруг «Амур-медиа» и сайта «Орлец», похоже, не приводят к усилению администраций соответственно в Хабаровском крае и Орловской области.

Наблюдается также сохранение (а в некоторых случаях — и нагнетание) напряженности по другим направлением. Генератором негативных новостей в сентябре — октябре были национальные республики — Дагестан, Ингушетия, с недавних пор к ним все чаще присоединяется Татарстан. Как следствие, субъекты Северного Кавказа оказались аутсайдерами рейтинга. А первую тройку территорий возглавили Мордовия, Амурская и Белгородская области. Руководству Мордовии удалось добиться крупного лоббистского успеха, отстояв сохранение Саранска в списке городов Чемпионата мира по футболу 2018 года — несмотря на то, что позиции этого города устойчиво воспринимались как аутсайдерские. Высокие места Амурской и Белгородской областей объясняются успешным переизбранием действующих губернаторов, не сопровождавшимся (в отличие от других территорий) громкими скандалами и конфликтными ситуациями. Аутсайдерами рейтинга оказались республики Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан), где Серьезным фактором, способным повлиять на ситуацию в регионах, может стать происшедшая в октябре смена руководства Министерства регионального развития РФ. Однако аппаратный вес и роль ведомства в выработке решений в сфере региональной политики пока до конца не прояснены.

Издание рейтинга будет осуществляться на регулярной основе. Первый выпуск подготовлен на основе событий сентября — октября.

 

В Топ-10 событий за исследуемый период вошли:

1. Региональные и муниципальные выборы 14 октября.

2. Спецоперации на территории республик Северного Кавказа (Дагестан, Кабардино-Балкария).

3. Смена министра регионального развития РФ.

4. Операции силовых структур в отношении радикальных исламских организаций в Казани.

5. Определение списка городов для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года.

6. Территориальный спор между Ингушетией и Чечней.

7. Резонансные заявления губернатора Санкт-Петербурга Г.Полтавченко и ответная общественная кампания по критике городских властей.

8. Конфликт вокруг интернет-сайта «Ура.ру».

9. Роспуск регионального политсовета «Единой России» в Смоленской области.

10. Отставка правительства Калмыкии.

 

regnum.ru

Добавить комментарий