Проблема богодухновенности Библии


Кен Боа и Лэрри Муди

Человек может принять то, что Библия достоверный документ, но будет сопротивляться тому, что это — документ, вдохновленный самим Богом (богодухновенный). Хотя Библия в своих текстах неоднократно повторяет, что они написаны под руководством Бога, это не доказывает факта богодухновенности в какой-либо большей степени, чем заявления, сделанные Кораном или Книгой Мормонов о том, что они тоже богодухновенные писания. Но если все другие линии свидетельств постоянно указывают на достоверность Библии, свидетельство Библии о себе следует воспринимать серьезно. Точно так же, если Иисус Христос исполнил сотни мессианских пророчеств и воскрес из мертвых, на Его свидетельство о Себе самом нельзя просто махнуть рукой.

(1)    Библейские заявления. Ссылаясь на «Закон и Пророков» (Луки 16:16), Иисус сделал безоговорочное заявление: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Луки 16:17). Он сказал: «Вот то, о чем я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Луки 24:44), и что «не может нарушиться Писание» (Иоанна 10:35; см. Также Матф. 4:4; 5:17-18; 15:4). Павел тоже отмечал, что Писание «богодухновенно», то есть вдохновлено Богом: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, обличения, исправления и наставления в праведности» (2Тим. 3:16; также см. 1 Кор. 2:13, Гал. 3:16). Петр, ссылаясь на эту божественно-человеческую природу Писания, говорил: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1:21; см также 3:16).

(2)    Исполнившиеся пророчества. Ни одна другая книга в мире не содержит таких точных пророчеств, которые встречаются на протяжении всей Библии. Нет никакого сравнения, например, между Оракулами Нострадамуса и пророчествами Ветхого Завета об Иисусе Христе. Другие так называемые пророчества настолько расплывчаты и загадочны, что их можно «исполнить» любым способом. Напротив, пророчества Ветхого Завета в большинстве своем настолько подробны, что их исполнения были сразу очевидны. Они были очевидны настолько, что часто многие критики пытались приписать этим пророчествам более поздние даты (напр., пророчества Исаии 40-66 и Даниила), так что оказывалось, что пророчества были сделаны после событий. У Ветхозаветных пророков есть и краткосрочные, и долгосрочные пророчества, так что краткосрочные предсказания удостоверяли надежность долгосрочных предсказаний, которые нельзя было бы проверить, потому что они относились к очень отдаленному будущему. Таким образом, Бог сделал так, что исполнившиеся пророчества являются открытым свидетельством того, что Писание имеет божественное происхождение.

Ранее в этой главе мы защищали историческую достоверность библейских документов. Теперь свидетельство исполненных пророчеств даст нам возможность сделать еще один шаг вперед: Писания не просто исторически достоверны, но они также богодухновенны. Сначала мы с вами рассмотрим мессианские пророчества, а затем общие пророчества.

Лучше всего начинать с мессианских пророчеств, потому что большая часть из них очень специфичны, а свидетельства показывают, что все они были написаны за сотни лет до рождения Иисуса Христа. Ветхий Завет был переведен на греческий язык около 250 года нашей эры (Септуагинта), поэтому, очевидно, что еврейская Библия была написана до этого времени. Если все мессианские пророчества собрать вместе, круг вариантов настолько сужается, что только один человек может подойти под все эти пророчества. Около 300 пророчеств Ветхого Завета были буквально исполнены во время жизни Иисуса Христа, а эти мессианские пророчества не имеют смысла в отрыве от Его жизни. Мессианский самозванец мог бы сфабриковать исполнение нескольких пророчеств, но исполнение огромного большинства из них было бы вне его власти. Безгрешный характер Иисуса, Его чудесное служение и воскресение не соответствовали никому, кроме Самого Мессии.

Иисус глубоко знал Писания и часто заявлял, что вся еврейская Библия («Закон Моисеев, Пророки и Псалмы», Луки 24:44) указывали на Его будущий приход. «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Луки 24:27, также см. Матф. 5:17; 11:10; 21:42; 26:56; Луки 4:20-21; 22-37; Иоанна 5:39, 46-47; 15-25). Подобным образом, писатели Нового Завета заявляют о том, что Иисус исполнил Ветхозаветные мессианские пророчества. «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам» (Деяния 17:2-3; также см. Деяния 2:24-36; 3:18; 8:32-35; 10:43; 13:29; 1 Кор. 15:3-4; Евр. 1:8-9, 13; 10:5-17; 1 Петра 1:10-12; 2:6-8).

Самое ясное и сильное из всех мессианских пророчеств находится в книге Исаии 52:13-53:12, написанное за семь веков до рождения Христа. Эта песнь Страдающего Раба открывает нам, что Мессия будет страдать безвинно (53:4-6, 9), беззвучно (53:7), а также вместо других, чтобы понести их грехи (53:5-6, 8, 10-12). Мессия будет подвержен «истязаниям», «будет пронзен», «будет взят от земли живых», будет положен в гроб «у богатого». Но после Своей смерти «возвысится и вознесется, и возвеличится» (52:13). Это — яркая картина страданий, смерти, погребения и воскресения Мессии. (Начиная с 12 века, еврейские ученые пытались отождествить Раба, описанного в этом отрывке, с Израилем, но в 53:8 мы видим, что народ отделен от Раба, а сам Израиль никогда не страдал безвинно или молча, как это описано в отношении Раба).

Следующий список пророчеств Ветхого Завета, связанных с жизнью Иисуса Христа, и исполнения этих пророчеств в Новом Завете, показывает, насколько точно был предречен Его приход: (1) рожден женщиной (Быт. 3:15; Гал. 4:4); (2) рожден девой (Ис. 7:14; Матф. 1:18-25); (3) потомок Авраама (Быт. 49:10; Луки 3:23, 33); (5) из дома Давидова (2Царств 7:12; Иер. 23:5; Матф. 1:1; Луки 1:32); (6) рожден в Вифлееме (Михей 5:2; Матф. 2:1;Луки 2:4-7); (7) Его путь приготовлен Предтечей (Ис. 40:3-5; Мал. 3:1; Матф. 3:13; Луки 3:3-6); (8) помазан Духом Святым (Ис.11:12; Матф. 3:16-17); (9) служение проповеди (Ис. 61:1-3; Луки 4:17-21); (10) говорил притчами (Пс. 78:2-4; Матф. 13:34-35); (11) нес служение исцеления (Ис. 35:5-6; Матф. 9:35); (12) пророк (Вт. 18:18; Иоан. 6:14; Деян. 3:20-22); (13) священник (Пс. 109:4; Евр. 5:5-6); (14) время Его появления и смерти (Дан. 9:24-27; Луки 19:44); (15) триумфальный въезд (Зах. 9:9; Иоан. 12:12-16); (16) цена предательства (Зах. 11:12-13; Матф. 26:15; 27:7-10); (17) покинут Своими учениками (Зах. 13:6-7; Матф. 26:31; Марка 14:50); (18) молчал перед Своими обвинителями (Ис. 53:7;Матф. 27:12-14); (19) Его избили и оплевали (Ис. 50:6; Матф. 26:67); (20) над ним смеялись (Пс. 21:8-9; Луки 23:35); (21) Ему пронзили руки и ноги (Пс. 21:17; Иоан. 19:16-18); (22) был распят со злодеями (Ис. 53:12; Марка 15:27-28); (23) о Его одежде бросали жребий (Пс. 21:19; Иоанна 19:23-24); (24) крик с креста (Пс. 21:2; Матф. 27:46); (25) кости не сокрушили (Пс.33:21; Иоан. 19:31-36); (26) Ему пронзили бок (Зах.12:10; Иоан.19:34, 37); (27) погребен у богатого (Ис. 53:9; Матф. 27:57-60); (28) Он воскрес и возвеличился (Пс. 15:10; Ис. 52:13; 53:10-12; Деян. 2:25-32); (29) вознесесся на небеса (Пс.67:17-19; Деян. 1:9; Еф. 4:8); и (30) воссел одесную Бога (Пс. 109:1; Евр. 1:3).

Общее пророчество так же может быть использовано для того, чтобы показать сверхъестественное происхождение Писания. Во многих случаях эти пророчества настолько образны и точны, что высший критицизм стал приписывать некоторым частям этих книг более поздние даты, чем те, которые указаны самими книгами, потому что критики считали такие пророчества невозможными. Опыт свидетельств обычно говорит за более ранние даты, но даже если мы примем более поздние даты, многие яркие примеры пророчеств и исполнения Ветхого Завета останутся.

Предсказание Иезекииля о разрушении Тира (Иез. 26) было сделано в 6 веке до Р.Х., но высший критицизм приписывает его к 5 веку до Р.Х. Согласно этому пророчеству, Навуходоносор сделает осаду вокруг этого города и разрушит его (26:7-11), многие народы придут против него (26:3), развалины будут вывезены с места, где стоял разрушенный город, и выброшены в море, останутся только голые скалы (26:4; 12; 19), на этом пустом месте рыбаки будут сушить сети (26:5; 14), а сам город больше никогда не отстроится (26:14-14). Эти детальные предсказания исполнились с удивительной точностью. Древний город Тир был выдающимся Финикийским портом, который состоял из двух частей; одна часть находилась на побережье материка, а вторая часть — на острове, до которого было примерно полмили от побережья. Навуходоносор осаждал основной город в течение 13 лет (586-573 до Р.Х.) и, наконец, разрушил его, но остров оставался нетронутым. Эта оставшаяся часть города просуществовала до Александра Великого, который в 332 году до Р.Х. уничтожил город с помощью дамбы, которую он выстроил от побережья до острова. Чтобы построить эту дамбу, ему пришлось буквально собрать весь мусор и все обломки, оставшиеся от основного материкового города (26:4) и «сбросить их в воду» (26:12). Таким образом, место, где раньше был город, превратилось в «голую скалу» (26:4). «Многие народы» (26:3) приходили против восстановленного островного города, включая селевкийцев, птолемейцев, римлян, мусульман и крестоносцев. Но материковый город так никогда и не был восстановлен (26:14), и сегодня он остается голой скалой, на которой рыбаки раскладывают и сушат свои сети (26:5, 14).

Другие выдающиеся примеры точного исполнения пророчеств Ветхого Завета включают в себя сказанное о падении Ниневии (Наум 1-3), Вавилона (Ис.13-14; Иер. 51), Аммона и Моава (Иер. 48-49; Иез. 25) Филистины (Иер.47; Соф. 2), Едома (Ис. 34; Иер. 49; Иез. 25; 35), Мемфиса и Тафниса (Иез. 30) и об опустении и восстановлении Палестины (Лев. 26; Иез. 36).

Заявления Библии о ее богодухновенности, подтвержденные мощным свидетельством исполнения мессианских и общих пророчеств, веско подтверждают богодухновенность Писаний, особенно если это утверждено на исторической достоверности библейских документов.

 

Кен Боа и Лэрри Муди, «Я рад, что вы меня спросили» Исчерпывающие ответы на трудные вопросы о христианстве»

Газета Протестант,ру

Добавить комментарий