Протест стал культурным явлением политической жизни России


Александр Бикбов, заместитель директора Центра современной философии и социальных наук философского факультета МГУ

Ошибочно, с моей точки зрения, использовать выражение «типичный протестующий» и приписывать всем митингующим наличие четкой гражданской позиции. В тех интервью, которые мы собирали в ходе митингов, было хорошо видно, что у большинства участников отсутствует ясное представление о мире политики.

Один демонстрант сказал следующее: «Я на безрыбье проголосую за Прохорова, но хотелось бы добиться регистрации независимых кандидатов, прежде всего Алексея Навального, а наблюдателем на президентские выборы пойду от «Яблока»». Прекрасная цитата, которая показывает, что эти три шага ориентированы на трех совершенно разных кандидатов в протестное представительство.

Эта дезориентация несколько уменьшается по мере того, как люди выходят на митинги повторно. Проходит первая эйфория, происходит то, что журналисты называют усталостью, разочарованием от митингов. В конечном счете это является осознанием того, что изменения не происходят мгновенно. В декабре аполитичные прежде люди, выходившие на улицу, ожидали мгновенных изменений. Нередко, спрашивая: «Чего вы ждете от этого митинга?» – можно было услышать в ответ: «Смены президентской республики на парламентскую». К марту такого рода ожиданий и настроений стало гораздо меньше.

У людей изменилось представление о том, что такое стабильность. Те, кто выходил на улицу в декабре и в марте, делали это не потому, что они испытывали какие-то лишения. На вопрос, что мешает их самореализации, большинство даже не богатых, не состоятельных людей отвечали: «Только я сам» или «Ничто не мешает». Это был не протест за изменения, это был протест за стабильность, но за стабильность честную.

К марту в этой разнородной среде спонтанно выкристаллизовался один важный пункт согласия: готовность всех тех, кто называет себя свободными либералами, защищать бесплатное образование и медицину.

То большинство, которое готово участвовать в локальных инициативах по защите своего района, не участвует в крупных политических митингах. Большинство не является ключом к политическим изменениям.

Сегодня испытать себя в митинговом пространстве можно и не нагружая себя какими-то политическими обязательствами, это совсем не означает выхода к регулярной социальной или политической борьбе.

 

slon.ru

Добавить комментарий