Закон духа жизни во Христе Иисусе


Эрих Шнепель

«Закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». (Рим.8,2)

 

Дух Божий является создателем закона, но сам закон не обладает силой исполнять приказания Бога. Он не приносит человеку никакого освобождения от диктатуры греха. Поэтому и возрожденный христианин, и невозрожденный грешник находятся в одинаковом положении, если они хотят опереться на закон. От него не может прийти ни спасение, ни жизнь. Спасение только во Христе. Наше новое положение в жизни называется теперь не закон, но Иисус Христос. Только Он дарит нам жизнь и приводит к цели. И все-таки мы склонны снова и снова смотреть на закон, как на путь к жизни. Поэтому хватаемся опять за закон, когда нам в нашей жизни и христианской церкви бывает трудно. Мы думаем, что если в своей жизни мы всегда придерживаемся закона, то мы получаем спасение и освобождение от проблем. Снова и снова мы впадаем в заблуждение, воображая, что мы спасаем жизнь, если придерживаемся верных правил. Мы впадаем при этом в то же заблуждение, в котором оказался идеализм и все современные гуманисты, которые во всех своих построениях исходят из того, что человек по своей сути хорош. Он должен только узнать, нужные правила и законы природы и общества.

В то же самое заблуждение впали во втором веке христианской эры и образованные греки, увлекшиеся Евангелием. Из Иисуса Христа был создан великий учитель, который наилучшим образом дает советы как прийти к Богу. Они были убеждены, что, если просвещенный человек найдет и ясно осознает правильный путь, то он будет в состоянии сам идти по этому пути. Борьба с этими заблуждениями проходит через всю историю христианской церкви и до сих пор нанесла громадный урон ее развитию. С целью достичь духовного пробуждения людей многие массовые религиозные движения невольно шли по следам закона, правил, предписаний и теряли из-за этого возможные плоды своего труда. Некоторые великие проповедники Иисуса Христа допускали уступки закону, и в результате они терпели неудачу. Никто из нас не застрахован от этих ошибок. Когда мы не в состоянии справиться с трудностями, мы легко позволяем себя перехитрить и прибегаем к закону в какой-нибудь его форме. То, что Павел говорит в главе 7,13-23, помогает нам, не искать убежища в законе там, где могут помочь только Иисус Христос и спасительная власть Божьей благодати.

Рим.7,13а: «Итак неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак!»

Нам трудно бывает понять такую очевидную мысль: каким образом хороший Божий закон, который так ясно указывает нам правильный путь, не только не может помочь, но и ведет к смерти. Этот парадокс можно понять только тогда, когда мы ясно проявляется другая власть, которая как демоническая власть господствует над человечеством и которую Павел кратко называет «грехом».

Рим.7,136: «но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди».

Грех не является всего лишь безобидной природной наклонностью человека, некоторой человеческой слабостью, которую Бог загадочным образом допускает в нас. Существование греха — это непостижимая тайна. Когда мы поступаем против закона Божьего, то мы не только уступаем своим прирожденными наклонностям, но позволяем себя перехитрить той сверхчеловеческой власти, каковой является грех, которая в состоянии так злоупотреблять законом Божиим.

Но то, что я под влиянием этой власти совершаю, является не только слабостью с моей стороны, но и настоящим грехом, то есть виной перед Богом. Пока закон так ясно не говорил со мной, мне еще могло казаться, что я оказался жертвой слабости своей натуры. Но после того, как заповеди Божий так ясно заговорили со мной, у меня уже не может быть никаких извинений: мое непослушание является не только слабостью, но и непослушанием по отношению к Богу, т. е. открытым грехом. Таким образом, благодаря Божией заповеди, грех выставлен в своем истинном свете. Непостижимым является, что мы, зная жизненное значение заповеди Божией, все-таки действуем против нее. Истинную причину этого Павел поясняет в следующих фразах, в которых он хочет объяснить, почему он, вовсе не отвергая закон, все-таки должен исключить его как путь к спасенной жизни.

Рим.7,14: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян и продан греху.» (той демонической власти сверхчеловеческого свойства).

В стихе 14 этой главы мы находим ясное пояснение, почему все, что называется законом, в действительности не может нам помочь. Павел знает, что закон Божий создан не людьми, но имеет свое происхождение в Духе. Но странно, что все-таки Павлу не удается извлечь выгоду из этого и исполнять закон в своей жизни.

Ясное знание и понимание не спасают ни Павла, ни нас, потому что человек является «плотью». Плоть включает в себе все, что человек представляет собой от рождения. Мы можем разложить человеческое тело на все составляющие его химические элементы. Результат такого химического анализа окажется очень скудным. Мы сейчас же признаем, что этот химический анализ не поможет нам разрешить тайну «человек». Человек состоит не только из химических элементов. Благодаря исследованиям медицины, мы все глубже проникаемся пониманием, какую тайну заключает в себе «человек». Все, что составляет человека и что относится к его существованию, может быть отражено в понятии «плоть». Мы имеем наше происхождение не в «духе», от которого происходит закон, но во «плоти», и мы все являемся звеньями той бесконечной цепи человечества, представляющего «плоть».

Все поколения имеют ту же судьбу, будучи «плотью». Мы не только нашим телом, но и нашей душой и духом проданы «греху». Всем нашим существом мы отданы в распоряжение этой жуткой власти. Вот почему мы так бессильны и не в состоянии поступать в согласии с духовным законом Божиим. Нам не желания не хватает, а силы воли его реализовать, так как мы находимся под властью этой демонической силы, называемой «грехом». Уже с самого рождения поставлены мы под ее власть, независимо от того, сознаем мы это или нет. Павел это очень убедительно выразил эту мысль в Рим.5,12-14. После вмешательства Бога в его жизнь, и принятие Христа, Павел тем не менее не перестал быть человеком во плоти и крови. Это физическое состояние не изменилось после духовного обращения и перерождения. Это физическое свойство остается в нас до смерти. Эту мысль Павел развивает в следующих фразах, когда вместо прошедшего времени, (как он говорил перед этим) он переходит на грамматическую конструкцию настоящего времени и в длительной форме. Таким образом, начиная со стиха 14, он не уносится в прошлое, но говорит о периоде его жизни, переживаемым им в настоящее время. Описание настоящего времени не исключает, впрочем, прошлого, но включает и его. Иначе он не мог бы стих 14 связать с предыдущим словом «ибо», чтобы тем обосновать предыдущие выражения. То, что он о себе говорит в стихе 14, относится к прошлому, настоящему и будущему. То, что он является «плотью» и продан греху, связано со всем его существованием, как человека.

Рим.7,15: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу».

В самом деле, мы не знаем, что мы делаем. Мы не улавливаем последствий того, что мы делаем с лучшими намерениями. Это ведь грустный факт, что молодые люди, вступающие в брак с радостью и большими надеждами, не могут предвидеть их дальнейших путей. Они не знают, что с ними будет через несколько лет. В сущности, это совершенно невозможно, чтобы они друг другу дали связующее их обещание на всю жизнь. Через несколько лет они совершенно изменятся оба. Они еще не знают, что они совершают, вступая в брак. Есть в жизни влияния и власти, которые сильнее чем они. Государственные люди, политики, полководцы думали, что принесут счастье своим народам, не предвидя, какие бедствия будут результатом их решений. Некоторые государственные люди были бы рады повернуть назад колесо истории. Слишком поздно они убедились, как трагически закончилось то, что они предприняли. Они, как и Павел, не понимали, что делали. Могущественные темные силы были сильней, чем они. Насколько люди проданы, так сказать, этой демонической власти, это отчетливо видно из всей истории человечества. Это было великое дело, когда Колумб с железной, энергией переплыл Атлантический океан и открыл Америку. Он собственно искал прямую дорогу в Индию, а открыл Америку. Он не хотел ничего дурного. Напротив, он хотел только добра, но для коренного населения Америки это означало целый поток бедствий, да и для многих завоевателей — тоже не меньшие. Колумб «не знал, что он делал».

Ученые, открывшие возможность расщепления атома, не хотели конечно тех ужасных результатов, которые получились от этого изобретения. Они хотели просто исследовать тайны природы. В самом деле, атомные силы могли бы принести нашей перенаселенной земле большую пользу. Теперь же они стали проклятием и грозят существованию всего человечества.

В самых простых наших действиях и решениях мы не в состоянии предвидеть, что из этого может получиться. Молодой человек отправляется в другую страну, чтобы достичь большего успеха в своей профессии. Он принимает решение о собственной судьбе, не подозревая, какие колоссальные перемены оно внесет в его жизнь. Директор принимает важные решения для своего предприятия. Он поступает в убеждении, что его фирма получит выгоду. Он идет на некоторые перемены, чтобы его фирма была в состоянии выдержать конкуренцию. Это необходимо, чтобы всем служащим обеспечить достойную работу. Но он не может предвидеть, что в результате его решений, принятых из лучших намерений, для целого ряда людей это будет означать жестокие потери. Мрачные силы постоянно вмешиваются в нашу жизнь и расстраивают то, что мы начали с самыми лучшими намерениями. Поэтому для нас будет большим преимуществом, если руководство в нашей жизни возьмет на себя Иисус Христос и мы больше не будем отданы во власть каким-то мрачным силам. Тот кто это понял, может иметь только одно желание — отдать свою жизнь планомерному управлению Иисусом Христом. Он ждет от нас только нашего согласия.

Рим.7,156: «Потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю».

Мы сами для себя — загадка. Мы сами себя не понимаем в своих действиях. Как же это возможно, что мы разумные люди делаем противоположное тому, что мы считаем правильным? Мы не хотели бы приходить в ярость, но быть добрыми, и все-таки мы иногда приходим в гнев против людей, которые для нас самые дорогие на всем свете. Мы не хотели бы быть обидчивыми и все-таки из-за пустяка иногда порываем отношения с людьми. Мы хотели бы быть хорошими товарищами по службе и ведем себя иногда отвратительно по отношению к своим коллегам. Мы хотим жить в мире со своими соседями и из-за ерунды ссоримся самым злостным образом. Бесконечно часто мы делаем то, что мы в сущности ненавидим. Мы действительно проданы той чуждой нам власти.

В одном большом немецком городе я нашел девушек от 13 до 15 лет в неописуемом горе. Они большей частью стали уже матерями детей. Этого они конечно не хотели, хотя знали конечно, чем этот грех может закончиться. Многие молодые люди тоже знали, чем они рискуют. Они не хотели бы стать жертвой своих низких страстей и все-таки не смогли устоять против этого влечения в бездну и сами разрушили свою жизнь.

Нам бы хотелось быть уверенным, что подобные падения происходят только с теми, кто находится далеко от Иисуса Христа, но к сожалению каждый честный ученик Христа должен сознаться, что и он подвержен этому пагубному влиянию. Мы, те, кто дали Христу обещание идти за Ним, часто делаем то, что мы не хотим. Мы испытали на самих себе, что никакие хорошие правила не оказываются достаточно сильными, чтобы противостоять этим мрачным силам греха. Закон и заповеди Божии нам ясно говорят о том, что правильно и что неправильно, но они не обладают способностью вырвать нас из власти этих сил и охранить нас от них. Недостаточно знать то, что является правильным, нужно иметь поддержку Того, кто сильнее чем эти мрачные силы.

Рим.7,16: «Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр».

Порой становится жутко от осознания того, что мы в принципе можем сами делать то, что противоречит нашей моральной оценке. Мы отлично знаем, что такое хорошо, и все-таки делаем плохое. Вот в чем ужас нашего положения. Так бывает не только с убийцами, которые, находясь в тюрьме, с отчаянием мне говорили: «Я этого не хотел!» Я не могу забыть, в каком отвращении к самому себе был один преступник-педофил, убивший ребенка. Только совершив преступление, он пришел в себя и как бы проснулся. Он не мог постигнуть того, что он совершил. Еще оставаясь на свободе, он в отчаянии ездил между Потсдамом и Берлином то туда, то сюда, не находя себе покоя. Он просто себя не узнавал. Позже я постарался ему объяснить, что это демоническая власть толкнула его на это преступление, так как он не был под защитой власти Иисуса Христа. Кто же из нас не наблюдал в самом себе чувства и мысли, которые нам, казалось, совсем не свойственны. Они вошли в нас и стали довлеть над нами. Мы стали размышлять о поступках, которые мы изначально осуждали. Мы точно знали, что хорошо и правильно и все-таки дали доступ чуждым нам ценностям. А теперь мы с сожалением видим это и даже не смеем оправдываться. Мы можем только подтвердить, что все, требуемое законом, хорошо и правильно. Закон Божий не обманывает нас и не толкает нас на дурную дорогу. Он показывает нам правильный путь, но он не в силах защищать нас против тех мрачных сил, которым человечество отдано во власть.

Рим.7,17: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех».

Наше положение трудно. Мы не можем полностью себя контролировать. Мы не всегда свободны, решиться на правильный поступок. Еще менее мы свободны, чтобы принять правильное решение. Чуждая нам власть поселилась в нас и оказывает свое разрушающее влияние на нас.

Ни у одного человека при его рождении не спрашивают, готов ли он позволить этой чуждой власти влиять на него, она сама поселилась в нем и господствует. Наше положение кажется безнадежным. Из этого мрачного факта нашей жизни вытекает вся трагедия человеческой истории и каждого отдельного человека.

Итак, та власть, которая производит такое насилие в каждом человеке, не умирает, когда мы решаемся идти за Христом. Когда мы заключаем завет со Христом, эта власть еще не теряет свою силу. Она будет предпринимать отчаянные усилия, чтобы вырвать нас из рук Христа. Она хотела бы без помех продолжать властвовать над нами. Ее тревожит, что в нас появилась другая власть, которая оказывает ей сопротивление. Такого сопротивления она до сих пор еще не испытывала. Ведь раньше мы были отданы ей в полное распоряжение. Теперь эта пора закончилась. Эти мрачные силы уже не в состоянии, как прежде, производить над нами неограниченное насилие. С диктатурой над нами покончено. Но время от времени эти мрачные силы будут опять переходить в наступление, чтобы разрушить то, что Христос успел создать в нас. Эти нападения бывают иногда очень грубыми, иногда дьявольски хитрыми. Но Христос остается самым сильным.

Рим.7,18а: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе».

Таково наше положение в действительности. Мы хотим это фактическое положение скрыть от самих себя. Ясное понимание того, что во всем нашем существе нет ничего хорошего, что мы во всех отношениях до самых корней отравлены, обладает не только мощной моральной силой, но и великим творческим потенциалом. Вначале, когда приходим ко Христу, мы этого не знаем. Эта мысль становится нам ясной только с годами по мере того, как Дух Божий неуклонно творит в нас свою работу.

Рим.7,18б: «Потому что желание добра есть у меня, но чтобы сделать оное, того не нахожу».

Лютер эту мысль переводит так: Хотеть-то я хочу, а осуществить желание не могу. — Это смертельный удар для всякого человеческого идеализма. Мы уподобляемся человеку, который заблудился в трясине, которому грозит опасность утонуть, и он всеми силами старается освободиться. Но чем больше он старается, тем глубже погружается в болото. Он погибнет, если со стороны ему не будет принесено спасенье. Вот наше положение!

Я никогда не забуду мальчика, который в отчаянии мне говорил: «Я так хотел бы, но не могу…» Он вел отчаянную борьбу с пороком, который жил в нем, но порок был сильнее его доброй воли. Но из этого мальчика вырос большой мужчина, в котором Христос одержал победу в его жизненной истории. Также не могу я забыть и того юного идеалиста, который связался с одним из тех современных движений нашего столетия. Он сознательно отошел от Христа. Отталкиваясь от идей самодостаточности человека, его силы, веры в то, что в человеке живет добро, он стал он борцом против Христа. И вот однажды, как честный человек, он сознал свое заблуждение и полное банкротство. Он откровенно сказал мне: «Я считал что то, что христиане хотят достигнуть с помощью Христа, я смогу получить самостоятельно.» Он сам пришел к выводу: «Желание-то у меня было, но достичь хорошего мне не удалось.» Этот его вывод как раз совпадает с высказыванием Павла в Рим.7,14-23. Сам Христос и жизнь проверили этого идеалиста. После этого он вернулся ко Христу. Он понял, что Христос — единственное спасение.

 

Эрих Шнепель, Иисус Христос — конец религии

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий