О христианской культуре общения между мужчиной и женщиной


Клара
Любич

 

Я
хотела
бы
обратиться
к
опыту, приобретенному
в
последние
годы
новыми
церковными
движениями, и
особенно
Движением
Фоколяров (Movimento del Focolori). Я
представлю
их
для
того, чтобы
почерпнуть
некоторые
указания, полезные
для
реализации
культуры
взаимности
между
мужчиной
и
женщиной, соответствующей
Христову
Евангелию; культуры, согласной
с
учением
Церкви
и
способной
предложить
реальный
вклад
в
обновление
цивилизации
в
Европе
и
в
мире.

Впрочем, сама
Церковь
признала, что
харизма
единства
исходит
из
Движения
Фоколяров, харизма, дарованная
нам
именно
сегодня
Духом
Святым
для
осуществления
на
всех
уровнях
того
единства, которое
Иисус
просил
у
Отца
в
Своей
последней
молитве: «как
Ты, Отче, во
Мне
и
Я
в
Тебе, так
и
они
да
будут
в
Нас
едино, — да
уверует
мир, что
Ты
послал
Меня» (Ин. 17, 21).

Опыт
говорит
нам, прежде
всего, что
аутентичное
отношение
между
мужчиной
и
женщиной
невозможно, если
каждый
из
двух
не
раскрыл
себя
для
отношений
с
Богом.

Так
как
Бог
является
онтологическим
фундаментом
для
всякой
человеческой
личности, то
очевидно, что
мужчина
и
женщина
могут
экзистенциально
реализоваться
только
при
условии, что
узнают
друг
в
друге «ты» своего
Творца
и
Господа. Пережитый
опыт
отношения
с
Богом
есть
то, что, в
подлинном
смысле, персонифицирует, то
есть
делает
личностью, и
мужчину, и
женщину, в
их
равном
достоинстве
и
в
их
изначальном
призвании, которое
раскрывается
во
взаимности
их
отношений, пережитых
по
воле
Божьей, вписанной
в
самое
их
бытие
и
полностью
выраженной
Евангелием
Господа.

Бог, Которого
открывает
нам
Иисус, есть
Любовь (Ин. 4, 8-16). Следовательно, мужчина
и
женщина
приглашены
Господом
смотреть
на
БогаЛюбовь, более
того, «верить
Любви», которая
есть
Сам
Бог (см.: 1 Ин. 4, 16), чтобы
научиться
жить
любовью, к
которой
мы
призваны. «Любовь
познали
мы
в
том, что
Он
положил
за
нас
душу
Свою, — пишет
в 1 Послании
св. апостол
Иоанн
Богослов, — и
мы
должны
полагать
души
свои
за
братьев» (1 Ио. 3, 16).

Но
как
конкретно
должна
реализовываться
та
модель
и
та
степень
любви, которые
Иисус
пережил
в
отношении
к
каждому
из
нас, во
взаимной
любви
мужчины
и
женщины?

Господь
указывает
нам
суть
Своего
научения
и
Своей
жизни
в
заповеди, которую
Он
Сам
определяет «Своей» и «новой»: «Заповедь
новую
даю
вам, да
любите
друг
друга; как
Я
возлюбил
вас, так
и
вы
любите
друг
друга. По
тому
узнают
все, что
вы
Мои
ученики, если
будете
иметь
любовь
между
собою» (Ио. 13, 34-35).

Наш
опыт
подсказывает
нам: чтобы
любить
так, как
любит
Господь, необходимо
научиться
из
Слова
Божьего
и
затем
осуществить
некое
специфическое
искусство — «искусство
любви». Оно
делает
действующим
фактором
нашей
жизни
ту
любовь
Божью, которая
излилась
в
наши
сердца
Духом
Святым (см.: Рим. 5, 5).

В
первую
очередь, необходимо
любить
всех, без
всякого
исключения. Без
предпочтений
комулибо, поскольку
каждый
является
предметом
бесконечной
и
личностной
любви
Божьей.

Практикуя
в
себе
такую
любовь, мужчина
и
женщина
научаются
не
только
спонтанно
различать
в
человеке, стоящим
перед
ними, достоинство
сына
и
дщери
Бога, достоинство, составляющее
самое
бытие
и
самое
глубокое
значение
человеческого
существа, но
также
принимать
другого
и
отдавать
самого
себя
другому
в
свете
любви
Божьей, которая
создала
нас
как
драгоценный
дар
взаимной
любви.

Далее, в
той
любви, которой
нас
учит
Господь, необходимо
любить
первыми, то
есть
первым
делать
шаги
навстречу
любви. Эта
безвозмездность
и
инициативность
любви
являются
как
бы
отражением
Бесконечной
Безвозмездности
и
каждый
раз
новой
инициативы
Божественной
любви.

Онвозлюбил
нас
первым, и
мы
можем
какимто
образом
ответить
на
эту
Его
любовь, любя, в
свою
очередь, нашего
ближнего. «Если
так
возлюбил
нас
Бог, — пишет
св. апостол
Иоанн, — то
и
мы
должны
любить
друг
друга» (1 Ин. 4, 11).

Для
конкретной
любви
необходимо, сверх
того, стать
единым
с
кемто
другим, влезть, так
сказать, в
его
шкуру, проникнуть
в
его
сердце. Непревзойденный
пример
этого
единения
с
другим
явил
нам
Сам
Господь, Который, как
говорит
Послание
Филиппийцам, «будучи
образом
Божиим, не
почитал
хищением
быть
равным
Богу; но
уничижил
Себя
Самого, приняв
образ
раба, сделавшись
подобным
человекам
и
по
виду
став
как
человек» (Филп. 2, 6-7).

И, действительно, чтобы
по
истине
любить
другого, чтобы
принять
его
в
себя
со
всем
богатством
его
своеобразия, необходимо
дать
ему
место
в
самом
себе, необходимо, в
некотором
смысле, забыть
самого
себя, чтобы
жить
другим.

Любя
таким
образом, достигаешь
состояния, когда
любишь
другого, как
самого
себя: ты
вдруг
признаешь
в
том
другом, который
стоит
напротив, себя
самого, и, как
следствие, ты
обращаешься
с
ним, как
с
самим
собой.

Для
того, чтобы
все
это
происходило
полностью, искусство
евангельской
любви
преподает
нам
последнюю
решающую
характеристику. Должно
любить, вида
в
другом
свое
подлинное
бытие, свое
самое
глубокое
призваниеИисуса. Сам
Господь
сказал
это
нам: «то, что
сделали
одному
из
сих
братьев
Моих
меньших, то
сделали
Мне» (см.: Мф. 25, 40).

Став
человеком
и
ради
нас
умерев
на
Кресте, достигнув
самых
дальних
пределов
в
Своей
оставленности, Онкак
поучает
Второй
Ватиканский
Собор — «соединился
некоторым
образом
со
всяким
человеческим
существом» (Gaudium et spes, n. 22).

Апостол
Павел, — как
уже
упоминалось, — обращаясь
к
верующим, не
боится
утверждать
на
основе
опыта, пережитого
первой
христианской
общиной: «все
выво
Христа
облеклись. Нет
уже
Иудея, ни
язычника; нет
раба, ни
свободного; нет
мужеского
пола, ни
женского; ибо
все
вы
одно
во
Христе
Иисусе» (Гал. 3, 27-28).

Когда
взаимная
любовь
между
мужчиной
и
женщиной
пережита
таким
образом
и
в
такой
степени, происходит
нечто
совершенно
новое, является
некая
благодать, обещанная
нам
Господом. «Где
двое
или
трое
собраны
во
имя
Мое, там
Я
посреди
них» (Мф. 18, 20). Он
пообещал, и
это
Его
особое
присутствие
питается
и
возрастает
жизнью
Его
Слова, той
взаимной
любовью, которую
Он
нам
преподал, приобщением
к
Нему
Самому
в
Святой
Евхаристии.

В
этом
Его
присутствии
заключается
самая
суть
христианской
жизни. Христос
среди
нас
просвещает, укрепляет, свидетельствует
о
Самом
Себе, вдохновляет
мысли
и
поступки, которые
запечатлены
Им
Самим
и
потому
действенны
и
долговечны.

Именно
такой
Христос, живой
и
присутствующий
среди
нас, является «источником
новой
культуры
Европы», как
говорит
заглавие
нашего
Симпозиума.

Он
хочет
жить
среди
нас
и
вести
нас
всех
вместе
по
дороге
новой
евангелизации. Такое
Его
особое
присутствие
нам
кажется
самым
верным
ответоми
множество
примет
это
подтверждаютна
самые
глубокие
требования
нашего
времени.

В
присутствии
Воскресшего
Христа, в
свете
Его
Воскресения
взаимоотношения
мужчины
и
женщины
избавляются
и
от
опасности
униформизма, и
от
опасности
замкнуться
в
своей
неповторимой
оригинальности.

Эта
плодотворность, даже
на
уровне
природы, осуществляется
в
ситуации
брака, в
открытости
супружеской
четы
к
приятию
детей.

А
в
свете
нового
творения, осуществленного
Господом, имеется
другая, более
широкая
созидательная «плодотворность» — на
уровне
культурном, социальном, политическом, экономическом, религиозном; она
призвана
быть
плодом
взаимного
дарения
мужчины
и
женщины.

Этому
единству
двух
в
Иисусекак
писал
Папа
Иоанн
Павел II в
своем «Письме
к
женщинам» — доверено
не
только
дело
продвижения
и
жизни
семьи, но
само
устройство
истории.

Цивилизация
любвине
только
прекрасный
сон. Она
уже
реальность. Реальность
всякий
раз, когда
мужчина
и
женщина
обязуются
вместе
пережить
взаимную
любовь, любовь
до
полного
растворения
в
другом, по
словам
молитвы
Иисуса, обращенной
к
Отцу.


 

Симпозиум: Христосисточник
новой
культуры
для
Европы
на
заре
нового
тысячелетия

Газета
Протестант.ру

Добавить комментарий