Вера, Крещение, Вечеря Господня.


Юрий Сипко

Один из принципов евангельских христиан баптистов утверждает: «Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно верующим людям». Если сказать проще, это значит, что крестить можно только верующих, и вечерю Господню преподавать только верующим людям. Три ключевые понятия сосредоточены в этом принципе.

Вера.

Крещение.

Вечеря Господня.

Баптизм, как уникальное христианское исповедание рождалось в православном окружении, встречая сопротивление и мира, и клира. Уже обосновались в России и протестантские церкви, как-то лютеране, методисты, реформаты. Казалось бы, что найти в протестантах своих единоверцев было проще всего, но и в протестантской среде были компромиссы в принципиальных положениях, вступающие в конфликт с Евангельскими откровениями.

Святое Предание, ставшее на практике более важным, нежели Священное Писание привело к тому, что православная церковь утратила себя, как голос Божий. Незаметно, отказавшись от непререкаемого авторитета Божьего слова, церковь попала в зависимость от священников, от их духовного состояния. Кроме того, лишив себя авторитета Божьего Слова, православная церковь попала в зависимость от светской власти.

Неизбежно возник исход из православия, как поиск Божественной истины. Протестанты дали миру основополагающий принцип непогрешимости Писания. Он стал первым принципом веры и у баптистов. «Священное Писание – наше единственное правило и руководство во всех делах и вопросах веры и жизни».

Протестанты, как в своё время католики и православные не избежали искушения властью, и подавляли свободу мировоззренческого выбора. Так родился второй принцип баптистов – «Абсолютная свобода совести для всех». И доныне, баптисты гонимы, но никогда гонители.

Принадлежность к церкви по рождению, по наследству, привело к тому, что различить людей верующих и неверующих было невозможно. Очевидно, что такое положение не как не соответствует Священному Писанию, и баптисты приняли для себя третий принцип веры. «Церковь состоит исключительно из возрождённых людей».

Данный принцип закрепляет особые священнодействия, которые поручены Церкви её главой Иисусом Христом.

«Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно верующим людям».

Данный принцип закрепляет базовые ценности церкви, духовные процессы, тайны, совершаемые Духом Святым. Крещение и вечеря – священнодействия, которые совершаются внутри церкви. Таинства сии даруются только принадлежащим церкви людям, уже совершившими исход из мира, и ставшими гражданами Небесного Царства. Я намеренно использую определение таинство. Как бы мы не старались рационально, точно изложить суть крещения, в нём всё ещё остаётся тайна. В равной мере это относится и вечере. В ещё большей степени тайна и сама спасающая вера. Винс в своей работе также намеренно не использует термин таинства. Он применяет слово «Господни установления». Здесь нет противоречия. Мы сегодня скорее принимаем предложенные нам формулы, не стараясь понять их, не проходя путь мысленного, сердечного познания тайны. Сами себя тем самым лишая удовольствия наслаждаться познанием Бога. Вот почему я снова и снова зову моих друзей в это прекрасное духовное путешествие в мир тайн Царства Божьего. Ансельм Кентерберийский, богослов и философ, сказал как-то: «Верую, и потому понимаю». Думаю, такой вывод есть результат сознания: «не понимаю, потому верую».

Вера.

Вера уникальный феномен личности. Нам знакомо вульгарное противопоставление веры, как религиозного мировоззрения, и науки, как мировоззрения материалистического. Однако вера лежит в основе всех мировоззренческих систем. Вера, по сути, наличествует в каждой мало-мальски сформулированной системе взглядов. И из всех вер, вера в Бога является самая разумная, самая позитивная, самая созидательная. Христос такую веру называет делом Божьим! «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Иоан.6:29;

Вера в Бога, единственная вера, которая освобождает человека от смерти, раскрепощает его дух настолько, что человек входит в общение с Вечным Богом, и находит себя в Его Царстве. Таким образом, верующий, есть человек, который Богом вызван из мрака неверия, и верою соединён с Богом в мистическом, духовном единстве с Ним и Его Церковью. Как постичь реальность факта, что Бог Святой Дух, пребывает в человеке, созидая в нём Храм Себе? Только верой. Как постичь, реальность факта, что в телесной, смертной оболочке, уже пребывает Дух ВОЗРОЖДЁННЫЙ, который бессмертен? Только верой. Это отмечено в третьем принципе баптистов, и мы уже рассматривали некоторые особенности возрождённого человека.

Именно таким верующим, которые входят в общение с Богом, принадлежат благодатные дары Бога, каковыми являются Крещение и Вечеря! Разве это не чудо? Разве это не тайна? Такое не может родиться в сознании человека, не может не один фантаст, в своих фантазиях, вообразить. Сие есть дар благодати Божьей. Поскольку это дар Бога, то и Крещение и Вечеря, как благодатные дары тогда реальны, тогда действенны, когда совершаются как дары Бога, и принимаются как дары Бога.

Крещение.

Крещение является первым и обязательным действием человека верующего. Крещение – это отдание себя Богу, в воду, как в раскрытые объятия Спасителя. Поэтому крещение есть акт не только церкви и человека крестящегося, но в первую очередь это акт Бога спасающего! Вера открывает человеку духовные глаза. Гибель, мрак, ужас безнадёжности. Спасение только в Боге. «Что мне делать, чтобы спастись»? Это как прыжок из пожирающего огня. «Вот вода! Что препятствует мне креститься»? Крещение, как погребение всего мрачного, греховного, гибнущего, совершается полным погружением в воду. Крещение символизирует отречение от притязаний сатаны, умирание для всех страстей плоти.

Крещение символизирует восстание из водной могилы, в новом качестве. «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». Рим.6:4; В этом месте я всегда думаю, что мы своими традициями крестить в белых одеждах, извращаем этот факт. Скорее нужно входить в воду в рубищах, чтобы затем, выйдя из воды преображёнными, облечься в светлые одежды, символизирующие святость.

Соединение со Христом. Соединение с Церковью Его. Облачение во Христа! «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»! Эти внешние определения уже радикальны. Нет крещения обливанием. Нет крещения кроплением. Нет крещения людей, не способных понимать суть совершаемого, не верующих в Иисуса Христа.

Апостол Пётр говорит: «Крещение не есть омытие плотской нечистоты, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа»! Перевод Международного библейского общества: «И это символизирует крещение, которое сейчас спасает и вас. Крещение является не смыванием грязи с тела, но просьбой к Богу о доброй совести, через воскресение Иисуса Христа» 1 Петр. 3:21;

Можно дискуссировать о том, даёт ли крестящийся обещание доброй совести, или же испрашивает у Бога добрую совесть в акте крещения. Очевидно, что данное слово Петра, говорит следующее. Спасённый получает от Бога добрую совесть, ибо прощены грехи его, свят он. В акте крещения, верующий обещает хранить совесть чистой, отдавая себя Богу. Писание говорит однозначно, что христианин отличается доброй совестью. Он обязан иметь добрую совесть!

«я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня». Деян. 23:1;

«Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми».Деян. 24:16;

«Имейте добрую совесть» 1 Петр. 3: 16;

«имея веру и добрую совесть» 1Тим. 1: 19;

«мы уверены, что имеем добрую совесть». Евр. 13: 18;

Следуя изложенному принципу, «крещение принадлежит верующим», надлежит понимать, что спасение уже совершено и завершено. Как в таком случае понимать слова апостола Петра: «крещение…спасает воскресением Иисуса Христа». Я бы скорее включил в процесс спасения и крещение, как завершающее тайну спасения. Тем более, что баптисты, потому и баптисты, т.е. крещённые погружением по вере, придают крещению такое значение. Тут очевидно сыграл свою роль тот факт, что православие утверждает, что возрождение совершается через крещение. Желая выделить возрождающую силу Слова и Духа по вере, крещению отвели роль заповеди.

Очевидно, что лишив крещение спасающей силы, мы пренебрежительно относимся к нему. И тем самым обрекаем себя на двойственное положение. Уже спасён, но не член церкви. Однако вне церкви каково? Тело церкви, глава которого Христос, а каково положение не крещённого? Уже спасён, но в вечере участвовать не может. Значит не член тела? Так спасён, или не спасён? А как быть с тем, что говорит Учитель: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». На этот случай нам приходиться изощряться в толковании и искать скрытый смысл в словах Учителя. Это, мол, не о вечере. Это лишь намёк. К причастию эти слова не имеют отношения.

Вечеря Господня.

Причастие, Хлебопреломление, Вечеря Господня – всё это и ещё Евхаристия, термины определяющие заповедь Господа Нашего Иисуса Христа, которую Он оставил своим ученикам, заповедовав: «Сие есть Тело Моё, за вас ломимое. Сие творите, в Моё воспоминание»! « Пейте, сие, есть Кровь Моя, Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». В этой заповеди глубочайший смысл и великая тайна. Поскольку Иисус, подавая хлеб, называет Его своим телом, то бесспорно сия заповедь принадлежит лишь тем, кто и составляет Его тело, т.е. возрождённым, крещённым по Слову Спасителя.

Невозможно позволить себе, принимать хлеб, как обычную порцию завтрака. «Сие есть Тело Моё»! – и замирает душа. Напрасно упрекают современные христиане отцов наших, которые в Вечере Господней видели всю совокупность Божьей Любви, явленной в Иисусе Христе. Напрасно современные христиане превращают Вечерю Господню в торжество, в котором исключены воспоминания самой сути: Ломимое Тело, страдающее Тело, обезображенное паче всякого человека, распятое тело Спасителя.

«Сие есть Тело Моё, за вас ломимое» и пред взором встаёт Он, преданный, избитый, обезображенный, распятый! «Тело Моё, за вас ломимое»! Хлеб, в котором уже не отделить зёрна. Жернова уже растёрли их в муку. И печь огнём соединила и закрепила элементы муки, в единый хлеб! Разломите, каждому подайте. Так Я разломил Себя, чтобы каждый обладал Мною. Примите. Ешьте. И рядом стоящий брат, как частица целого. Единство в Нём – Вечеря.

Нам каждому, чрезвычайно важно, принимая хлеб, снова пережить процесс отвержения миром. В переживании отвержения, мы снова подтверждаем свою исключительность, свою причастность Небу, Царству Бога, свою идентичность Иисусу! Переживаем процесс полнейшего послушания Отцу. В вечере, каждый участник, принимая хлеб, соединяется с Ним. Невозможно вполне осознать сущность Воскресения, победу над смертью, без осознания ужаса смерти, ужаса оставленности, мук распятия. «Ешьте, это Тело Моё»!

Тайна этой заповеди постигается через познание Его. Можно сказать, что мы, вкушая хлеб зубами, мозгами постигаем, мозгами вкушаем Мистическое Тело Иисуса. Совершилось воскресение. Смерть побеждена. Но волею Божьею заповедано всем нам, проходить, снова и снова, путём страдания и смерти Спасителя. Ради нашего духовного благополучия, трепета, благоговения, мы обязаны Господом подтверждать, видимым образом, подтверждать миру, и себе наше единство с Господом и с Его Церковью! Невозможно пить из чаши, поданной Христом, со словами: «Сие есть Кровь Моя»! – без осознания того, что именно Им, Его кровью мы стали Его дети, причастники Божества. Слова Апостола Павла в 1Кор.11:29: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» подчёркивают превосходство мистической, таинственной сущности вечери, над видимой. Поэтому Апостол Павел и призывает нас: «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание»; Евр.13:13;

Четвёртый принцип утверждает, что вечеря Господня, как и крещение принадлежит верующим. В таком случае, нет оснований отказывать в участии в вечере Господней тем, кто уверовал, но ещё не крещён. Тем более что церковь без всяких оснований отказывает в крещении верующим, нередко обосновывая и тем, что крещение ничего не добавляет к спасению. Тут очевиден пробел, который требует серьёзного рассмотрения. Ключевое определение «верующий». Идентично ли оно определению «возрождённый», как это говорится в третьем принципе? Каков критерий для утверждения в истинности веры?

Евангельские истории о распространении спасающей веры, полны таких иллюстраций, как в случае с евнухом, когда вся вера излагалась одним словом: «верую, что Иисус Христос есть Сын Божий». Наши отцы в начале двадцатого века, крестили людей, как и Филипп, преподавши им начатки учения, и убедившись в том, что они веруют в Иисуса Христа. Сегодня мы вопреки нашим принципам выстраиваем барьеры, создаём ограничения, больше препятствуем росту духовному, нежели способствуем.

Желая избежать возможных ошибок, перестраховываемся, берём на себя функции Духа Святого, предъявляя младенцам во Христе требования быть совершенными. Такое непосильное бремя неизбежно ведёт к катастрофе. Церковь обретает черты исключительной элитарности. Возникает и живёт миф, будто все члены церкви уже свободны от пороков, никогда не грешат, их поступки святы. Дистанция между членами церкви и вновь приходящими растёт, делая непреодолимым барьер разделения. Где- то здесь коренится и природа разделений в церквах, жестокое осуждение тех, которые «не ходят за нами».

Исчезает снисходительность. Нет места прощению. Легко, без сожаления, отлучают согрешивших. Нет человека – нет проблемы. Писание не даёт нам оснований, требовать от уверовавших, мгновенного совершенства. Это великий духовный труд, который совершается уверовавшим, совместно с церковью, силой Слова Божьего и Духа Святого. Совершается всю жизнь, в борьбе за святость, против притязаний плоти. «Святой, да освящается ещё» – говорит о том, что процесс освящения в земной жизни не имеет предела.

В день Пятидесятницы крестились несколько тысяч человек. Их вера выражена словами: «Охотно принявшие слово его крестились» — как и в случае с евнухом, нет общепринятого для нас покаяния. Вера и в том и в другом случае выражается в волевом решении. Можно ли данные случаи описать как: «Согласен. Ты прав! Я верую в Иисуса Христа, и хочу креститься»! Гиперболизация формального публичного «покаяния», как единственно возможного на пути к Богу, на самом деле стала преградой, ибо не имеет обоснования в Писании.

Кроме того, такое псевдопокаяние стало подменой настоящего духовного просвещения, обучения вере. Христос сказал «Научите». Благовестие это процесс. Учение проникает в сознание и преобразовывает человека. Именно это и есть покаяние, как полная перемена и мышления и поступков. Покаяние может быть вовсе без эмоциональных криков, слёз, и прочих внешних атрибутов. Сегодня мы бы евнуха не крестили, но убедили бы приехать через год, и зайти в нашу церковь, чтобы там изобразить покаяние. Хорошая технология, и цели благие, но в таком христианстве нет места Духу Святому. А зачем? Мы всё сделаем сами. Дух ведь нам неподконтролен. А спросить с него никак нельзя. Так что мы сами разберёмся.

Недавно в статье о покаянии я читаю: «Мне удалось по очереди поговорить с двумя людьми, откликнувшимися на проповедь. Каждому из них я задавал вопрос: «Если бы вы сегодня предстали перед Богом, как вы думаете, куда бы Он вас отправил: в рай или ад?» Не получив конкретного ответа, я спрашивал: «А вообще, как вы думаете, что нужно для того, чтобы спастись?» Поразительно, но в обоих случаях люди, произносившие молитву покаяния, сказали: «Нужно стараться соблюдать заповеди и не грешить». Вслед за этим я спрашивал: «А как вы думаете, у вас получится соблюдать заповеди и не грешить?»

Автор статьи пастор, данный пример приводит, дабы побудить проповедников точнее изъяснять Евангелие, точнее открывать суть Спасительной вести и самого Спасителя Иисуса Христа. Согласен. Но свои вопросы он формулирует уже настолько глубокомысленно, что ожидать ответов, таких, каких очевидно ожидает автор, нельзя. Не может человек неверующий, впервые услышавший проповедь Евангелия иметь ясные ответы на вопросы, которые богословы ещё формулируют и при этом очень часто спорят, заблудившись в своих трёх соснах богословия. И при этом автор заметки, сам того не замечая, полностью игнорирует Писание! Ни слова о Господе Иисусе Христе, веруя в Которого, и только через веру в Которого, мы имеем прощение грехов и жизнь вечную! Налицо подмена Евангелия спасительной технологией.

«Верующий в Меня имеет жизнь вечную»! «Дух Святой обличит мир во грехе, что не веруют в Меня»! Ведь Иисус учит своих учеников: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам»; Ученики Иисуса выполняли Его поручение. Веруешь от всего сердца? «Верую» – было достаточно, чтобы креститься! Затем уже послания, личные беседы, увещания, то есть учение. Мы сегодня верующих в Иисуса Христа людей не крестим. Мы крестим людей, которые веруют в нас.

Иногда принципы веры, защищают нас от безбрежных блужданий мысли человеческой. Иногда принципы наши, становятся плотиной, которая останавливает движение. Мы нуждаемся в осмыслении своей веры. Каждый из нас обязан пройти этот путь, чтобы лично сказать: «Я знаю в Кого уверовал. Я уверен, что Он сохранит залог мой на оный день»!

ysipko.ru

Добавить комментарий