Дела в жизни христианина


И. В. Музычко

Для неопытного христианина иногда бывает трудно разобраться в том, какую роль играют дела в деле спасения и вообще в жизни христианина. Поверхностное чтение Слова Божия иногда приводит к противоречивым выводам. И действительно, с одной стороны, Писание говорит: «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20), а с другой стороны, — «человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак.

2:24). Однако внимательное исследование Писания относительно дел в жизни христианина устраняет всякие кажущиеся противоречия и вносит полную ясность относительно того, чего ожидает от нас Господь. Итак, все дела, о которых говорится в Писании, можно разделить на три категории: дела закона, добрые дела или поступки, которые христианин призван совершать в своей жизни, и, наконец, дела веры. Рассмотрим подробно, что говорит Писание о каждой категории дел.

1.    Дела закона. Везде, где в Новом Завете говорится о делах закона (Рим. 3:20, 9:32; Галл. 2:16, 3:2,5,10), имеется в виду исполнение заповедей Закона Моисеева (Исх., главы 20-31; Лев., главы 1-7, 11-27 и др.). Об исполнении этих заповедей в Новом Завете, сказано, что «делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть» (Рим. 3:20, 28; Галл. 2:16, 3:11; Деян. 13:39). О каком оправдании здесь идет речь? Об оправдании перед праведным судом Божьим, перед Его святостью и справедливостью, требующей наказания виновного грешника, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). А через грехопадение все люди стали грешниками, виновными пред Богом. «Все совратились с пути, до одного негодны, нет делающего добро, нет ни одного. Потому что все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:12, 23). И поэтому все люди нуждаются в оправдании пред Богом, нуждаются в спасении от осуждения на вечную гибель.

Существует один единственный способ оправдания пред Богом или спасения от вечной гибели — это вера в искупительную жертву Иисуса Христа на кресте Голгофы, где Он совершил спасение для всех людей. Тот, кто приходит к Богу с верой и покаянием и принимает в свое сердце Иисуса Христа как своего личного Спасителя «получает оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24) . «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5;1). «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9).

Как уже говорилось, еще при жизни Апостолов в христианстве возникло лжеучение, что для спасения одной благодати Божьей недостаточно, а необходимо еще исполнять закон, творить дела закона. Это не была дискуссия о каком- то отвлеченном богословском вопросе, а попытка сатаны извратить весь смысл благовестия Христова. Этот вопрос был настолько важным для ранней Церкви, что для его рассмотрения был созван первый церковный собор в Иерусалиме (Деян. 15:1-29). На основании решения этого собора Апостол Павел твердо отстаивал евангельскую точку зрения, что никакими делами закона невозможно оправдаться пред Богом, невозможно заслужить спасение. Христос освободил христиан от необходимости исполнять Закон Моисеев, «упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением» (Еф. 2:15; Гал. 2:21, 3:13). Поэтому дети Божьи Нового Завета находятся не под законом, а под благодатью (Рим. 6:15).

Однако, в вопросе упразднения ветхозаветного закона и замены его новозаветным учением, в протестантском богословии давно существует два разных взгляда, которые отражают две богословские теории о соотношении Ветхого и Нового Заветов между собой. Суть этих теорий сводится к вопросу: что христианин может брать из Ветхого Завета как норму жизни и правило поведения, а что нет? Д-р С. Санников в статье «Тайна предопределения. Кальвин и Арминий» говорит об этих теориях следующее:

«В богословии уже давно утвердилось два диаметрально противоположных ответа на этот вопрос. Это ковенантная теория и теория диспенсаций (отдельных периодов). Диспенсационалисты считают, что Бог устанавливал с человеком в разные периоды человеческой истории разные заветы и, что самое важное, условия или требования этих заветов не переходят один в другой, а ограничиваются только своим периодом времени. Последователи ковенантной теории не разбивают историю на отдельные и как бы состыкованные между собой по времени отрезки, а рассматривают ее как динамическое, постоянное развитие одного общего завета между Богом и человечеством, который принимает разные формы в разное время. А это означает, что между разными историческими периодами нет четкой границы и многие поставленные Богом условия и нормы Его взаимоотношений с людьми переходят из одного периода в другой. Конечно, в богословии существует широкий спектр воззрений от крайнего диспенсационализма до крайней ковенантности, но эти, казалось бы, абстрактные богословские построения имеют самое непосредственное практическое влияние.

При чтении Библии у каждого человека складывается определенное представление о том, как Бог взаимодействует с ним сегодня, сейчас, то есть, какие требования Бог предъявляет к нему. Чаще всего люди не знают мудреных названий — диспенсационализм, ковенантность и прочее, но хотят они того или нет, осуществляют на практике одну из этих многочисленных теорий».

Суть точки зрения на ветхозаветный закон, которая более соответствует ковенантной теории, чем теории диспесаций, состоит в следующем. Когда говорится об исполнении Закона Моисеева, то необходимо иметь в виду, что в нем содержатся две категории требований: нравственные заповеди и церемониальные, или обрядовые установления. И когда говорится, что христиане освобождены от обязанности исполнения Закона Моисеева, то речь идет, конечно, о церемониальной, обрядовой части закона. Обрядовая часть Закона предусматривала исполнение всяких церемоний и обрядов, таких, например, как обрезание, соблюдение субботы и других праздников, предписания относительно чистой и нечистой пищи, омовения рук перед едой, разнообразные жертвоприношения и тому подобное. Весь этот обрядовый закон имел только «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр. 10:1), так как он указывал на Христа, был «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Все то, на что этот обрядовый закон указывал, исполнилось во Христе Иисусе, поэтому Христос есть «конец закона» (Рим. 10:4).

О нравственных заповедях Закона Сам Христос сказал, что Он пришел не нарушить их, а исполнить (Мф. 5:17) . Более того, Христос Своим учением усилил требования нравственного закона (Мф. 5:21-22, 27-30). Причем, в этом усилении нравственного закона содержалось, не только повышение требований этого закона, но и умножение благодати Христовой, дающей силу возрожденному христианину исполнять эти требования. Перефразируя слова Христа, можно сказать, что Он в Своей Нагорной проповеди как бы говорил Своим слушателям: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, а Я говорю вам, что Я дам вам такое сердце, что вы не будете даже гневаться на брата своего. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что Я дам вам такое сердце, что вы даже не будете думать об этом».

Так что нравственный закон, который вытекает из Божьей святости и чистоты, имеет вечное и непреходящее значение. Исполнение этого нравственного закона обязательно для христиан, так как он является составной частью евангельской нравственности. Но и здесь необходимо заметить, что христианин должен исполнять нравственный закон не для того, чтобы таким образом заслужить себе спасение, а потому что исполнение нравственного закона есть выражение его новой возрожденной природы. Возрожденный дух христианина стремится к исполнению нравственного закона, к чистой и святой жизни во Христе, так как его новой природе чужд и отвратителен грех, хотя его ветхая, греховная природа иногда противится этому, о чем говорилось подробно в предыдущих главах.

Существует и другой взгляд на соотношение Ветхого и Нового Заветов, который соответствует теории диспенсации. Суть его заключается в том, что нет основания разделять Закон Моисеев на две части — нравственную и обрядовую. И если говорится, что Христос упразднил закон заповедей Своим учением (Еф. 2:15), то необходимо понимать, что весь ветхозаветный закон был упразднен, как бессильный и ослабленный плотью (Рим. 8:3), как обветшавший и устаревший (Евр. 8:13). Ветхозаветный принцип справедливости (»зуб за зуб») был заменен новозаветным принципом любви. На заповедях любви к Богу и к ближнему, по словам Христа, «утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40) . Д-р С. Санников в упомянутой статье говорит об этом так:

«Кто-то считает, что Христос отменил только обрядовый закон, а закон моральный, изложенный в Ветхом Завете, остался в силе. Но Христос — конец всего закона. Он нигде не говорил об отмене только части закона, да и двух законов в Писании нет. Закон Моисеев есть закон Божий, и это единственный закон. Мы можем либо выполнять его, либо не выполнять. Если Христос освободил нас от закона, то от всего закона. Это значит, что Тот, Кто сказал: не должно красть, сказал также: должно обрезываться. Если мы свободны от последнего, то мы не обязаны выполнять и первое, то есть, христиане не обязаны выполнять ни одного правила Ветхого Завета. Так что же — будем красть и прелюбодействовать? «Праведен суд на таковых», — отвечает апостол Павел (Рим. 3:8) на такой вывод об абсолютно свободном положении христиан. Господь вывел нас из сферы действия закона Ветхого Завета и полностью освободил от него не для того, чтобы ввести в анархию и беспредел. Он ввел нас в действие закона царского, то есть совсем другого закона — закона любви. И христиане теперь не обязаны выполнять десять заповедей, как ни абсурдно это может показаться на первый взгляд, но они обязаны выполнять только одну заповедь — заповедь любви к Богу и к ближнему. И это единственное, что осталось от Ветхого Завета и закона.

Если человек любит, ему бессмысленно и даже оскорбительно говорить — не убей, не укради… Как можно убить того, кого любишь как себя? Как можно украсть у самого себя? Трудно представить, чтобы во время бракосочетания пастор давал наставление жениху: «Смотри, не убивай свою невесту» или «Смотри, ничего не укради у нее». Пастор говорит жениху о любви к невесте, а это включает в себя все».

Нет сомнения, что для возрожденного христианина, идущего путем освящения и достигшего определенного духовного уровня, заповеди Христа, чтобы любить Бога всем сердцем и ближнего своего, как себя самого, вполне достаточно. Но среди возрожденных детей Божьих находится много духовных младенцев, плотских христиан, которым необходимо напоминать о том, что в новозаветной заповеди любви содержатся требования нравственного Божьего Закона. По этой причине Апостол Павел возрожденным христианам напоминает: «Поэтому, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, . . . кто крал, впредь не кради» (Еф. 4:25-28) . И таких напоминаний в Новом Завете много.

Для возрожденного христианина не обязательно знать все эти богословские теории. Главное для него — любить Господа всем сердцем своим и ближнего своего, как самого себя, а это и значит жить высоконравственной, святой и благочестивой жизнью.

2.    Добрые дела. Они тоже не могут быть основанием нашего оправдания и спасения. Никакими добрыми делами невозможно заслужить спасение. Если бы можно было спастись добрыми делами, то не было бы нужды Христу приходить на нашу греховную землю и умирать на кресте Голгофы.

Однако это вовсе не означает, что христиане могут не делать добрых дел в своей жизни, что они освобождаются от того, чтобы творить добро окружающим людям. Наоборот, они обязаны это делать, но не для того, чтобы таким способом «заработать» спасение, а потому что, будучи уже спасенными, детьми Божьими, любовь Божья в них проявляется в том, чтобы делать добро окружающим людям. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). В первую очередь христиане призваны делать добро «своим по вере» (Гал. 6:10), ибо в этом проявляется любовь детей Божьих друг ко другу (1Иоан. 3:17-18).

Христиане также призваны делать добро всем людям, ибо это есть один из способов свидетельства о Христе. Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Апостол Петр призывает христиан проводить «добродетельную жизнь между язычниками, дабы они, видя добрые дела наши, прославили Бога в день посещения» (1Петр. 2:12). Добрые дела христианина свидетельствуют о том, что он является истинно живым Божьим дитем, что в нем имеются «те же чувствования, какие во Христе Иисусе» (Фил. 2:5), что он, подобно своему Спасителю, желает, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Для достижения этого он старается свидетельствовать другим о Христе не только своим словом, но и своими добрыми делами, делами милосердия (Кол. 3:12, Иак. 3:17).

3.    Дела веры. Что же такое дела веры, без которых сама вера является мертвой (Иак. 2:20)? Это проявление веры в делах и поступках христианина. Дела веры играют большую роль в деле нашего спасения. Дело в том, что спасение каждого конкретного человека — есть дело Богочеловеческое, как выразился великий русский христианский философ Владимир Соловьев. В этом спасении участвуют две стороны — Бог и человек. Бог со Своей стороны все сделал для нашего спасения, полностью выполнив Свою часть Великого плана спасения. Христос совершил это на кресте Голгофы для всех людей (1Тим. 4:10).

В чем же состоит человеческая сторона в осуществлении этого спасения? Она состоит в принятии верою каждым конкретным человеком этого спасения, совершенного на кресте нашим Спасителем. Если человек не примет верою этого спасения, то оно не может быть реализовано этим человеком. Но что значит «принять верою» Божье спасение? Достаточно ли, чтобы человек понял и согласился, то есть поверил, что все люди грешники и что Христос является Спасителем всех людей? Нет, такой веры недостаточно, ибо таким способом даже «бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Необходимо, чтобы эта вера проявилась в «деле», необходимо совершить дело веры. Таким делом веры является покаяние.

Это хорошо видно на примере блудного сына (Лк. 15:1132). Когда он расточил свое имение и начал нуждаться, и пришел к сознанию своей вины, вспомнив о своем добром отце, то поверил, что его спасение заключается только в возвращении к своему отцу. Он принял решение вернуться. Но если бы на этом остановилась его вера, если бы она не вылилась в «дело веры», в осуществление его решения, то эта вера не принесла бы ему никакой пользы. Но сказано, что он «встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15:20) . В этом и состояло его дело веры. Поэтому и сказано, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:20) . «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26) . Вот почему на вопрос людей, которые слушали проповедь Апостола Петра в день пятидесятницы, и которые «умилились сердцем», то есть поверили, было сказано: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). Уверовавшим во Христа необходимо было проявить дело их веры в покаянии и крещении, ибо «вера без дел мертва».

Дела веры всегда связаны с послушанием Господу, вот почему Апостол Иаков в качестве примера дела веры приводит послушание Авраама выполнить повеление Господа о принесении в жертву своего сына Исаака (Иак. 2:21) . Для христианина делом веры является исполнение повелений и заповедей Господних, содержащихся в Священном Писании.

Мы знаем, что Дух Святой призывает возрожденного христианина идти по пути духовного возрастания. И если христианин проявляет послушание этому призыву и идет по пути возрастания, то это есть дело веры. Поэтому вступление в завет с Господом через святое водное крещение — это есть дело веры; освящение или осуществление значения водного крещения, состоящее в сораспятии со Христом — это есть дело веры. Исполнение Духом Святым, принятие верою всеоружия Божия, наша духовная борьба и победа — все это есть дела веры. Одним словом, осуществление в жизни христианина всех обетований Божьих, через которые он становится «причастником Божеского естества» (2Петр. 1:4), есть дело веры. Понимание роли дел в жизни христианина, с одной стороны, предохранит христианина от всяких заблуждений на этой почве, а с другой стороны, будет способствовать ему идти по пути освящения и духовного возрастания.

 

И. В. Музычко. Живое христианство и тайна беззакония

Газета Протестант,ру


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*