Первый дар Бога в нашей жизни никогда не бывает последним.


О. А. Тярк

Как поступает Господь с мужем, полным отчаяния?

«И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел, и напился, и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива. И вошел он там в пещеру, и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, остался я один.» 3 Цар. 19, 6 14.

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» Пс. 41, 6 восклицал в древности псалмопевец. Бывают такие тяжелые минуты, когда решается участь нашей личной жизни. Илия переживал за более великие дела за участь всего народа, хотя, конечно, к этому присоединилась и скорбь его личной жизни. На весах была вера, истина и труд Божий во всем мире. Размышляя о том, что только будет с делом Божиим в мире, он потерял дерзновение и надежду. Так как все, для чего он жил до сих пор, исчезло, то желал исчезнуть и он сам. Что делает Господь со Своим рабом, находящимся в подобном состоянии, без надежды, для кого жизнь потеряла свой смысл? Его отношение к пророку Илии чрезвычайно поучительно для нас.

Прежде всего Бог укрепляет пророка физически. Он начинает с того, с чего не многие начинают. Господь прежде всего дает отдохнуть Своему рабу. Сон таинственная и могучая сила, необходимая для всех. В настоящее время нам известно, что сном лечат болезни, неизлечимые другим способом. Сном Бог подкрепил Своего раба. Пророк Илия успокоился, и его утомленное тело получило новые силы. Затем Господь подкрепил его, прислав нарочного, принесшего ему печеную лепешку и воды. Небесный Отец заботится о Своих ошибающихся и своенравных детях; Он заботится как о душе, так и о нашем теле, насыщая и исцеляя его. Творец знает, что мы нуждаемся во всем этом.

Бог дал для пророка сорок дней. Место, где пророк, простершись, находился под можжевеловым кустом, не могло быть от Хорива дальше, чем на день пути, но по нему пророк ходил теперь сорок дней. И ветхозаветный народ Божий некогда ходил по этой же пустыне целый месяц и десять дней. У него было много времени для раздумий, для того, чтобы взвесить все и успокоиться. С одной стороны, его сопровождала смелость, данная от Бога, и сила, обретенная им через пищу, с другой стороны, он был в ожидании Всевышнего, чувствуя, что Он не говорит с ним.

Господь никогда не спешит, но и не медлит. Он дает и времена для ожидания. Забота Господа о нашем теле показывает Его любовь. Он заботится и о добрых, и о злых людях, посылая каждому пропитание и тепло солнечных лучей. Бывает, что Господь посылает нам Свою помощь, исцеление или что-либо иное, но в духовном отношении ставит такого человека в состояние ожидания, предоставив ему, как и пророку Илии, определенный срок. Но как утомительны были эти дни для Илии, которого не покидало чувство, что он снова окажется на том самом месте, где уже был. Но кого Господь оставил ожидать, тот пусть ждет! Другого пути нет.

Слово Господне для обличения. И вот Господь пришел с суровым словом обличения: «Что ты здесь, Илия?» ст. 9. Насколько легче было бы пророку, если бы он мог спросить: «Зачем Ты призвал меня сюда?» Но Господь не призывал его туда. Прозвучало суровое слово Господне, каждый слог которого был, как огонь и молот.

«Что ты здесь?» Ведь на старом месте дело не закончено. Ты оставляешь дело в руках Иезавели. Народ идет обратно к ваалам.

Жизнь нам дана для труда. Мир мастерская Всевышнего. Какое же мы имеем право убегать, если Господь ожидает от нас труда? Являешься ли ты беглецом или тружеником, через которого может нечто делать Господь? Что ты

здесь делаешь? Имя пророка Илии означает: «Господь мой Бог». Достойно ли такое поведение чада Божьего, соответствует ли твоя жизнь твоему высокому званию?

«И вот, было к нему слово Господне» ст. 9. И каждое сказанное Богом слово было как обоюдоострый меч. Когда было слово Господне к тебе в последний раз? Когда Господь обличал тебя строго и основательно? Господне слово обличения является, как и слово похвалы, частью благословенного пути. Не пренебрегай Его обличениями!

Заметим, что Илия не прямо отвечает, что он делает. Сначала он говорит о своей прежней полезности, а затем переходит к само сожалению. Верно, что он жил с пользой для Царства Божия, но это было уже в прошлом. Господь спрашивал о том, что он делает сейчас. Нам, особенно тем, которые с благословением трудились в прошлом, легко успокоить себя, что мы были людьми, верными Богу. Какая польза от воспоминаний наших прошлых заслуг? Когда мы освободимся от выдвижения вперед своего «я»? Даже у пророка Илии оно выдвинулось на первый план, когда он оказался в плохом духовном состоянии.

Наконец, Бог являет Себя пророку. Восстановление духовной жизни пророка не заканчивается прежде, чем он возобновляет непосредственное общение с Богом. Подкрепление физических сил, ожидание и размышление, слово обличения все это было полезным, но недостаточным. У пророка еще оставались две больших нерешенных проблемы:

1)    возможно ли вообще еще что-то сделать для народа? и

2)    почему Бог больше не вмешивается в ход событий?

Эти проблемы знакомы и нам. Возможно ли вообще и если возможно, то почему Господь не проявит еще больше Своей силы и не заставит людей ценить Его больше, чем прежде?

Бог ответил пророку тем же методом, какой Он употреблял неоднократно, а именно методом, каким Он ответил Иову и Иоанну Крестителю. Господь приводит человека к понятию, что планы Божии намного возвышеннее и значительнее, чем наши мысли. Перед глазами Иова Он допускает пройти всей божественной природе во всем ее великолепии. И страждущий муж замолкает, несмотря на жгучие боли. Иоанну Крестителю Иисус передает слово о чудных делах Божиих, которые говорят сами за себя. Не было дано прямого ответа ни одному по той только причине, что их личная проблема была всего лишь маленькой частицей в большом божественном предприятии. Имеются отдельные вопросы, которые мы не поймем до тех пор, пока не увидим целое. И Господь сказал: «Выйди и стань на горе пред лицом Господним» ст. 11. Господу нужно было устранить все, что мешало Илии вновь открыто стоять перед Ним. И Он освобождает Своего раба от страха перед Иезавелью и выводит его из темноты пещеры. Теперь мимо пророка проходят великие дела Божии. Прежде всего прошла буря. Камни громыхали, падали в пропасть с горных вершин. Вьюжил песок пустыни, и горизонт сверкал в своем круговороте. Тысячегласный визг и вой доносился до ушей пророка. Бог послал землетрясение. Испытавшие его говорят, что это переживание ужасно влияет на человека. Все вокруг и даже под ногами колеблется и рушится. В земле возникают глубокие трещины. Нигде больше нет точки опоры. За землетрясением пришел огонь. Сверкает молния, горят облака, воздух полон огня, и земля пламени, но внутренний человек пророка остается нетронутым и спокойным.

«После огня веяние тихого ветра» ст. 12. Сразу же наступила тишина. Было так тихо, что нежный Божий голос могло слышать сердце Илии. Было затронуто все существо пророка: «Услышав сие, Илия закрыл лице свое милостью своею» ст. 13. Илия сам никогда не мог бы этого придумать. Он был сторонником силы. Он жаловался, что Бог выпускает дела из рук, не заставляет считаться с Собою. Разрушаются жертвенники и умерщвляются пророки. Теперь Илии вдруг становится ясным, что у Господа есть еще метод, намного превосходящий метод силы. Демонстрация силы не является лучшим методом. Силой можно получить подчиненных, но не любящих друзей.

Эта часть жизни Илии кончается несравненной картиной: пророк стоит у входа в пещеру и покрывает свое лицо длинной милостью перед тихим голосом Бога. Он встретился с Самим Богом.

Мы поступим разумно, если первый дар Бога в нашей жизни не будем считать Его последним даром. Может прийти здоровье, можно получить хлеб, но у Бога есть нечто, предназначенное для тебя. Его слово может говорить тебе ясно, обличающе и оживляюще, но и это еще не все. Живое и прямое общение с Богом является самым дорогим в нашей жизни.

 

О. А. Тярк, Избранные труды Том 1

Газета Протестант,ру

Добавить комментарий