Трудные вопросы Библии. Что означают слова «ударившему тебя по щеке подставь и другую»?


ВОПРОС:

Что означают слова Спасителя «Ударившему тебя по щеке подставь и другую»? Разве не обязаны мы защищать справедливость и не имеем права на оборону?

ОТВЕТ:

Если человек защищается и если его реакция пропорциональна тому благу, которое он хочет защитить, то в этом случае неумышленное убийство не является грехом: поскольку отсутствует всякое намерение убийства, а защита пропорциональна и справедлива.

Церковь допускает защиту в случае индивидуального или коллективного нападения, если она пропорциональна защищаемому благу. Вот простой пример: не может быть оправдано убийство или нанесение тяжелой травмы вору, крадущему яблоки в чьем-то саду. В данном случае реакция не пропорциональна защищаемому благу.

Что же имел в виду Спаситель, говоря: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Мф 5,39) или «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26,52)?

В первой фразе Господь просит отказаться от мести. Сам Иисус фактами объясняет эти слова. Когда слуга первосвященника ударяет Его по лицу, Он не подставляет вторую щеку, а порицает стражника: «Если Я сказал что-то не так, укажи, в чем Я не прав, а если говорю правду, почему ты Меня бьешь?» (Ин 18,23)

Несомненно, Господь был готов подставить другую щёку, мало того, Он был готов к распятию на Кресте. Он призывает реагировать на насилие не насилием, а рассудительностью.

Но если бы благо того потребовало, Иисус мог попросить у Отца все ангельские воинства. Но таким способом как бы Он совершил наше Искупление?

Что касается второй фразы — «Кто берется за меч, от меча и погибнет», — то Августин толковал ее следующим образом: кто убивает мечом, тот погибнет духовно как раз из-за меча, использованного для убийства.

Эти слова означают также, что те, кто прибегают к мечу из-за своей мести или в силу своей власти, сами заслуживают смерти от меча. Иисус напоминает об этом Петру не для того, чтобы осудить его, но чтобы объяснить: перед таким количеством врагов напрасны всякие попытки защиты.

 

ru.radiovaticana.va

Добавить комментарий