Церковь Христова во время Реформации


И. В. Музычко

О Реформации написаны сотни хороших книг, в которых детально проанализированы все причины возникновения

 

Реформации, пути ее развития и все ее последствия.

Так как христианство в средние века было господствующей идеологией в Европе, оказывающей непосредственное влияние на политику, экономику и жизнь всего народа, то низкое духовно-нравственное состояние католической церкви было главной причиной возникновения Реформации. О нравственном состоянии официальной церкви в период, предшествующий Реформации, читаем в — книге «Религия антихриста» следующее:

«Церковь в эпоху Возрождения переживала глубокий моральный распад. Священнослужители содержали кабаки, игорные и публичные дома. Монахини читали «Декамерон» и предавались оргиям. Писатели того времени сравнивали монастыри с разбойничьими вертепами и публичными домами. Продажа должностей, коррупция, аморальность высшего духовенства — все это способствовало катастрофическому падению авторитета церкви. При этом следует иметь в виду, что сами папы и большинство кардиналов были гуманистами, страстными любителями античности, покровителями наук и искусств».

Но мы знаем, что истинным Творцом истории, как общей, так в особенности истории народа Божия, является Всемогущий Бог. Он есть Тот, Который управляет судьбами народов, Который «изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан. 2:21, 4:14). Хотя для возникновения Реформации необходимы были определенные условия — религиозные, политические, экономические, социальные, но с духовной точки зрения Реформация возникла не в силу этих причин и условий, а потому, что Богом было предназначено возникновение Реформации, и Он так направлял развитие исторических событий, чтобы подготовить необходимые условия для ее возникновения.

И «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4), и подготовлены были все необходимые условия, тогда «возбудил Господь дух» (Езд. 1:1) Лютера и Кальвина, искать ответы на насущные вопросы: почему церковь находится на таком низком духовном и нравственном уровне? Почему духовенство погрязло в пороках коррупции, морального разложения, наживы через ограбление народных масс и позорную практику продажи индульгенций? Почему церковь отступила от истины Христовой, почему массы верующих лишены живого Слова Божьего, в чем состоит путь личного спасения? Все эти и другие вопросы привели Лютера, а затем Кальвина к тому, что они подняли голос за правду и заявили о несогласии с таким положением вещей. Так собственно началась Реформация.

Кто изучал историю Реформации, тот знает, что с самого начала в Реформации обозначились три направления: реформация в Германии под руководством Лютера, реформация в Швейцарии под руководством сначала Цвингли, а затем Кальвина, и реформация под руководством анабаптистов или, так называемая, радикальная реформация. Некоторые думают, что целью всей Реформации был возврат к Евангельским истокам христианства. Но на самом деле это не совсем так. Лютер не ставил перед собой задачу возродить Церковь Христову по примеру первоапостольской Церкви. Он выступал только против грехов и пороков в среде духовенства и против всего того, что явно противоречило Писанию. Он ставил задачу реформировать католическую церковь, в которой он был священником. Поэтому в лютеранстве осталось много от католичества, как в вероучении, так и в практике церковной жизни.

Что Лютер оставил от католичества

Как следует из книги П. Д. Савченко «Сравнительное богословие», в лютеранстве остались от католичества следующие наиболее важные отклонения от Евангельской истины. Лютер оставил католическое понимание и практику крещения детей. В учении Лютера сказано:

«Что дает крещение? Оно производит отпущение грехов, избавляет от смерти и диавола и дарует вечное блаженство всем верующим в то, о чем свидетельствует слово и обетование Божие».

Лютер оставил католическое понимание и практику таинства святого причастия, заменив только еретическое понятие «преосуществления» близким ему по значению понятием «присутствия». В учении Лютера говорится:

«Под хлебом и вином понимается истинное тело и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа, установленные Им для принятия их всеми христианами. Истинное тело и истинная кровь понимается не символически, а буквально, именно то тело, которое страдало за нас и именно та кровь, которая была пролита за нас».

Лютер оставил католическую практику исповеди перед священником. По учению Лютера:

«Исповедь есть: во-первых, сознание во всех грехах; во- вторых, получение разрешения или прощения их от духовника, как бы от Самого Бога, и при этом, не сомневаясь, но, твердо веруя, что через это грехи прощены и на небе перед Богом».

И последнее и очень важное: Лютер, освободив свою церковь от власти папы, подчинил ее государственной власти. Лютеранская церковь в Германии управлялась синодом во главе с князем или королем, который был главой церкви.

Как следует из перечисленных выше отступлений от Евангельских принципов, оставшихся в лютеранстве от католической церкви, лютеранство никак нельзя считать восстановлением истинного живого христианства времен Апостолов. Лютер очень много сделал для восстановления Евангельской истины в христианстве. Главная заслуга Лютера состоит в том, что он отверг католическое заблуждение о спасение через духовенство и церковные таинства и восстановил Евангельский путь спасения по вере в искупительную жертву Христа. Он дал своему народу живое Слово Божье, сделав перевод Библии на понятный людям немецкий язык. Несмотря на все его заслуги, Лютер не смог полностью освободиться от многих заблуждений и извращений истины Христовой, присущих католичеству.

Что реформировал Кальвин

То же самое можно сказать и о кальвинизме. Кальвин тоже не ставил целью своей реформации в Швейцарии возврат к живому христианству первоапостольской Церкви. Он хотел реформировать католическую церковь так, чтобы очистить ее от того, что он считал противоречащим Библии. Поэтому в Реформатской церкви, которую он основал в Швейцарии, осталось много от католицизма. Подобно Лютеру он оставил в своей церкви католическое крещение детей, а саму церковь сделал государственной.

Главным пунктом в учении Кальвина было искаженное понятие о суверенности Бога и вытекающее из этого понятия учение о предопределении и связанное с ним учение о вечной безопасности. Кальвин отрицал наличие свободной воли в грешном человеке и, следовательно, отрицал возможность человека самому решать — принять ему спасительную благодать Божью или отвергнуть ее. Он учил, что суверенный Бог предопределил одних людей ко спасению, а других — к погибели. Вечная участь человека, по учению Кальвина, совершенно не зависит от воли и желания человека, а определяется Божьим предопределением. По словам Кальвина, тот, кто однажды был записан в Книгу Жизни, тот не может быть вычеркнут из нее. Кто получил Божью благодать, тот никогда не может утратить ее. Такое учение противоречит Писанию    (Исх.    32:33;    Отк.    3:5;

Евр. 12:5), на что указывал еще в 1580-90 г.г. нидерландский богослов Яков Арминий, который учил, что в вопросе спасения души важную роль играет свободная воля человека. Относительно учения Кальвина о предопределении в указанной выше книге «Сравнительное богословие» говорится:

«Наше евангельско-баптистское братство с самого начала в вопросе предопределения имело отличную от Кальвина точку зрения. Безусловно, мы верим в суверенитет Бога, в Его всемогущество, всеведение. Мы исповедуем могущество благодати Божьей во Христе и Его право «открывать и закрывать» (Отк. 3:7). Но вместе с тем, на основании Слова Божия мы не можем принять догмат о предопределении к погибели, ибо Библия учит: «Бог не желает смерти грешника», но «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Сущность Бога состоит в том, что Он «любит миловать и прощать», и что «рука Его не сократилась, чтобы спасать». Бог совершенно знает конечные результаты действия благодати. Он знает реакцию людей на благую весть спасения — что одни примут, а другие отвергнут, но и тем и другим дано одинаковое право, равные возможности, ибо любовь Божья объемлет всех. Ч. Сперджен говорил: «Даже самый последний грешник, заметив вдали открытую дверь, может, подойдя к ней, прочитать надпись: «Всякий, вошедший в нее, спасется». А, войдя внутрь, он увидит другую надпись, не менее значительную: «Ты здесь по предвидению Бога. Всех, вошедших сюда, Бог предопределил быть подобными образу Сына Своего»».

Божие предопределение связано с предузнанием (Рим. 8:29). Всем людям даны равные шансы на спасение, но многие по жестокосердию своему отвергают дар Божий и не потому, что Господь определил их на погибель, а потому, что они, по словам Христа, «более возлюбили тьму, нежели свет, ибо дела их были злы» (Иоанн. 3:19) . И, тем не менее, Господь в Своей любви оставляет человеку право выбора и решения: «Избери ныне добро или зло, жизнь или смерть» (Вт. 30:15,19).

 

И. В. Музычко. Живое христианство и тайна беззакония

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий