Государственная политика создания в России институтов гражданского общества


А.Ю. Еременко

 

Бесспорно, положение институтов гражданского общества определяется государственной политикой, в которой с 2005 г. наблюдается поворот от минимального внимания государства к структурам гражданского общества и выборочной поддержки определенного круга организаций к подозрительному отношению к тем, кто получает финансирование из-за рубежа, а также к попыткам наладить диалог между представителями общественности и государством.

Со стороны государства в новейшей истории России прилагались усилия по созданию институтов, целью которых было осуществление так называемой гражданской деятельности, во многом подконтрольной государству. При этом стоит подчеркнуть, что, например, европейское законодательство также допускает контроль неправительственных организаций на законных основаниях .

С 2000х гг. российское правительство организовало ряд структур и консультативных площадок для развития диалога и сотрудничества с организациями гражданского общества. Так, в 2001 г. в Государственном Кремлевском дворце был созван Гражданский форум общественных организаций. Основной целью съезда провозглашалось выстраивание постоянного эффективного диалога между властью и обществом. Встречи в рамках первого Гражданского форума повторялись и в дальнейшем.

В 2004 г. был образован Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Кремль также поддерживает развитие гражданского молодежного движения и экологические движения.

В 2009 г. Социально-консервативный клуб партии «Единая Россия» начал работу в новом формате — «Гражданская платформа». Деятельность Клуба направлена на сотрудничество со многими некоммерческими организациями, к работе над проектами привлекается Общественная палата. Клуб, приближенный к партии власти, безусловно, в состоянии серьезно политически поддерживать ряд некоммерческих организаций. При этом важно учитывать и то влияние, которое данная структура способна оказывать на деятельность и вектор развития институтов гражданского общества, попадающих в зону сотрудничества с Клубом.

В 2011 г. был основан Совет по взаимодействию Общественной палаты Российской Федерации с общественными палатами (общественными советами), созданными в субъектах Российской Федерации. Цель формирования Совета общественных палат России — поддержание контакта между общественными палатами субъектов Российской Федерации и оказание им информационной, методической и иной поддержки.

Так или иначе, стратегия любого государства привязана к установлению связей с институтами гражданского общества. Безусловно, цели таких связей могут иметь различный характер: от реального сотрудничества до полного одностороннего контроля за деятельностью гражданского общества, где мероприятия последнего превращаются в фикцию.

Качество такого диалога, как уже упоминалось ранее, во многом зависит от национальных особенностей, политической культуры и традиций в каждом конкретном регионе или стране, от самой истории становления и развития гражданского общества. Основные причины коренятся в стремлении поддерживать отношения со стороны государства с избранным числом подобных структур и только по конкретным вопросам. Либо задаются слишком широкие инициативы, которые по факту не реализуются, в том числе не измеряются показатели эффективности тех или иных проектов и мероприятий.

Наличие сильного гражданского общества обеспечивает прозрачную обратную связь, которая позволяет власти реагировать на проблемы развития общества, иметь возможность оперативно производить корректировку управленческих решений, а самому обществу влиять на принятие решений. Подобное взаимо дополнение возможно только там, где государство считается с позицией общества и заботится об имидже страны, а структуры гражданского общества самостоятельно выбирают пути и направления своего развития, а значит и проблемных областей и инструментов решения тех или иных задач.

В настоящий момент гражданское общество в России, пожалуй, не является стабильным и мощным проводником, с помощью которого запросы и основные ожидания и ценности общества доносятся до властных структур, а решения власти не коррелируют с данной обратной связью. Позитивной тенденцией в обществе выступает запрос на активизацию роли институтов гражданского общества, поэтому всем действующим органам власти, бизнес-структурам необходимо направленно сфокусироваться на обеспечении данного положительного тренда для поступательного развития гражданского общества в России.

 

Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование: № 3 (29), том 6, 2013, ПОЛИТОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Газета Протестант.ру

Добавить комментарий