Обрати другую щеку


Джон Мак-Артур

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»; (Матф.5:39)

Принцип прощения с самого начала был особенностью учения Христа. Нагорная проповедь содержит целый раздел с наставлением для учеников в терпении переносить несправедливые обиды: «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф. 5:38-39). Многие люди понимают содержание этих слов неправильно, поэтому стоит взглянуть на них поближе.

Во-первых, важно понять, что Христос не учил всеобщему пацифизму. Некоторые считают, что этот раздел из Нагорной проповеди исключает использование силы или насилия в какой бы то ни было ситуации. Однако, это не так, потому что в Рим. 13:4 гражданским властям ясно дается право и обязанность носить меч, подразумевая применение силы, включая и смертельное, в случае необходимости — в качестве отмщения «в наказание делающему злое». Поэтому полицейский, убивающий преступника, чтобы остановить совершение преступления, или палач, убивающий приговоренного к смерти, действует в соответствии с установленным Богом порядком.

Во-вторых, этот текст не исключает самозащиту в случае явно преступного нападения. Иисус учит, как мы должны реагировать на обиды и оскорбление нашего личного достоинства (ст. 39-42). Этот текст конечно же не означает, что муж должен отказаться защищать свою жену, или отец — уклоняться от защиты своих детей. Те, кто видит в этом тексте такой радикальный пацифизм, извратили намерение Иисуса.

В-третьих, Христос не отменял ни одного принципа Ветхозаветного закона. Он исправлял искажение закона, имевшее место в раввинском предании. Принцип «око за око» был Богодухновенно дан Моисею, и поэтому он не мог быть злым: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24:19-20; ср. Исх. 21:24; Втор. 19:21).

Мы знаем, что Христос не объявлял этот закон бесполезным и недействительным, потому что Он Сам заявил в Матф. 5:17-18: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Поэтому невероятно, чтобы Христос намеревался изменять или улучшать нравственный стандарт Ветхозаветного закона.

Что же Он тогда подразумевал? Если стих 39 на самом деле не аннулирует правило «око за око», чтобы заменить его более добрым, более мягким принципом, в чем же суть этого текста?

Дело вот в чем: принцип «око за око» был дан для решения вопросов гражданского права. Он был директивой для судей, определяющих наказание за гражданские нарушения, чтобы гарантировать соответствие наказания преступлению. Этот принцип не был жестоким, он ограничивал наказание тяжестью преступления. И во всех случаях, где принцип «око за око» применялся, вынести приговор обидчику и определить наказание должны были судьи, а не обиженная сторона (Исх. 21:22-24; ср. Втор. 19:18-21). Нигде и никогда Ветхий Завет не разрешал отдельным людям брать закон в свои руки и применять его против тех, кто лично их обидел.

К сожалению, раввинское предание размыло необходимое разграничение между вопросами гражданского права и мелкими личными обидами. Раввины злоупотребляли принципом «око за око», применяя его в спорах для оправдания людей, ищущих личной мести за причиненные им обиды.

Иисус просто исправлял это неправильное представление. Он также делал некоторые необходимые разграничения между общественными и личными оскорблениями, между серьезными и мелкими. Удар по щеке — это не настоящее повреждение. Пусть желающий следовать за Христом просто подставит другую щеку. Но если жертва считает нападение преступным деянием, то пусть пройдет через надлежащие процедуры гражданского закона и позволит другим установить вину и определить наказание. Никто не имеет права на личное возмездие. Так поступать значит ставить себя в роли судьи и палача. Это нарушает дух всего, что закон говорит о гражданском и личном праве.

Поэтому повеление Иисуса обратить другую щеку устанавливает две категории оскорблений: одну — мелкую и личную, а другую — основательную или публичную. Во втором случае кто-то другой, кроме жертвы, должен доказать вину и определить наказание. В первом случае обиженная сторона, желая прославить Бога, должна просто с терпением переносить обиды.

Не противься злому

Слова Иисуса в Матф. 5:39 суммируют принцип, который применяется к мелким личным обидам: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Этот стих многие годы применялся неправильно. Один культ в 70-е годы был известен тем, что его члены применяли фразу «не противься злому» в самой крайней форме, заходя так далеко, что одновременно поклонялись сатане и Христу!

Конечно же, Христос не учил, что злые люди должны иметь свободу во всех обстоятельствах. Сам Иисус противостал злым делателям и в Своем учении и в Своих действиях. В двух случаях Он даже сделал бич из веревок и изгнал тех, кто осквернял дом Его Отца (Матф. 21:12; Иоан. 2:15).

В другом месте Св. Писание учит нас противостоять диаволу (Иак. 4:7; 1 Пет. 5:9). Мы должны сопротивляться лжеучителям, опровергая их ложь (Тит. 1:9). Мы должны противостать злу в церкви, исключая из нее делающих зло (1 Кор. 5:13; более полное обсуждение церковной дисциплины см. в 7-й главе). Павел даже учил, что согрешающие служителя должны быть обличаемы «перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20).

По выше упомянутым причинам ясно, что принцип непротивления и правило «обрати другую щеку» не может предназначаться для воспрепятствования гражданскому правительству наказывать преступников. Применить этот принцип в гражданской сфере означало бы повергнуть общество в хаос. Гражданское правительство поставлено Богом «для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2:13-14; ср. Рим. 13:4). Справедливость обязывает нас утверждать закон и настаивать, чтобы и другие поступали так. Сообщение о преступлении является и гражданской ответственностью, и актом сострадания. Извинить или помочь прикрыть проступки других означает согласие со злом. Безразличие к защите невиновного есть серьезное зло само по себе (Иер. 5:28-29).

Поэтому в Писании никак нет места для мнения, что наша реакция на зло всегда должна проявляться в пассивном непротивлении. Не может быть, чтобы Иисус учил этому в Матф. 5:39.

Но что же тогда подразумевал Иисус, когда сказал: «Не противься злому»?

Опять же, Он запрещал личное возмездие, месть, злобу, негодование или воинственную реакцию перед лицом личных или просто мелких оскорблений. Слово, переведенное «противься», говорит о воинственном возмездии. Эта идея подразумевает личную месть. Христос же просто преподает тот самый принцип, который изложил Апостол Павел в Рим. 12:17-19:

Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Таким образом, мы часто можем преодолеть зло, делая добро (ст. 21).

 

Джон МакАртур, Свобода и сила прощения. Славянское Евангельское Общество 2005, Перевод: С. Омельченко

Газета Протестант.ру

Мир в Боге.ру

Добавить комментарий